Аналитический отчет по теме Развитие творческих способностей младших школьников через интеграцию основного начального и дополнительного образования


СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Развитие творческих способностей обучающихся6
Глава 2. Интеграция учебной и внеурочной деятельности11
Глава 3. Мониторинг педагогической деятельности15
Заключение18
Литература20
Приложение21
Быть всегда творческим - значит быть всесильным.
Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент быть готовым решать проблемные вопросы и разрабатывать новые концепции.
Марк Фишер
Введение
Одной из наиболее важных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.
Современные педагогические представления о целостности мышления саморазвивающейся личности предполагают формирование у младшего школьника умений мыслить не только логически верно, но и эвристически парадоксально, креативно и созидательно.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования творческих компетенций. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно творческие способности лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Именно творческие компетенции ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить творческие способности каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.
Выпускник современной школы, должен обладать определенными качествами личности:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.
В данный момент, система образования решает проблему деятельностного подхода к обучению и личностно-ориентированного образования, при котором личность ученика должна быть в центре внимания педагога, а его познавательная, интеллектуальная и творческая деятельность должна стать ведущей.
Поэтому я вижу следующие противоречия:
Между уровнем развития учащихся и уровнем современных требований к качеству образования.
Между современными требованиями к творческой деятельности учащихся и недостаточными возможностями использования эффективных методов и приёмов, способствующих творческому развитию учащихся в процессе обучения.
На основании выявленных противоречий я сформулировала проблему: недостаточные возможности использования в педагогической деятельности эффективных современных технологий, необходимых для творческого развития учащихся.
Объектом исследования является формирование творческих способностей учащихся;
Предметом исследования является создание системы работы, по развитию творческих способностей младших школьников через интеграцию основного начального и дополнительного образования».
Сформулированные противоречия и обозначенная проблема позволили определить цель на межаттестационный период:
«Формирование творческой личности, развитие познавательной и общественной деятельности младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучать и обобщать опыт эффективного использования технологий творческого развития личности;
развивать у учащихся способность и потребность искать и находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию, находить способы взаимодействия с окружающими людьми,
формировать навыки работы в группе, коллективе;
формировать у младшего школьника умение мыслить креативно и созидательно.
разработать и внедрить систему мониторинга (критерии, параметры, инструментарий) позволяющего отслеживать динамику формирования творческих способностей учащихся в процессе деятельности.
Гипотезой исследования является утверждение о том, что интегрированных уроков в процессе обучения поможет наиболее эффективно развить творческий потенциал и творческие способности у детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Развитие творческих способностей обучающихся и современные педагогические технологии
Целью моей методической работы является развитие творческих способностей младших школьников через интеграцию основного начального и дополнительного образования. Я убеждена, что путем слияния учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования можно получить наиболее эффективную методику воспитания творческих и талантливых личностей. Такая методика не только эффективна, но и актуальна, так как современное образование направлено на формирование развитой личности.
Закон «Об образовании» РФ декларирует, что содержание современного образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы, картины мира.Творчество – это необходимый и детям и взрослым «ключ» к поиску себя. Именно творчество помогает ребенку развивать мышление, воображение, что впоследствии позволит ему эффективно решать проблемы связанные с учебой и дальнейшей трудовой деятельностью.
Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
В основе образования – два важнейших процесса: познание и развитие. Познавательное развитие – базовое, фундаментальное понятие психологии и педагогики, лежащее в основе технологий развивающего обучения.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
В своей профессиональной деятельности я использую следующие педагогические технологии:
технологию проблемного обучения;
игровые технологии;
технологии групповой и коллективной работы
технологии развития творческих способностей
информационно-коммуникационные технологии.
Технология проблемного обучения
Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Условия успешного проблемного обучения: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); значимость информации, получаемой при решении проблемы; необходимость доброжелательного диалогического общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Формы проблемного обучения
проблемное изложение учебного материала (учитель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения);
частично-поисковая деятельность (вопросы учителя должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поток);
самостоятельная исследовательская деятельность (учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем учителя);
учебная деловая игра.
Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Игровые технологии
Цель использования – активизация познавательной деятельности.
Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Материал, пройденный в игровой форме, лучше усваивается учащимися и запоминается на длительное время. Учащиеся на таком уроке не устают и с радостью выполняют предложенные задания. Интерес к предмету вызывают не только нестандартные, но и дифференцированные задания, сориентированные на выполнение каждым учеником, что позволяет добиться стопроцентной успеваемости учащихся. На обобщающих уроках по различным темам используются интерактивные игры: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Пойми меня» и другие.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио- и видеотехнику, Интернет.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведет к повышению качества образования. Практика показывает, что дети:
с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
формируют информационную культуру, которая необходима школьнику для его будущей социализации;
расширяют культурный, социальный, интеллектуальный кругозор.
Основные направления использования ИКТ на уроках:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
тренажёр;
контроль за умениями, навыками учащихся;
самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Современные информационно-коммуникационные технологии во всем их многообразии и многоплановости, при разумном их распределении и использовании, могут сыграть немаловажную роль в развитии ключевых компетенций учащихся.
Преимущества использования ИКТ: визуализация учебного материала; интеграция со смежными дисциплинами; стимулирование воображения учащихся; разнообразие форм представления учебного материала.
Ограничения в использовании ИКТ: санитарные нормы (работа с интерактивной доской – не более 20 минут), ограниченные возможности для отработки навыков письменной речи.
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование ключевых компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой. Задача учителя – организовать познавательную деятельность школьника таким образом, чтобы в процессе обучения развивались его способности, активизировались познавательные интересы, совершенствовались навыки учебного сотрудничества.
Глава 2. Интеграция учебной и внеурочной деятельности
Для того что бы успешно развивать творческие способности каждому ребенку необходим индивидуальный подход, который достигается посредством интеграции учебной и внеучебной деятельности, а также дополнительного образования.
Наиболее полным определением интеграции для меня является следующее положение: интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания полученные в разных сферах деятельности в единое целое, на основе чего у детей формируется целостное восприятие мира.
При интеграции учебной и внеучебной деятельности ученика основной акцент приходится на развитие образного, творческого мышления и усвоении материала, предложенного ученику как ряд взаимосвязанных явлений и предметов. Эти уроки также направлены на активное развитие творческой активности школьников. Это дает возможность использовать содержание всех предметов, изучаемых школьниками, привлекать дополнительные сведения из различных областей знания, кроме того появляется возможность апеллировать к личному опыту учеников, к событиям окружающей жизни.
Для построения эффективной работы я разработала ряд комбинаций предметов:
Литература хорошо комбинируется с русским языком, риторикой, музыкой.
В качестве примера приведу цикл уроков по теме «Текст. Работа с текстом». На этих уроках идет работа с текстами разных видов, лексикой, характерной для этих текстов, языковыми, художественными, музыкальными выразительными средствами. Работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами позволяет обогатить речь детей. Работа с информацией, содержащейся в текстах, дает возможность сформировать навыки продуктивного чтения.
Изобразительное искусство и технология
Использование разных техник и материалов позволяет создать наиболее разнообразные работы, сделать их более яркими и запоминающимися.
Математика и изобразительное искусство (или технология)
На этих уроках активно использую циркуль и линейку. Работа с этими инструментами позволяет не только научить детей грамотно ими пользоваться, но и создать множество творческих работ.
Внеурочная деятельность с любым предметом из учебного плана
просмотр развивающих видеофильмов, связанных с темой уроков; коллективное решение различных олимпиадных заданий (с использованием ресурсов интернета). Эта работа повышает результативность при участии в конкурсах и олимпиадах разного уровня и повышает интерес к умственной и познавательной деятельности. В настоящее время работаю над авторской программой, которая обеспечит связь урочной и внеурочной деятельности.
Активно использую «замкнутую композицию» (сквозную тему дня или недели). При использовании этого приема каждый учебный день можно сделать особенным, запоминающимся и при этом полученные знания/умения включить в общую картину, позволить их применить, а значит сделать «своими». Интегрированные уроки позволяют выполнить больший объем работы и дают время для «чистого» творчества и избавляют от спешки при нехватке времени на одном уроке.
Помимо интеграционных технологий для эффективного развития творческих способностей обучающихся на уроках и внеурочной деятельности мною:
создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учетом воображения;
организуется сотворчество в детском коллективе для проявления и развития творческих способностей каждого;
используются технологии развития творческого мышления.
Регулярно использую коллективные работы, которые позволяют:
научить планировать свою деятельность;
дают возможность усовершенствовать процесс и разработать новые технологии использования материалов;
научить ставить адекватные учебные задачи;
искать эффективные методы и способы работы, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
развивать межличностные отношения, строить коллективную деятельность.
Целью моей деятельности являлось формирование творческой личности, развитие познавательной и общественной деятельности младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить и обобщить опыт эффективного использования технологий творческого развития личности;
спланировать урочную и внеурочную деятельность;
подобрать задания, темы проектов, коллективных творческих работ, позволяющих развить у учащихся способность и потребность искать и находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию, находить способы взаимодействия с окружающими людьми, формировать навыки работы в группе, коллективе;
апробировать систему работы по интеграции общего и дополнительного образования;
оценить эффективность работы.
Глава 3. Мониторинг педагогической деятельности
В результате реализации поставленных задач, на основании монито-ринга можно констатировать следующее:
за межаттестационный период учащиеся имеют стабильную 100% успеваемость; качество знаний по предметам составляет от 70% до 100 %;
наблюдается рост уровня творческого развития и их интеллектуаль-ных умений: создана база учебно-дидактического и учебно-инструкционного материала по творческим и коллективным работам по изо и технологии - до 70% уроков, создана система упражнений для развития творческого мышления на уроках литературы - 40% уроков, русского языка - 30% уроков, окружающего мира - 40% уроков. Активно использую возможности дополнительного образования и внеурочной деятельности для создания творческой атмосферы, расширения кругозора и развития речи, через просмотр и обсуждение научно-популярных и развивающих видеофильмов, решение олимпиадных заданий, выполнение коллективных творческих работ.
100% обучающихся принимают участие в школьных предметных неделях, от 30% до 50% обучающихся участвуют в различных всероссийских конкурсах. В 2012-2013 гг. активно участвовали во Всероссийских интернет - викторинах «Фактор Роста», 6 человек стали победителями. В 2014-2015 учебном году 2 человека получили дипломы I степени в Открытой Российской интернет-олимпиаде по русскому языку «МетаШкола», 7 человек стали победителями Всероссийской олимпиады «Эму-специалист», проводимой Центром развития молодежи.
100% обучающихся занимаются в театральной студии и принимают участие в спектаклях для начальных классов, родителей. Ученики выпуска 2013 г . являлись победителями районного и городских конкурсов макетов «Город будущего» и участниками городского конкурса «Радуга талантов», 2013 г. -коллективные работы, которые выполняли 100% обучающихся.
Количество обучающихся посещающих различные кружки творческой направленности возросло с 20% в 2013 г до 36% в 2015 г.
По результатам мониторинга 2014 и 2015 годов отмечается положи-тельная динамика развития творческих компетенций у обучающихся: эстетический вкус - с 72% повысился до 92%, творческое воображение - с 68 до 88%.
У моих выпускников 2013 г. наблюдалась положительная динамика в освоении способов взаимодействия с окружающими людьми с 40% в 2011 г. до 62% в 2013 г.; навыки работы в группе, коллективе в 2011 г. наблюдались у 58% учащихся, а в 2013 г. - у 70%.
Мною ведется активная методическая работа:
Участие в школьных методических днях: проводила открытые уроки: интегрированный урок по теме «Текст. Виды текстов» и урок технологии «Газетный город» (2014-2015 уч. год);
в в 2013 г.. была экспертом городского конкурса Знай-ка", в 2015 г. - «Я – талант!»;
Принимала участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок по ФГОС», диплом III степени;
В 2014 и 2015 гг. входила в инициативную группу по подготовке и проведению районного этапа городской творческой интеллектуальной игры «Соображалки»;
Являлась участником XIII Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» - диплом лауреата в номинации «Рисунок»;
Участвовала в районном конкурсе «Учитель года», проводила открытый интегрированный урок «Весна идет! Весне - дорогу!».
Выступала на районном семинаре учителей начальных классов по теме «Творческое развитие младших школьников» в мае 2015 г.;
Являюсь наставником студентов УрГПУ;
Входила в инициативную группу по организации работы Школы молодых специалистов районного методического объединения учителей начальных классов, выступала с сообщениями по темам «Коллективные работы как средство творческого развития» и «Родительские собрания» - сертификаты МУ «ИМЦ» Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, 2014, 2015 гг.;
Выступала на заседаниях ШМО по темам «Коллективные работы как средство творческого развития» и «Творческое развитие младших школьников» - протоколы № 10 от 28.03.2013 и № 11 от 25.03.2015,
В 2015 году входила в состав экспертов областного банка для формирования экспертных комиссий для осуществления оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационной категории.
Мною создан учительский сайт, где размещаю конспекты уроков, презентации, сценарии. В настоящее время на сайте размещено 15 публикаций, которые имеют более 2000 просмотров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализируя результаты исследований , интегрированные уроки, на которых использовались задания на развитие творческих способностей, коллективные творческие работы, можно сделать вывод о том, что данные работы положительно влияют на развитие обучающихся, предоставляют возможность раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Создают ситуацию успеха для слабых учеников, условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности, формируют навыки взаимодействия с другими учениками, влияют на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, задания способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.
В процессе работы воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.
Таким образом, включение интегрированных уроков в процесс обучения способствует повышению познавательной активности и интереса к учебе и развитию творческих способностей обучающихся
Гипотеза о том, что испрользование интегрированных уроков в процессе обучения поможет наиболее эффективно развить творческий потенциал и творческие способности у детей младшего школьного возраста подтвердилась.
За прошедший межаттестационный период была изучена психолого-педагогическая литература, труды методистов и педагогов, опубликованные в журналах «Начальная школа», «Первое сентября», проанализирована программа по предметам и сопоставлена с государственным стандартом. В течение всего межаттестационного периода подбирались, составлялись и систематизировались дидактические задания, направленные на развитие творческих способностей. Мониторинг педагогической деятельности показал эффективность разработанной системы заданий.
Проектировочная деятельность на межаттестационный период 2015-2020г:
Систематизировать и внедрить в практику работы систему интегрированных уроков, направленных на развитие творческих способностей, продолжить работу над интегрированным курсом, включающим в себя уроки технологии, изобразительного искусства и внеурочную деятельность.
Список литературы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)// http://sudact.ru/law/doc/CxRPDd9gK3dX/001/001/Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. – 1968. – 308 с.
Глинская Е. А. , Титова Б.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. – 1980. – 44 с.
Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М. 1992. – 128 с.
Кульневич С. В., Лакоценина Т.Т. Анализ современного урока. – Ростов–н/д.: Учитель, 2001. – 288 с.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.1999 г., ОЦ «Педагогический поиск»
Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. «Русский язык в школе» № 6 2000 г.
Мурашов А.А. Учитель- ученик: что мешает творческому общению? «Русский язык в школе» № 5 1998 г.
Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. «Русский язык в школе» № 1, 1997 г.
Приложение 1. Количество учащихся посещающих различные кружки творческой направленности

Приложение 2. Динамика развития творческих компетенций у обучающихся

Приложение 3. Динамика освоения способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в коллективе