«Организационный этап урока. Психологический настрой» (из опыта работы)


Выступление на педагогическом совете по теме: «Организационный этап урока. Психологический настрой»
(из опыта работы)
(подготовила Бусел Н.А.)
Игра с коллегами - психологический настрой на работу.
Дорогие коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять….Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…
Вот с таким отличным настроением мы продолжим нашу работу.
Я не зря начала своё выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.
Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.Приходя на урок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.
 Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаеминтерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга?
Приветствие.
Психологические настрои на урок:
***
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
***
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
***
- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!
***
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Дети:Да!Учитель: Тогда вперед!
***
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.– Потому что наступила настоящая весна.– Сегодня светит солнце.– Может быть, потому что скоро каникулы? Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
***
-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки.
***
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
***
-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.
***
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
***
- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.
***
Приветствие “Здравствуйте!”
 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
***
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
***
"Обмен настроением".
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
 (У детей на партах лежат "Словарики настроений".Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Ответы детей.- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.-  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!
Утренняя зарядка.
Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.
Минуты вхождения в урок
Выбор темы минуты вхождения в урок диктуется многими и самыми разными обстоятельствами:  общим настроем класса, погодой,  самочувствием педагога, наличием наглядного материала и т. п. Выбор этот - безграничен.
1 вариант
- Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.
2 вариант
На фоне музыки:
- Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.
Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.
3 вариант
- Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?
Педагог читает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор!
В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы -
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами.
Пробуждённою весной
И смолистою сосной.
Солнце светит звонами,
Листьями зелёными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.
4 вариант
Учитель показывает детям картину на тему «Деревья». На фоне музыки педагог читает стихотворение Э. Мошковской:
Плакали ночью
Жёлтые клёны
Вспомнили клёны,
Как были зелены...
С жёлтой берёзы
Тоже капало.
Значит, берёза
Тоже плакала.
Приходилось ли вам видеть плачущие деревья? Отчего, по-вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чём вы плачете? Как быть, если кто-то плачет?
Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки.
А наше бережное отношение друг к другу, тёплые и нежные взгляды помогут нам в настроении провести этот день.
5 вариант
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
6 вариант
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?..
А что вы хотите пожелать мне?
Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения!
7 вариант
На фоне лирической музыки.
- Настал новый день. Яулыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?.. (Педагог перечисляет всех детей, вспоминая их хорошие качества, черты характера.)
А что вы хотите пожелать мне?
Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения.
8 вариант
Песенное начало.
Звучит первый куплет песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». - Что такое комплимент?
Для чего нужны комплименты в общении людей? В каких случаях следует их говорить? Приходилось ли вам говорить эти «высокопарные слова» - комплименты? Кому? На фоне музыки звучат слова:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.
И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!
9 вариант
Поэтическое начало.
У поэта Андрея Дементьева я прочитала такие строки:
Берегите здоровье друг друга,
У природы мы - малая часть.
Вы кому-то ответили грубо,
Чью-то жизнь сократили сейчас.
Знаете, я расстроилась... Неужели это правда, что можно заболеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью другому жизнь? А почему я расстроилась?
Потому что в своей жизни, когда у меня было плохое настроение, я не всегда могла себя сдерживать. И я, бывало, кричала, говорила кому-то грубые слова, от которых, наверное, кто-то переживал, а может, и болел. И мне теперь тяжело от того, что кому-то я причинила боль. Если вас, дети, я обижала словом, то простите меня.
Если вы кому-то говорили злые слова, простите себя. Вы не знали, что человек болеет от них и становится несчастным. И пусть светлая музыка поможет вам навсегда забыть грубые слова. В мире много ласковых и добрых слов - будем же их дарить друг другу.
«Словом можно убить, словом можно спасти...» - так считает поэт.
Можно ли убить словом? Были ли у вас случаи, когда вы были жестоки в своих высказываниях? На фоне музыки:
- Закройте глаза и вспомните, как вам было больно, тяжело. Тоска и печаль охватывали вашу душу, камнем ложились вам на сердце. Что вспоминается в эти минуты? (Педагог делится своими воспоминаниями.)
Выбросим из нашей памяти все грубые слова.
А можно ли спасти словом? Какие это слова? Расскажите, когда вас спасали или утешали словами. Скажите друг другу такие слова, которые поднимут настроение, развеют грусть и печаль и поселят в душе радость.
10 вариант
Музыкальное вступление.
- Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.
За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!
На фоне музыки педагог читает стихотворение:
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
11 вариант
Изображение (рисунок), начинающее урок.
Учитель показывает рисунок: изображение сердца.
- Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша; Лена; Коля?
Да, бьются наши сердца. Мое сердце побольше, а у вас сердечки маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, когда говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас.
Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Часто сердце нам что-то советует, а иногда и приказывает. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь - учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, не злись. «Прости», - просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте своё сердце, каким вы его представляете.
12 вариант
Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.
- Посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь. Как вы думаете, для чего каждому человеку - и взрослому, и ребёнку - нужна улыбка? Почему животные, собаки и кошки, например, могут обойтись без улыбки, а человек - нет?
На фоне музыки:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
13 вариант
Эмоциональный настрой: добрые глаза, добрый взгляд.
В руках у каждого ребёнка - зеркало.
- Внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку?
Звучит музыка.
Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи, - засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища - и помогают совершать вам добрые поступки. Ваши глаза неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.
В мои глаза вошли поля, моря, леса.
Мои зрачки - огонь -
В них солнце задремало...
Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды.
14 вариант
Изображение (рисунок), с которого начинается урок.
Учитель раздаёт детям открытки с изображением цветов.
- Рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на них? Что вам хочется сказать об этих цветах? Чем похожи они на людей?
Яркие и нежные, все они таят в себе красоту природы и очень напоминают вас, разных и непохожих друг на друга. И каждый из вас имеет свою красоту глаз, слов, движений, поступков.
Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрасное настроение и наполняете моё сердце любовью.
Учитель показывает детям изображение бабочки.
- Бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что было в детстве. Поэт Константин Бальмонт навсегда запомнил одну картину летнего дня и написал об этом стихотворение.
(Тихо звучит музыка.)
Помню я, бабочка билась в окно,
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно,
Но отделяет от дали,
В мае то было, мне было 5 лет,
В нашей усадьбе старинной
Узнице воздух вернул я и свет,
Выпустил в сад наш пустынный.
Если когда-то вдруг спросят меня:
«В чем твое доброе дело?».
Молвлю я: «Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела».
А вы совершали подобные поступки? (Воспоминания педагога из детства.) В каждом из вас бьётся доброе сердце, не способное погубить чью-то жизнь: бабочки, паучка, жучка. Ибо ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю это точно. И сегодня, как и всегда, вы будете добры ко всему живому.
И спасибо вам, говорю я, за всех, кому вы спасаете жизнь и дарите свободу.
15 вариант
Использование необычного предмета.
Учитель показывает детям колокольчик. – Посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.
Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?
Колокольчики звенят
Серебристым, лёгким звоном.
Слух наш сладостно томят.
Пусть звон колокольчика с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.
Под звуки русской народной песни педагог вносит самовар.
Что за чудо! Что за жар
Этот русский самовар.
Возьмитесь за руки и полюбуйтесь этой сказкой. Какая красивая роспись! Все краски чудесного дня собраны в ее узорах. Самовар сияет, как золотое летнее солнышко, радует и согревает нас. Я вижу радость на ваших лицах. Какие слова вы хотите сказать, чтобы выразить свой восторг? Как вы думаете, для чего люди изобрели самовар, ведь чай можно пить и из чайника?
Да, самовар объединяет людей, всем найдётся местечко у самовара. От него веет теплом и уютом. И мы сами становимся добрее. Посмотрите друг другу в глаза. Пусть радость, которую несёт этот чудо-самовар, останется с нами на весь день. Спасибо тебе, русский самовар!
Учитель зажигает свечу.
- Посмотрите на свечу и подумайте о чём-нибудь светлом. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, поможет каждому стать красивым душой.
Какие мысли рождает в вас пламя свечи?
16 вариант
Использование игры (после каникул)
Игра «Здравствуй, друг»
Все участники игры делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, а другая – внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом, образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.
- Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)
- Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра)
- Где ты был? (осторожно треплют ухо)
- Я скучал! (складывают руки на груди)
- Ты пришёл! ( разводят руками в сторону)
- Хорошо! (обнимаются)
Затем, стоящие во внешнем круге, делают шаг в сторону, тем самым, производя смену партнёров. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока не встретятся первые пары.
17 вариант
Постановка нравственно-социальной проблемы.
- Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? Почему одних детей вы с радостью принимаете в игру, а других сторонитесь, не желая с ними играть?
Педагог читает стихотворение Е. Ильиной «Игра»:
Игру во дворе начинают опять.
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка.
Хорошее дело - футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей.
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, - стыдится!
Сегодня вас ждёт много игр с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.
18 вариант
Созерцание живописной работы.
Учитель показывает детям картину на тему «Осень».
- Скажите, а вы любите осенний лес? Чем вас очаровывает осень?
Я так люблю осенний лес!
Над ним сияние небес.
И я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Или же в звонкий птичий свист.
Посмотрите на картину и попытайтесь услышать в себе мелодию осеннего леса. У кого-то из вас эта картина отзовётся грустной мелодией, у кого-то - радостной. Мы все вместе - мы одно целое. И наше сообщество, как и природа, должно быть гармоничным. Давайте бережно относиться к печалям и радостям друг друга. И пусть звучат в нас мелодии, воспевая любовь и красоту.
Учитель показывает детям картину И. И. Шишкина «На севере диком».
Тихо звучит музыка.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Какие чувства, радостные или грустные, вызывает у вас эта картина? Почему? Какое время суток отображено на картине? Почему вы так думаете?
Полусвет и полумрак.
И невольно рвётся вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Давайте мысленно войдём в эту картину и отгадаем её тайну. Какими словами можно описать снег, небо, сосну? Какое место на картине вы хотите занять и почему?
Художник назвал свою картину «На севере диком». Как бы назвали её вы?
Звучит музыка.
Да, я вижу тоску и печаль в ваших глазах. Боль одинокой сосны передалась вам. В ваших душах поселилось чувство сострадания, и это говорит о том, что вы чутки и добры к природе, что вы любите ее. И пусть это состояние чуткости, доброты останется с вами на весь день и поможет вам быть бережными к природе и друг другу.
- И вновь все внимание - на картину «На севере диком». Холодная красота одинокой сосны вызывает во мне грусть и печаль. Но почему? Ведь сосна великолепна в своём величии, а мне её жалко.
Да, она одинока, а одинокое дерево, как и одинокий человек, несчастно. А вы испытывали когда-нибудь чувство одиночества? Расскажите об этом.
Звучит музыка.
Тяжко сосне в одиночестве. Некому ухаживать за ней, некому любоваться и восхищаться её красотой.
Невыносимо тяжело и человеку быть одному. Вспомните те минуты, когда вы были одни. Холодно и мрачно было на душе оттого, что некому улыбнуться, не с кем игрушкой поделиться и даже перемолвиться словом.
Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и тосклив, а вместе с друзьями весело и интересно проведёт этот день.
19 вариант
Звуки природы, животных, птиц (в записи).
Звучит аудиозапись пения птиц.
По весне
До самого рассвета
Соловьи залётные не спят.
Все поют,
А как настанет лето,
Соловьят без устали растят.
Сколько им таланта и раденья
Надо, чтоб из робкого птенца
Вышел мастер колдовского пенья,
Песнями пленяющий сердца.
Какое настроение вызывает у вас пение птиц? Соловьи волшебными звуками радуют наши сердца. А что можете сделать вы, чтобы порадовать других?
Дивное пение птиц вызывает в нас желание дарить друг другу радостные слова, чтобы они, как песни, согревали наши души. Скажите эти слова друг другу.
20 вариант
Ассоциативное начало: зима.
На фоне музыки звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:
Гуляет русская зима.
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой - бела земля.
Махнет другой - растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая!
- А что доброго сделала зима для вас? Какое настроение вызывает у вас зима?
Да вот не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Печальный писк издают они в лютые морозные дни. Корм занесло снегом, скрылись жучки и паучки. Да и деревьям не сладко - ножкам-корешкам зябко, холодно, и только глубокие сугробы могут согреть их. В ваших глазах я читаю огромное желание помочь птицам и деревьям в эти трудные дни. И сегодня вы готовы начать день с добрых дел.
21 вариант
Давайте удивляться!
- Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
А вот как это было
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга. На фоне музыки:
- Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.
Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.
- Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?
Учитель читает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор!
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы –
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами.
Пробуждённою весной
И смолистою сосной.
Солнце светит звонами,
Листьями зелёными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.
На фоне музыки дети рисуют солнце.
22 вариант
Будем откровенны!
Педагог предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:
1. Я всегда улыбаюсь, когда...
2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что...
3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении...
4. Больше всего я радуюсь, когда...
5. Больше всего я огорчаюсь, когда...
Советы учителям.
Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?
Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.
И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!