ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.


Северо – Кахахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Ильичёвская СШ»
психолог Марцинкевич Татьяна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ  В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических  и педагогических кругах. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. Главная цель исследователей — разработка принципов диагностики и программ обучения одаренных школьников, организации психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Словосочетанием «одаренные дети»  обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность  существования особой группы детей. Эти дети качественно отличаются от сверстников: они опережают их в развитии. И хотя такой подход к пониманию одаренности критикуется, существование данной группы детей определяется статистически и не вызывает сомнения. [4]
Теплов Б. М. понимал одаренность  как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности»[3]. Он считал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности.
Известный исследователь способностей Н. С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей:
1. Учащиеся с ранним подъёмом  интеллекта.
2.Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным  наукам и видам деятельности (в  том числе и внешкольной).
3. Дети с потенциальными признаками одарённости [2].
Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение — обозначение  любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно  превышают нормы, характерные для  его возраста.
Более широкое значение: одаренный — ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.
Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:
Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Оно проявляется в поиске новой информации, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления  тому, что обыденно (Платон). Способность  видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.
Склонность к задачам дивергентного  типа. Под задачами дивергентного  типа в данном контексте следует  понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных ответов. [2]
Таким образом,  одаренность —  это системное, развивающееся в  течение жизни качество психики, которое определяет возможность  достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Применительно к школьникам можно  выделить ряд признаков, позволяющих  судить о возможной одаренности  в той или иной сфере:
легкость обучения и усвоения учебного материала;
длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т. п.
Чаще всего отношение педагогов  и родителей к таким детям  бывает не всегда доброжелательным[2]. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности — с самоуверенностью и негативизмом. Работа педагогов и психологов с одаренными детьми осложняется многими факторами. Согласно данным разных исследований в этой области, отмечаются следующие основные недостатки в педагогической деятельности:
учителя зачастую не стремятся выявить одаренных детей в своем классе; это часто вызвано слабой психологической подготовкой, отсутствием систематических знаний об одаренных детях, недостаточным развитием исследовательских навыков, отсутствием методик обучения одаренных детей;
учитель часто не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка.
Как правило, в физическом и эмоциональном  развитии одаренные дети находятся  в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:
школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
заниженная самооценка, стремление “не выделяться” среди сверстников;
несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;
повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.
Наличие перечисленных психологических  особенностей одаренного ребенка позволяет  утверждать, что такие дети могут  и должны быть включены в своеобразную “группу риска” и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития, как в условиях традиционных образовательных учреждений, так и в специализированных условиях. Первое, что должен сделать школьный психолог, — это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную «тёплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям — своего неординарного ребёнка. [1]
В последние годы ведутся  успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка, при этом особое место  занимает личностно-ориентированный  подход в образовании детей. Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.), которые в большей степени способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию, чем существующая в современной общеобразовательной школе система организации школьной жизни.
Работа с одаренными учащимися  в школе должна включать несколько  направлений:
· Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка.
·   Составление базы данных по одаренным детям.
·   Организация адекватного обучения.
·  Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и учащихся.
·  Менторство (наставничество) – индивидуальное систематическое руководство опытного специалиста развитием выдающегося ученика, установление тесной личной связи между ними.
· Организация и проведение предметных декад, конкурсов, смотров и интеллектуальных марафонов для одаренных школьников.
·   Психолого-педагогическая подготовка учащихся к городским, региональным и республиканским олимпиадам, конкурсам и смотрам.
·  Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей и специальных способностей через разнообразные формы  внешкольной работы (кружки, секции, студии, Малая академия наук, пр.).
· Привлечение детей к работев органах школьного самоуправления, к участию в организации и  оформлении школьных мероприятий.
·  Подготовка брошюр, книг, статей и других публикаций одаренных детей, а также публикаций о достижениях детей со специальной одаренностью.
·  Специальные психологические занятия, направленные на развитие мышления, креативности и социальных навыков (тренинги, мини-курсы и т.п.).
Выявление одаренных учащихся требует комплексного подхода и включает в себя как психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации достижений), так и наблюдения, мнения окружающих людей (родителей, учителей), анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности. [1]
Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях  одаренности школьников, а также  выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.
Методики диагностики интеллектуальных способностей детей разных возрастов  подбираются таким образом,чтобы диагностировать как вербальные, так и пространственные интеллектуальные способности: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, групповой интеллектуальный тест (ГИТ), прогрессивные матрицы Равена, школьный тест умственного развития (ШТУР) и краткий отборочный тест (КОТ). Однако не следует ориентироваться только на диагностику интеллекта, поскольку тесты не измеряют природный интеллект, являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе и семье, возможно натаскивание на выполнение тестов.
Дальнейшая работа психологической  службы школы с одаренными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся (для оказания необходимой психологической поддержки), их родителей и учителей (для создания необходимых условий развития одаренных учащихся, коррекции программы обучения).
Одаренность часто понимается как  интеллектуальная одаренность, т. е. способность  к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности. [3]
Современными научными исследованиями доказано существование особого  вида одаренности — творческой, т. е. способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них [1].
Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
Для того чтобы можно было полноценно развивать творческую одаренность  учащихся, необходимо организовывать специальные занятия, на которых уделяется внимание личностным чертам, привязанности, суждениям, предпочтениям, человеческим мыслям, чувствам и действиям, межличностным отношениям и закономерностям развития мира.
Для того чтобы ученик смог реализовать  свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог, школьный психолог должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесён с самого ученика на то дело, открытие, которое им сделано.
Следует особо подчеркнуть, что  в процессе обучения одаренных детей  к педагогам и психологам предъявляются особые требования. И при подготовке педагогического персонала к работе с одаренными детьми необходимо вырабатывать у педагогов целый ряд специфических знаний и умений.