Конспект открытого занятия в объединении Кукольный театр Золотой ключик «Экскурсия в сказочную страну Кукляндию.»


План занятия объединения Кукольный театр «Золотой ключик» МБУ ДО ДД(Ю)Т г. Салавата
Дата: 21.04.2016 г.
Тема: «Экскурсия в сказочную страну Кукляндию.»
Цель: Познакомить с видами кукол. Повторить пройденный материал.
Задачи
Образовательные: 1. Изучить технологию работы с перчаточной куклой 
Воспитательные:  1.Создать ситуацию успеха для каждого ребенка. 2.Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе. 3.Воспитывать бережное отношение к театральным куклам
Развивающие:  1.Развивать творческий потенциал детей.  2.Развить образное мышление и фантазию детей. 
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук, театральный пакетик, разные виды кукол, ширма, куклы для работы за ширмой, презентация с фотографиями участников кукольного театра «Золотой ключик», сладкий приз для каждого участника занятия.
Ход занятия
Приветствие 2 мин.
Благодарственное слово-3 мин
Упражнение на развитие воображения «Экскурсия в сказочную страну Кукляндию» -2 мин.
Упражнения на снятие мышечного напряжения-1 мин.
Упражнения на развитие мимики лица «Буратино»-1 мин.
Упражнение на развитие сценической речи (скороговорки, «Самовар»)-5 мин.
Упражнения на развитие голосового аппарата, распевка-3 мин.
Упражнение на восстановление дыхания «Орган»-1 мин.
Теоретическая часть «Виды кукол» -11 мин.
Упражнение на развитие пластики Пантомима, «Зеркало», Ситуация «Утром», «В автобусе» -9 мин.
Вопросы от Буратино
Какие бывают куклы?
Какой формы бывает сцена?
Кукла Петрушка - перчаточная кукла?
С какими куклами вы ставили кукольное представление «Три поросенка»?
Как нужно относится к куклам?
Каким куклам ширма для представления не нужна?
Как нужно вести себя на сцене во время ожидания выступления?
Как нужно произносить речь, говорить на сцене?
Форма сцены и правила поведения на ней артистов?
Какие куклы популярны в Китае?
Какие куклы популярны в России?
Импровизация на тему стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья…» Самоанализ-5 мин.
Заключение -2 мин.
Открытое занятие "Экскурсия в сказочный мир"
Автор: Биктимирова Лилия Саттаровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДД(Ю)Т г. СалаватаЦель занятия :Познакомить с видами театральных кукол. Задачи: Образовательные: 1. Изучить технологию работы с перчаточной куклой Воспитательные: 1.Создать ситуацию успеха для каждого ребенка. 2.Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе. 3.Воспитывать бережное отношение к театральным куклам
Развивающие: 1.Развивать творческий потенциал детей. 2.Развить образное мышление и фантазию детей. Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук, театральный чемоданчик с разными видами кукол, ширма, куклы для работы за ширмой, альбом с фотографиями участников кукольного театра «Золотой ключик», памятный приз для каждого участника занятия.План – конспект(Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз .М.Минкова) 
Этап I 
• Организационный момент. • Приветствие педагогом учащихся. 
Педагог: Здравствуйте милые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. И как всегда мне везет, потому что ко мне приходят самые лучшие, самые симпатичные, самые добрые дети. А помогать на занятии сегодня будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для работы на занятии. Молча про себя…Получилось? Почувствовали силу? Можно начинать заниматься.Присаживайтесь. Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня. Этап II Сообщение целей и задач занятия: Сегодня мы будем знакомиться с видами театральных кукол. Научимся работать с перчаточной куклой.Я хочу разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех.Подготовительный этап:Создание психологического настроя на совместную деятельность. 
1. Разминка
Педагог. Ребята, вы были когда-нибудь в кукольном театре? Какой спектакль вы смотрели? Что вы видели там? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите отправиться в сказочную страну? Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойте вместе со мною знакомую песню (ходьба змейкой по всему залу под песню «Маленькая страна»).
Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (имитирует, сопровождая звуковым сигналом (музыка), колокольчик и т.п.).
Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь ее надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?
Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек).
А теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.
2. Гимнастика
(Напряженно)
Бом-бом-бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют 12, все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку. Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла. «Бом-бом» – забили часы. Давайте все вместе сосчитаем до 12.
(Расслабленно)
Первыми ожили куклы бибабо, которых надевают на руку. Давайте я каждому надену на руку веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой веселый Петрушка. А теперь вы сами стали куклами бибабо (педагог имитирует).
Наклоните голову, поздоровайтесь, как это делает Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует.
Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело как из тряпочки. Наклонитесь, руки и голова повисли, расслабились.
А еще в кукольном театре есть куклы-марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы с вами превратились в кукол-марионеток. Пока веревочки ослаблены, и все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.
(Резко, напряженно)
Но вот дернули за одну веревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дергать за все веревочки, сразу и у нас все задвигалось. Все напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за веревочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.
(Кружение, застывание)
То мы как балерина, то мы как Пьеро. А теперь играем на скрипочке.
(Плавно, расслабленно)
Кукольный театр не может обойтись без Буратино. Давайте покажем этого маленького шалунишку. Он весь из дерева, твердый.
(Напряженно)
Папа Карло его только что сделал. Он стоит, расставив ноги, твердые как дерево, и руки такие же твердые. Спина, шея – деревянные. А на лице веселая улыбка.
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видно, не нашел.
А теперь я превращу вас в тряпичную куклу Пьеро. Буратино веселый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает о ней. Все тело у него расслаблено. Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает. Он же сделан из мягкой ткани. Сел Пьеро, а его тело, как тряпочка, опять упало на травку. Все движения медленные. Как он зовет Мальвину?
Пропала Мальвина – невеста моя. Она убежала в чужие края.
Но что это за веселая музыка? (запись из м/ф «Буратино»). Скорее вставайте, давайте потанцуем, кто как хочет. Можете танцевать как веселый Буратино, или как нежная Мальвина, или как медлительный Пьеро, или как резвый Артемон.
3. Общение. Эмоции злости, проявление доброты, хитрости, мудрости
Педагог. Садитесь. Давайте отдохнем и немного поговорим. В сказке «Буратино» есть еще и лиса Алиса. Какая она? (Хитрая, обманщица, коварная.) Покажите, какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. Говорит Буратино: «Миленький, добренький Буратино, хочешь, я тебя научу, как разбогатеть». Покажите по очереди хитрую лису. Как она крадется за Буратино на поле дураков; чтобы украсть у него деньги. Как она говорит; «Какое небо голубое...». А теперь давайте изобразим злого, беспощадного Карабаса Барабаса. Брови нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногам» топает, хлыстом размахивает, бородой трясет:
Всех поймаю, ключик отберу, Всех кукол в огне сожгу!
Похожи мы на злого Карабаса? Вы его боитесь? Давайте вместе скажем:
Злой, ужасный Карабас,Не боимся больше вас
Педагог: Здравствуйте милые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. И как всегда мне везет, потому что ко мне приходят самые лучшие, самые симпатичные, самые добрые дети. А помогать на занятии сегодня будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для работы на занятии. Молча про себя…Получилось? Почувствовали силу? Можно начинать заниматься.Присаживайтесь. Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня. Этап II Сообщение целей и задач занятия: Сегодня мы будем знакомиться с видами театральных кукол. Научимся работать с перчаточной куклой.Я хочу разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех.Подготовительный этап:Создание психологического настроя на совместную деятельность. И так я приглашаю окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актера. Кукольный театр – что это такое? (Дети отвечают). А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (Дети отвечают). Какие впечатления (понравился и почему)? Актер…кто это? (Дети отвечают). Какие виды кукол вы знаете? (Дети отвечают). Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (Просмотр слайдов с обсуждением и комментарием) - Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку- Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают). (ответ - одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.- Тростевые - Почему они так называются? (Дети отвечают). Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.- Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.- Куклы -тени . Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают). (создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.Педагог: Ребята, я являюсь руководителем кукольного коллектива «Золотой ключик». И у нас с ребятами есть традиция изготавливать своими руками куклы, декорации, ставить спектакли, для того, чтобы выступать перед другими детьми и взрослыми, участвовать в смотрах кукольных театров. И сейчас я проведу небольшую экскурсию. Видеоролик «Чудеса- юного кукловода» Все эти куклы сделаны руками таких же девчонок и мальчишек, как вы. Но ребят этих отличает старательность и терпение, потому что театральная кукла станет послушной только в руках очень старательного и терпеливого человека. III. Основной этап: ( звучит волшебная музыка) К ребятам в гости приходит волшебница кукольного театра : ( ребенок из театральной группы).
Волшебница: Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята я прихватила с собой чудесный, при чудесный.волшебный сундучок. Заглянем в него? Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки». Волшебница: (показывает ребятам движения они повторяют.) Раз –два –три-четыре-пять, Начинаем колдовать Надо за руки всем взяться, На носочки вверх подняться, Покружиться, улыбнутся В мир волшебный окунуться Волшебница:Ребята мы открыли сундучок, и внутри лежит для вас послание от сказочных театральных кукол. Они вас просят, прежде чем познакомиться с ними необходимо разучить веселую пальчиковую игру « Свиристели», так мы с вами разогреем наш голосовой аппарат, разомнем пальчики и настроимся на дальнейшее путешествие в мир театра. ( проводится пальчиковая игра « Свиристели» под муз.Д.Тухманова «Птичка») Прилетели свиристели (взмахи крыльев скрещенными кистями рук). И на веточке присели (полуприседания с сомкнутыми коленями)Стали зернышки клевать (« Клюют» по ладони левой руки 2-м пальцем правой руки. Затем по ладони правой руки 2-м пальцем левой руки). Раз, два, три, четыре, пять ( Поочередно смыкают с первым пальцем второй, третий, четвертый, пятый палец накаждой руке). Хохолки расправили (К сомкнутым первому и второму пальцам обеих рук то присоединять, то поднимать остальные пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки))Песни петь заставили. (Производят щелчки пальцами). Ти-ри-ра! Ти-ри-ра! (Выполняют 2 коротких хлопка ладонями, 1 шлепок по коленям – последовательность выполняется 2 раза). Птицам прочь лететь пора! ( Делают четыре ритмичных взмаха крыльями). Волшебница: Молодцы !А сейчас, дорогие ребята, вы сделаете маленький шаг в непростом, но весьма интересном деле: вы оживите перчаточные куклы. В этом нам поможет так же волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки». В сундучке находятся герои различных сказок и ждут своей очереди пообщаться с вами. Для этого нужно отгадать загадки. (Дети отгадывают загадки.Тот, кто отгадал – получает куклу) Летом гуляет, а зимой отдыхает? (Медведь). Живёт на болоте, любит комаров? (Лягушка). Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц). Под полом, шевелит хвостом, В щели глядится, вылезти боится? (Мышка)Рыжая плутовка, рыжая головка? (Лиса). Кто испек колобок? (Бабка). Как звали девочку в сказке «Три Медведя»? (Машенька) Кто поймал золотую рыбку? (Старик) Кто унёс Иванушку к Бабе-Яге? (Гуси).Прыгает быстро, любит морковку? (зайка)Кто в лесу перехитрил всех зверей? (лис).Кто летает на ступе? (Баба-Яга).Кто играл золотыми яблочками? (Иванушка).Кто в сказках самый страшный? (Волк).У кого самый длинный нос? (Слон).Волшебница: Молодцы ребятишки, девчонки и мальчишки, справились с заданием отгадали загадки , теперь мне пора с вами прощаться! ( уходит) Педагог: А теперь эти куклы нужно оживить.Стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, массажам с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.(Педагог проводит разминку кукловода.Дети повторяют движения за педагогом, выполняя упражнения для подвижности запястья.)Педагог: Ребята, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.Задание:Покрасим листок: Верх - голубым цветом, а низ - зеленым. В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки. В центре нашего листка - теремок. Слева -рисуем куст. Справа - дерево. Птички летают с куста на дерево.Педагог: На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.(Проводится упражнение для отработки четкости речи.)Озвучим наш рисунок. Стоит терем - теремок. Он ни низок - ни высок.Кто в тереме живет? (показывает таблички с надписями .)Пи - пи - пи (мышка)Пых - пых - пых (ёжик)Ква - ква - ква (лягушка)Гав - гав - гав (собачка)Ко - ко - ко (петушок)Мяу-мяу-мяу(кошка)Педагог: Мы размяли наши пальцы и запястья, разогрели голосовой аппарат, теперь будем обучаться приемам вождения кукол. Но сначала надо научиться правильно одевать куклу на руку.Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений.
Встаньте за стул и разверните его сиденьем к себе, сядьте. Спинка стула будет ширмой. Смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.(Проводятся упражнения с куклой, при этом характер музыки меняется) Кукла идет - радостно, грустно.Наклоны головы и туловища.Повороты: налево, направо, быстро, медленно.Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.Педагог: ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Мы «оживили» наших кукол. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра.Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Верхняя часть ширмы называется «грядка». На грядке укрепляется ткань, закрывающая актёров -«фартук». (Показ) Пусть каждый пройдет за ширму и попробует себя в роли актера. (Отработка движений). (Сначала педагог показывает движения, а затем дети).1. Обычно верховых кукол показывают из – за ширмы на 2/3 их роста ( как бы до колена). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать. 2. Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить. 3. Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую. Давайте попробуем озвучить свои куклы.Молодцы! Я думаю, что у вас у всех получилось побывать в роли актёра.Ребята вы сейчас работали за ширмой, ваши ручки и ваш голос немного устали нам с вами просто необходимо провести разминку. Я возьму в ладонь лимон.Чувствую, что круглый он.Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю.И всю руку напрягаю –Сок до капли выжимаю.Всё в порядке, сок готов.Я лимон бросаю,А руку расслабляю.
Педагог: Сегодня на нашем занятии мне помогает одна из девочек нашего коллектива «Золотой ключик» -Екатерина. Она будет в роли режиссёра. Помните на прошлых занятиях мы с вами читали и разбирали сказку «Колобок». А сегодня мы вместе с режиссёром попробуем её разыграть за ширмой с помощью перчаточных кукол. Давайте создадим театральную группу. Для этого Катя выбирает первого участника театральной группы …(метод:«Кто пойдёт со мной в театр»).Остальные дети будут зрителями. А на следующем занятии поменяемся ролями.Этап IV. Практическая деятельность детей: Смотрите, смотрите и не говорите, что вы не видели. Слушайте, слушайте и не говорите, что вы не слышали. Только сегодня и только сейчас. Только здесь и только для вас премьера сказки ….. «Колобок»!(Дети ставят сказку «Колобок»)
Этап V. Заключительный этап: Поведение итогов и рефлексия. Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Пусть хлопнет в ладоши тот: •кому понравилось быть в роли актера; •кому понравилось быть зрителем?;• с каким видом кукол вы сегодня работали на занятии? (Дети отвечают). (Ответ: перчаточной куклой). • Какие виды кукол вы еще знаете? (Дети отвечают). (Ответ: тростевые, пальчиковые, куклы-тени, марионетки). Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? (звучит музыка , дети высказывают свое мнение.Педагог: Вот и прощаться пришла пора. До свидания взрослые, до свиданья детвора! (закрывается сундучок, музыка заканчивается). Педагог: Какая самая лучшая награда для артиста? Дети: Аплодисменты зрителей. Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю небольшой сюрприз.