Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста Знакомство с коми-пермяцкой национальной культурой

Совместная музыкальная деятельность педагога и детей
«Знакомство с коми-пермяцкой культурой».

Направление: художественно-эстетическое
Цель: развивать музыкальную культуру и творческий потенциал ребенка через знакомство с элементами коми-пермяцкой культуры.

Задачи:
Дать представление о коми-пермяцкой народности.
Формировать исполнительские навыки игры на музыкальных инструментах.
Закреплять умение согласовывать движения с характером музыкального произведения.
Развивать творческие способности ребенка.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и народностей.

Планируемый результат:
Дети получать общее представление о коми-пермяцкой народности.
Освоят первоначальные навыки игры на пэлянах.
Возникнет яркий эмоциональный отклик на звучание коми-пермяцких народных произведений и инструментов.

Словарная работа: коми-пермяки, пикан ( растение из семейства зонтичных, народное название сныти), пэляна (коми-пермяцкий духовой инструмент).

Оборудование: проигрыватель; запись коми-пермяцких мелодий; кукла в коми-пермяцком народном костюме; пояса – кушаки; украшения: бусы, ободок, серьги, изготовленные из бересты; берестяной туесок с пэлянами (дудочками), корзина с украшением для пэлян; картина с изображением пикана (сныти).

Форма организации детей: «стайкой» возле педагога и вокруг стола; сидя на ковре, стоя в кругу.

Ход мероприятия:

Педагог: Ребята, вы уже совсем большие и скоро пойдете в школу. Я думаю, что вы уже много знаете.
Скажите, в какой стране мы с вами живем? (В России).
А как вы думаете, в России живут только русские люди? (Нет, разные)
Люди каких национальностей живут в России? (Татары, армяне, украинцы, удмурты и т.д.

Педагог: Мы живем с вами в Пермском крае, у нас тоже живет очень много людей разных народностей, национальностей. И хочу познакомить вас с народностью - коми-пермяки, их культурой, национальным костюмом, музыкой, танцем.
Проходим в зал.


Педагог: Посмотрите на коми-пермяцкий костюм. Он очень похож на русский, но есть и отличие. (Удивительная вышивка, цвет костюма, отделка, орнамент).


Дети рассматривают национальный костюм на картине.

Педагог: Из чего состоит? ( Сарафан, косынка, рубаха, фартук, лапти).

Сарафан называется дубас.
На голове женщины носили платок – чышьян.
Рубаха надетая внизу называется ернес,
Фартук запон.
Обувь лапти – нинкэмэз.
Пояс кушак.
Мужчины носили штаны вешьяннэз.

Да, костюм красивый. Удивительная вышивка, цвет костюма, прекрасная отделка, оригинальный орнамент. Что еще дополняет костюм? Пояс - кушак был одним из обязательным элементом костюма.


Что еще было в костюме? Это загадка.
Посмотрите на меня. Это отгадка.

Какие украшения на мне? (Бусы, заколки, ободки, браслеты,кокошники, ленты).
.
Из чего они сделаны? Кто догадался?( Из дерева, из бересты).
Совершенно верно. Из природных растительных материалов сделаны украшения: и из дерева, травы, бересты. Сейчас они очень модны.

Не только украшения делают коми-пермяки из дерева, бересты, но и что-то еще. Хотите узнать?(Ответы детей).
Я сегодня вас приглашаю на коми-пермяцкую лесную поляну. Глазки закрыли.
Дети, закрыв глаза, слушают музыку.

Педагог включает наигрыш на пэляне.

Педагог: Глазки открываем и двигаемся по поляне как я.

Педагог двигается топающим шагом по кругу по залу. Дети открывают глаза и двигаются за ним.

Педагог: Ребята, что это за инструмент?

Дети рассматривают инструмент (Ответы детей: дудочка).

Педагог: Да, похоже, но она необычная. Я приготовила сюрприз и принесла его для вас. Смотрите, как они звучат.

Педагог играет на пэляне.

Педагог: Коми-пермяки называют этот инструмент пэлян. Сделано оно из стебля растения пикан, который растет на полях нашего Пермского края.

Показ иллюстрации.
Дети рассматривают на картине растение пикан.

Педагог: Хотите попробовать поиграть на пэлянах? Положите пэлян на нижнюю губу, чуть надавите и сильно дуйте.

Дети подходят, берут по инструменту, пробуют дуть.

Педагог: Как звучат наши пэляны? Одинаково? Сколько разных звуков вы слышите? Поиграем в игру "Передай звук".


Игра "Передай звук по кругу".
Дети дуют в дудочки по кругу.
Игра повторяется второй раз под наигрыш.

Педагог: А сейчас весело сыграем В ОРКЕСТРЕ на наших дудках под коми-пермяцкий наигрыш.

Оркестр под коми-пермяцкую народную музыку.

Педагог: Коми-пермяки очень любили украшать эти дудочки цветочками из бересты. И вы украсьте.

Дети привязывают цветочки на тесемках на свои дудочки.


Педагог: Повесили пэляны на шею. Это ваши дудочки. Вспомните каким шагом мы заходили на полянку? Кто покажет?
(ДЕТИ показывают движение).
Педагог: Это основное движение в коми-пермяцких танцах. Повторяйте за мной.
Показывает танцевальное движение.
Педагог: Повторяйте. Потанцуем под современную обработку коми-пермяцкой хороводной песни «Ленок».
Разучивание хоровода "Ленок".
Дети и педагог под коми-пермяцкую музыку двигаются притопывающим шагом по кругу, кружатся на нем вокруг себя.

Педагог: Что еще можно сделать на лесной полянке?Поиграть можно? Побегать? (Варианты ответов детей. ПОПЕТЬ, ХОРОВОДЫ ВОДИТЬ, ИГРАТЬ на пэлянах...).

Педагог: Н а полянке можно поиграть с помощью музыкального инструмента, сделанного из пикан - шумелки.
Послушайте, кок он звучат.( По-разному. Высоко, низко). На что похоже?(Ответы детей. На шуршание листьев, музыку дождя.).
Дети рассматривают инструмент.

Педагог проводит подвижную игру на развитие динамического слуха.


Дети знакомятся с правилами игры и соблюдают их.
Тихо - ходьба на носочках
Громче - бег
Громко - прыжки
Педагог: Вы хотите такие шумелки?(Да). Вы могли бы поиграть в группе и показать друзьям. Такие шумелки можно сделать самим. Хотите попробовать?(Да, нет, не знаем). Отлично. Надо вернуться с поляны в детский сад. Глазки закрыли. Вот мы с вами и в детском саду.
Рефлексия.
Педагог: Вспомним наше путешествие, вы сегодня узнали что-то новое? (Мы узнали про коми-пермяков, про музыкальный инструмент пэляну).

Что было легко и весело? (Танцевать хоровод, выполнять тупи-тап).

Что было самым трудным для вас? (Дуть в пэляны).
Сложно было играть на пикано? (Да, нет). А что было самым интересным?
(Играть на пэляне, украшать цветочком, танцевать под веселую музыку).
Рада, что вам понравилось. У вас сегодня все получилось. Очень старались. Спасибо! Особенно Миша, Эля, Ирина. Все молодцы! Пойдем в группу делать шумелки? Тогда вперед.

Дети вместе с педагогом уходят в группу для дальнейшей творческой работы.
15