Использование заданий творческого характера при изучении нового материала на уроках физики

Евдокимов Сергей Анатольевич,
учитель физики,
МБОУ СОШ №26,
г. Абакан

Использование заданий творческого характера
при изучении нового материала на уроках физики.

Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что учителя реализуют чаще всего лишь одну функцию знаний – информационную, оставляя в стороне другую не менее значимую, - развивающую, и хотя эти две функции тесно взаимосвязаны, но они не тождественны.
Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний, в определенной системе, а предполагает учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности.
Учебные занятия необходимо организовать так, чтобы каждый ученик усваивал теоретическую информацию в течении урока на основе использования доступного для него достоверного и строго рассчитанного прогноза. Тогда учебная деятельность ученика станет поистине творческой, приносящей радость и наслаждения.
При отсутствии оптимального сочетания репродуцирования и творчества учащихся, знания запоминаются механически. Учащиеся не обнаруживают того многообразия связей, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний.
Одним из вариантов решения указанной проблемы является творческое усвоение ими теоретического материала. Очевидно, чем выше уровень творчества учащихся, тем больше вероятность применения учащимися теоретических знаний на практике.
Приведу пример использования заданий творческого характера при изучении основ кинематики, когда ученики ознакомлены с основными понятиями и формулами для движения с постоянным ускорением.
На первом этапе учащиеся проводят опыт: Положите один лист бумаги в конце стола, а второй – так, чтобы его средняя линия находилась на полпути от начальной точки до средней линии листа, лежащего в конце. Стол чуть-чуть наклоним, чтобы движение катящегося шарика ускорялось. Чтобы достичь последнего листа, шарик должен прокатиться вдвое больше расстояние, чем до среднего листа. Может быть, он и движется в конце стола вдвое быстрее? Будет ли, время пересечения последнего листа равно только половине времени пересечения среднего листа? Запишите полученные результаты измерений этих промежутков времени.
Второй опыт. Найдите полное время t, в течении которого шарик скатывается вдоль всей длины стола, а также время прохождения шариком первой половины своего пути.
На втором этапе учащиеся работают с уплотненной информацией. Им предлагается из множества уравнений выбрать те, которые имеют отношение к проведенным опытам и логически взаимосвязаны между собой.
13 EMBED Equation.3 1415 (1) 13 EMBED Equation.3 1415 (4)
13 EMBED Equation.3 1415 (2) 13 EMBED Equation.3 1415 (5)
13 EMBED Equation.3 1415 (3) 13 EMBED Equation.3 1415 (6)

Завершающий этап применение теории на практике.
Вопрос 1. Подставьте эти значения в уравнение 13 EMBED Equation.3 1415(3) и посмотрите, насколько ваши данные согласуются с этой формулой. Сверьте с формулой и расстояние, пройденное за половину времени.
Ответ: В соответствии с уравнением (3) расстояние пропорционально квадрату времени. Если отношение расстояний равно13 EMBED Equation.3 1415, то отношение времени должно быть равно 13 EMBED Equation.3 1415. Время для половины пути/Время для всего пути = 13 EMBED Equation.3 1415. Расстояние за половину времени/расстояние за все время = 13 EMBED Equation.3 1415
Вопрос 2. Согласуется ли содержащее квадратный корень соотношение с данными, которые вы получили при скатывании шарика по наклонному столу?
13 EMBED Equation.3 1415. Сравните время, в течении которого шарик пересекает лист бумаги, лежащий посередине стола, со временем пересечения листа, лежащего в конце стола.
Ответ: Соотношение, которое следует ожидать: Скорость на половине пути/скорость в конце пути = 13 EMBED Equation.3 1415
В результате применения подобной методики у учащихся развивается наблюдательность, быстрота решения, умение анализировать данные полученные опытным путем с теоретическими результатами, что способствует более глубокому осмыслению учебного материала, причем степень усвоения увеличивается у детей со слабым абстрактным мышлением.
Одной из составляющих частей методики: “Изучение нового материала с помощью заданий творческого характера” является “Домашний физический практикум”. Например, при изучении темы: “Электризации тел”, целесообразно проведение следующей работы.
Тема: Изучение электризации тел в домашних условиях.
Цель: Установление знака зарядов, образующихся при электризации тел трением.
Оборудование и материалы: кусочек пенопласта, нить, линейка из оргстекла, кусок бумаги, кусок резины, кусок шерстяной нити, полиэтиленовый пакет.
Пояснение! Чтобы на ход протекания опытов не влияла влажность воздуха в комнате и наличие остаточного заряда на предметах, перед электризацией предметов трением быстро проносить их над горящей газовой плитой (свечой).
Ход работы:
1. Подвесьте кусочек пенопласта 13 EMBED Equation.3 1415 на держателе (спинка стула, настольная лампа).
2. Возьмем линейку из оргстекла и кусок резины. Известно, что оргстекло заряжается положительно. Перенесем часть этого заряда с линейки на пенопласт. После касания он отталкивается от линейки, так как получил заряд того же знака, что и линейка.
3. Убедимся, что кусок резины зарядился отрицательно, т.е. притягивается к пенопласту, заряженному положительно (без касания резины и пенопласта).
4. Определите заряды, возникающие на других телах при их трении. Результаты опытов занесите в таблицу.

Материал электризуемых тел
Материал электризовался при трении об


оргстекло
резину
полиэтилен
бумагу

оргстекло

+



резина
-




полиэтилен





бумага





шерсть






Выводы:
1. При электризации трением отрицательный заряд, т.е. избыток электронов возникает на _________ при трении о _________.
2. При электризации трением положительный заряд, т.е. недостаток электронов возникает на __________ при трении о __________ .
3. При трении __________ о __________ электроны не перемещаются с одного тела на другое и тела не заряжаются.
В заключении отмечу, что в результате применения указанной технологии обучения, удается значительно повысить уровень усвоения учащимися готовой информации и умения самостоятельно объяснять изучаемые явления.




Список литературы:
1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах – М: Просвещение, 1984г.
2. Дажаев П.Ш. Самостоятельная работа учащихся на уроке и внеклассных занятиях по физике – Физика в школе.
3. Коротяев Б.И.Учение – процесс творческий – М: Просвещение, 1999г.
4. Орлов В.А. творческие экспериментальные задания. Физика в школе. - 1994 - №4,5,6; 1995 - №1.
5. Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Т2. – М: Наука, 1997г.
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415



Root Entry