Использование электронного пособия по математике в целях повышения качества обучения


Вопрос повышения качества образования в школе и колледже на сегодняшний день актуален как никогда. Для разрешения назревших противоречий в образовании активно применяются информационные технологии. Представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных.
Сейчас, когда идёт повсеместное внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий, остро ощущается нехватка программных средств. Таким образом, использование инновационных образовательных технологий в среднем образовании отвечает требованиям времени и заказу современного общества. Однако применение последних в процессе образования должно основываться на качественном и эффективном сочетании инновационных технологий с традициями образования в целом.
Цель данной работы: Повышение качества обучения учащихся по математике.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Создание образовательного ресурса «электронное пособие по математике»;
Формирование ключевых компетенции учащихся;
Совершенствование навыков учащихся самостоятельного получения, закрепления и контроля знаний;
опрос повышения качества образования в школе на сегодняшний день актуален как никогда. математике.
Повышение активности и самостоятельности учащихся при работе с инновационными образовательными ресурсами;
Гипотеза, мы считаем если преподаватели на уроках математики будут применять электронные учебники, то качество знаний повысится.
Практическая значимость данного проекта очевидна, так как использование электронных пособий позволяет автоматизировать процесс обучения, тем самым повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета. Кроме того, использование электронных пособий в образовательной среде позволяет сделать процесс освоения курса автономным, то есть в режиме самостоятельной дистанционной работы обучающихся.
На сегодняшний день в сфере образования наблюдается большое разнообразие электронных пособий, и область математики является не исключением. Вниманию учащихся представлено большое количество как платных, так и бесплатных пособий, но количество казахстанских пособий среди них очень мало.
При подготовке научно-исследовательской работы были рассмотрены электронные пособия по математики казахстанских и российских авторов, а также выделены среди них более доступные и понятные для учащихся.
1C:Репетитор. Математика.  
Курс математики XXI века
TeachPro Математика
Репетитор по математике Кирилла и Мефодия

Анализ рассмотренных учебных пособий по математике:
Читаемость текста Да Нет Да Да
Поиск по сайту Нет Нет Нет Да 
Система авторизации Нет Нет Нет Да
Контактная информация Да Да Да Нет 
Наличие каталога файлов Нет Нет Нет Да 
Новости Нет Да Да Да
Для того, чтобы определить наличие электронных пособий по математике у преподавателей нашего колледжа, а также применение этих пособий в образовательном процессе было решено создать анкету для преподавателей.
В ходе проведения данного анкетирования были опрошены преподаватели математики Костанайского строительного колледжа.
В результате анкетирования были получены следующие данные: 80% анкетируемых ответили, что использование электронных пособий положительно влияет на учебный процесс; 60% ответили, что на своих уроках не используют электронные пособия, но в будущем планируют, а 40% используют, но крайне редко; 40% опрошенных считают, что электронные пособия эффективно использовать для подготовки к экзаменам и контрольным работам.
Таким образом, на основе данных анкетирования можно сделать следующие выводы: электронные пособия по математике применяются на уроках, но очень редко; их использование повышает интерес учащихся к изучаемому предмету.
При создании электронного пособия по математике автор должен руководствоваться следующими принципами:
Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты
- теоретическое ядро, - контрольные вопросы по теории, - примеры, - задачи и упражнения для самостоятельного решения, - контрольные вопросы по всему модулю с ответами, - контрольная работа, - контекстная справка (Help).
Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
Принцип адаптивности: электронное пособие должно допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала, и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося
Принцип собираемости: электронное пособие должно быть выполнено в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.
Общие требования к электронным пособиям по математике
наличие тестов и практических заданий;
читаемость текста;
наличие мультимедиа контента;
понятная система навигации;
наличие поиска;
возможность динамического добавления контента.
Электронный пособие должно максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения. Текстовая составляющая должна быть ограничена.
В ходе проведения научно-исследовательской работы был разработан «Электронный учебник по алгебре и геометрии», включающий в себя теоретические данные по предмету, а так же типовые задания, сгруппированные по тематическим разделам, на основе выявления самостоятельных образовательных областей.
Структура учебника
При запуске программы на экране появляется окно входа в программу (рис.1).

Рисунок 1 – Главное окно программы.
Если в выпадающем списке выбора группы выбрано значение «Администратор» и пароль введен верно, при нажатии на кнопке «Вход» откроется окно администрирования учебника (рис.2).

Рисунок 2 – Окно администрирования учебника.
В данном окне расположены кнопки: «Редактирование уроков», «Настройки», «Отчет по тестированию», «Пользователи», «Выход».
При нажатии на кнопке «Редактирование уроков» на экране появится окно добавления и редактирования уроков (рис.3). В данном окне перечислен список тем уроков и расположены управляющие кнопки.

Рисунок 3 – Окно добавления и редактирования уроков.
Для того чтобы добавить новую тему необходимо нажать на кнопку «Добавить», после, чего появится окно добавления темы (рис.4).

Рисунок 4 – Добавление урока.
В данном окне необходимо ввести тему урока и выбрать HTML - файл с уроком, после чего следует нажать копку «ОК», если необходимо сохранить урок и «Отмена», если урок не нужно сохранять. Для редактирования и удаления уроков на форме «Список тем уроков» служат кнопки «Редактировать» и «Удалить».
При нажатии на кнопке «Тест», на экране появится окно добавления тестов к выбранному уроку (рис.5).

Рисунок 5 – Изучение лекции.
В данном окне можно добавить вопрос, путем нажатия на кнопке «Добавить вопрос», для указания правильного варианта ответа служит группа радиокнопок, для навигации по вопросам служат кнопки со стрелками.
При нажатии кнопки «Настройки» а окне «Администрирование учебника» (рис.2) откроется окно настроек (рис.6).

Рисунок 6 – Настройки.
В данном окне можно указать другой путь к базе данных, задать пароль администратора и изменить процент правильных ответов для перехода к следующей теме. После изменения настроек в данном окне следует нажать кнопку «ОК».
Для вывода результатов тестирования администратору учебника следует нажать кнопку «Отчет по тестированию» в окне «Администрирование учебника» (рис.2), после чего на экране появится окно «Отчет по тестированию» (рис.7). В данном окне необходимо выбрать группу и тему по которой нужен отчет и нажать кнопку «ОК».

Рисунок 7 – Отчет по тестированию.
Для того, чтобы добавить, отредактировать или удалить доступные группы или пользователей, администратору программы необходимо в окне «Администрирование учебника» (рис.2) нажать кнопку «Пользователи», после чего на экране появится окно «Редактирование пользователей» (рис.8).

Рисунок 8 – Редактирование пользователей.
В данном окне для редактирования или добавления группы необходимо выбрать в выпадающем списке значение «Список групп» и нажать кнопку «Добавить» или «Редактировать». При добавлении или редактировании группы открывается окно, в котором необходимо ввести новую группу или отредактировать существующую (рис.9).

Рисунок 9 – Добавление / Редактирование группы.
Для добавления или редактирования нового пользователя в окне «Редактирование пользователей» необходимо в выпадающем списке выбрать необходимую группу, в списке значений отобразятся студенты данной группы и нажать кнопку «Добавить» или «Редактировать», в зависимости от необходимого действия, после чего откроется окно, в котором необходимо вписать нового пользователя или отредактировать существующего (рис.9).

Рисунок 9 – Добавление / Редактирование пользователя.
Для входа в программу под учетной записью ученика необходимо в главном окне выбрать группу из выпадающего списка, пользователя и ввести пароль, после чего необходимо нажать кнопку «Вход». Откроется окно, отображающее лекцию, доступную данному пользователю (рис.10).

Рисунок 10 – Лекция.
Для того, чтобы осуществить переход по лекциям необходимо нажать кнопку «Выбор лекции», после чего откроется окно со списком всех доступных лекций данному пользователю (рис.11). В данном списке необходимо выбрать одну из лекций и нажать кнопку «ОК».

Рисунок 11- Список доступных лекций.
Для того, чтобы перейти к следующей лекции после изучения текущей, необходимо пройти тестирование по пройденной лекции, для этого в окне отображения лекции необходимо нажать кнопку «Тестирование», после чего откроется окно, в котором в верхней части находится вопрос с вариантами ответа, а в нижней части расположены кнопки перехода по вопросам и кнопки вариантов ответов (рис.12). Для того чтобы ответить на вопрос необходимо нажать на кнопку необходимого варианта ответа.

Рисунок 12 – Тестирование.
После прохождения тестирования выдается сообщение о результатах тестирования (рис.13).

Рисунок 13 – Результаты тестирования.
Для изменения пароля пользователя в окне лекций (рис.10) необходимо нажать кнопку «Смена пароля», после чего откроется окно, в котором необходимо ввести новый пароль и нажать кнопку «ОК».

Рисунок 14 – Смена пароля пользователя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Использование разработанного образовательного ресурса положительно скажется на качестве и уровне образования обучающихся средних учебных заведений; а, кроме того, поспособствует увеличению интереса к предмету в целом.
Данное электронное учебное пособие может использоваться как для непосредственного изучения материала, так и в виде дополнительного справочного пособия.
Электронное пособие прошло апробацию среди обучающихся 1 курса специальности ЭРСМ. Эксперимент показал, что обучение с использованием электронного учебника может служить в качестве одной из форм организации учебного процесса и являться частью дидактического комплекса. Формат компьютерного обучения также позволяет осуществлять точный и быстрый контроль знаний, полученных на традиционных уроках по математике.
Таким образом, использование электронного пособия способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению полученных знаний в системные. Кроме того, помогает развитию познавательной деятельности учащихся. Что не маловажно, эффективное внедрение электронного пособия в процесс образования поспособствует также автоматизации учебного процесса.
Электронное пособие расширит возможности традиционного обучения, сделает учебный процесс более разнообразным, дополнит привычные средства обучения на уроке, поможет улучшить и закрепить получаемые знания, увеличить интерес к урокам математики, позволит учащемуся самому определять темп изучения материала и выполнения заданий.
Подводя итоги, мы теперь можем ответить на вопросы: кому и зачем нужно электронное пособие?
Электронное пособие необходимо для самостоятельной работы учащихся потому, что оно облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки; выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.
Электронное пособие полезно на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что оно позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации; позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта; позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.
Электронное пособие удобно для преподавателя потому, что оно позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным пособием то, что оказалось вне рамок занятий; освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру; позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых на занятии и задаваемых на дом; позволяет индивидуализировать работу с учащимися, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 11Рисунок 1315