Статья из сборника научно-практической конференции II Соловьёвские чтения, посвящённой памяти Л. И. Соловьёва. Экологическое направление.


Формирование экологической культуры обучающихсяЛ. Э. Беленкова,
с. Святославка, Ижморский район, Кемеровская обл.
В сегодняшнем мире, когда компьютеры, машины и различные механизмы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, человек очень мало соприкасается с природой. Люди всё больше удаляются от неё. Конечно, трудно поспорить с тем, что новые информационные технологии действительно позволяют получать необходимую информацию в любой научной области. В силу того, что на учебных занятиях время ограничено, то данные технологии позволяют в более быстром темпе и наглядно показать процессы, происходящие в природе. И это хорошо. Однако, всё больше и больше детей воспринимают этот процесс бездушно. Увидел, выучил и забыл. Мы всё чаще видим, что дети становятся жестокими. Но как можно противостоять этой тенденции? Как разбудить в ещё не повзрослевшем организме эмоционально отзывчивую, развивающуюся личность, востребованную обществом? Считаем, что человек может таким стать, только если он живёт в гармонии с природой, усвоив, что биосфера – это его единственный дом, в котором он должен научиться жить. Жить, постоянно познавая окружающий мир своей малой родины, беречь его, охранять и приумножать. Мы думаем, что, когда ребёнок видит живое растение рядом, ухаживает за ним, лелеет его, вряд ли ему придёт в голову сломать его, уничтожить.
За время работы в школе, приобщая обучающихся к природным ценностям, мы поняли, что есть ребята, которые заинтересованы проблемами сохранения экологического разнообразия своей малой родины и настроены на работу с данными объектами природы. Тогда перед нами встал вопрос: «Что можно сделать для детей, желающих познать природу своей малой родины»? Ведь на сегодняшний день экологическое образование и воспитание обучающихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. Сегодня нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Для того, чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И, конечно же, в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее. Учитывая то, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой, мы поняли, что главной нашей задачей должно быть привитие обучающимся культуры отношения с нею в процессе усвоения знаний, умений и навыков как на уроках, так и во время специально организованной деятельности. Таким образом, мы пришли к тому, чтобы создать необходимые условия для вовлечения обучающихся в экологическую исследовательскую деятельность.
Чтобы убедиться в том, что мы не ошиблись в своих наблюдениях, мы решили провести небольшое исследование в форме анкетирования. Обратились к обучающимся 5 - 9 классов со следующими вопросами: нужны ли вам знания по экологии в вашей дальнейшей жизни? Что вас больше интересует: наблюдение за живыми организмами и описание особенностей их жизнедеятельности или проведение исследований в природе и открытие нового, незнакомого для вас? Вы хотели бы изучать природу страны? Хотелось бы вам ближе познакомиться с природой села и узнать об этом что-то новое?
В анкетировании приняли участие 42 человека.
На первый вопрос из 42 опрошенных человек ответили: не нужны – 2 человека; не знаю, не задумывался над этим – 1 человек; да, нужны, так как они просто необходимы в нашей дальнейшей жизни – 9 человек; нужны, так как без этих знаний невозможно жить в современном мире – 30 человек.
На второй вопрос мы получили такие ответы: я вовсе этим не интересуюсь – 1 человек; меня интересуют другие вещи – 3 человека; люблю наблюдать за живыми объектами природы – 6 человек; хотелось бы заняться исследовательской деятельностью в экологическом направлении – 32 человека.
На третий вопрос ребята ответили следующее: считаю, что это скучно – 1 человек; надоело это слушать на уроках – 5 человек; изучил бы что-нибудь поинтереснее – 6 человек; хотел бы изучить экологию своего села, области, страны, так как очень интересно, загрязнена она или нет – 30 человек.
На последний вопрос обучающиеся ответили так: нет – 3 человека; да, хотелось бы, это интересно – 6 человек; да, ведь это сегодня очень актуально –33 человека.
Проанализировав ответы учащихся, мы поняли, что экологические проблемы интересуют большее количество ребят. В связи с этим мы пришли к выводу, что необходимо проводить уроки, включающие в себя экологические проблемы нашей малой родины, страны, планеты.
Чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучению экологических проблем нашей необъятной родины, мы предложили им создать совместный интегрированный проект в сети Интернет.
Вместе с ребятами 9 класса и учителем физики О. Н. Фурман мы выбрали тему нашего учебного проекта: "Радиация! Радиация? Радиация..." и направление, в котором мы хотим его представить. Началась серьёзная работа по его созданию. Реализация проекта предполагала активное включение обучающихся в исследовательскую деятельность по изучению экологического состояния экосистем села, района, области, обработку собранных материалов, создание соответствующей модели экологической действительности. Это позволило углубить знания ребят о эколого-географических и физико-биологических особенностях нашей местности, получить информацию об уровне антропогенного влияния на неё.
С проектом можно познакомиться в сети Интернет на странице Кузбасские Вики http://wiki.kem-edu.ru, пройдя по ссылке: http://wiki.kem-edu.ru/index.php/Участник:Belenkova_larisa.
В заключение хочется отметить, что метод проектов, используемый нами в обучении, позволяет показать ребятам образец экологической проблемы и способ её решения, раскрывает необходимые качества творческой личности, выявляет сущность научного поиска, оказывает сильное эмоциональное воздействие на них, благодаря чему повышается эффективность усвоения знаний школьников. Экология – это молодая наука. Но мы считаем, что настало то самое время, когда её необходимо внедрять не только в качестве объекта изучения во внеурочное время и включения часов в преподавание географии в качестве регионального компонента на уроках, но и ввести её в перечень обязательных учебных предметов, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях. Л. И. Соловьёв говорил: «Экологическая культура школьника формируется и развивается в процессе расширения его экологического информационного горизонта и требует системного подхода» [1].
Литература
Соловьёв, Л. И. Краеведческие игры [Текст]: учебное пособие – Л. И. Соловьёв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 408 с.