Влияние аксиосферы на развитие творческих способностей на занятиях по художественному конструированию.


Е.П. Руссу
МБУДО "ДТДиМ "Гармония" Муниципального образования города Братска
Влияние аксиосферы на развитие творческих способностей на занятиях по художественному конструированию.
Мир ценностей пронизывает жизнедеятельность общностей (от человечества — до малой группы) и отдельного индивида, в том числе бытие субъектов в образовании, создавая его (образования) аксиологическую сферу. Известная определенность, упорядоченность аксиологической сферы образования связаны, прежде всего, с таким компонентом образовательного процесса, как его содержание [1].
Образование в России находится в состоянии длительных внутренних, глубинных изменений, обусловленных коренными переменами в социально-политической, экономической, культурной жизни страны. Взятый в государственной политике 1990-х гг. курс на деидеологизацию образовательной системы фактически снимал с нее ответственность за воспитательное влияние образования на становление социальности личности. Отказ от официальных коммунистических ценностей как основы формирования «научного мировоззрения» школьников, их ценностных установок привел в содержании образования к «дефициту» мировоззренчески-ценностных знаний. Заметные изменения, происходящие в идеалах, ценностных ориентациях молодежи (усиление потребительских настроений, рост числа молодых людей с эгоистическими, агрессивными установками) — имеют, очевидно, одной из весомых причин и явную недооценку аксиологической составляющей содержания общего и профессионального образования [2].
Аксиологическая сфера мировой культуры заключает в себе духовно-нравственный опыт человечества, его ценностное ядро. Именно общечеловеческие ценности, ориентированные на утверждение «человеческого в человеке», приобретая общезначимые социально-нравственные смыслы, становятся той духовной силой, которая способствовала объединению людей снимала социальное напряжение, обеспечивает согласие в обществе.
Философы-аксиологи обосновывают переживаемую нами эпоху как время «смены» ценностных ориентаций человечества [3]. По-видимому, в особый блок общечеловеческих ценностей следует выделить те жизненные смыслы современной культуры, которые идут на смену мировоззренческим установкам и ценностям техногенной цивилизации, те, которыми отвергается «целевое» прагматическое отношение к человеку и его деятельности, к природе, общественной жизни — утверждается ценностно-рациональное гуманистическое сознание.
Это ценность жизни на планете, ценность человеческой жизни, осознание опасных последствий техногенного развития, подавивших человечество на грань физического и духовного выживания. Это ценность человеческой индивидуальности, субъективности личности. Чтобы в условиях стремительно развивающегося социума человек не «потерял себя», был способен к самоидентификации и самореализации во всех новых и новых ситуациях, он должен обладать неким «личностным стержнем» — осознанием себя как индивидуальности, свободной, самостоятельной, нравственно автономной личности[3].
Это новые ценностные установки на взаимоотношение «человек — природа», на стратегию человеческой деятельности. Не преобразование природы, не силовое изменение объекта деятельности, а «партнерство», «диалог» с природой, трудовая и производственная деятельность, опирающаяся на единство рационального и нравственного начал.
Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста. Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации.
Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это представление неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем. Духовное начало в человеке само проявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности.
На занятиях я стараюсь создавать такие условия, стараюсь выбирать такие средства и технологии, которые обеспечивают личностный рост каждого ребенка, развитие его субъектных свойств и проявление индивидуальности. В.В. Сухомлинский говорил, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Задача педагога состоит в том, чтобы, организуя опыт поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Любовь к Родине, к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к традициям земляков. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка мы, пытаемся формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет очень важно дать детям представление, о месте и роли их страны в мире, а также воспитывать любовь к Родине, показывать могущество нашей страны.
Я, работаю с младшими школьниками и дошкольниками, и хорошо знаю, что эти дети не очень представляют что такое малая и большая родина. Но объяснять эти понятия, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.
Очень важным в своей работе считаю сотрудничество с родителями. Очень важно сделать из родителей своих соратников! Между учителями и родителями должны быть взаимопонимание, сотрудничество и взаимопомощь.
На занятиях я стараюсь вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном городе, о родном крае, о стране, в которой они живут. Наша страна богата не только природными ресурсами, но и мастерами и народными ремеслами, знаменитыми на весь мир. Дети знакомятся с Городецкой росписью, гжелью, Хохломской росписью, Дымковской игрушкой и многими другими различными народными ремеслами и каждый ребенок пробует в них свои силы. Мы готовим открытки к различным праздникам - К Новому году (с дедом Морозом, а не с Санта Клаусом), ко Дню Защитника Отечества (используя цвета Российской символики), к Международному женскому дню(подарки мамам и бабушкам), к 9 мая - дню Победы и т.д. Мы говорим о том, что это за праздники и кого поздравляют в эти дни.
Развитие творческих способностей учащихся – интересная и актуальная работа. Она должна быть направлена на развитие личности, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности. Ребенок должен всегда стремиться вперед, к большему! И для этого я постоянно знакомлю их с мастерами и их работами. На внеурочных занятиях у детей формируются такие качества как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, они чувствуют свои силы, видят результаты своей работы.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся видели красоту родного края, родной культуры. А начинается это с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду и школе. Постепенно расширяясь, эта любовь перейдет в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.Литература
Каган М.С. Философская теория ценности. – М. – СПб., 2012.
Равкин З.И. Конструктивно- генетическое исследование ценностей образования – одно из направлений развития современной педагогической теории // Образование: идеалы и ценности (историко – теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. – М., 2014.
Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 2012.