Опыт работы по теме«Оптимизация процесса и условий обучения иностранному языку в рамках модернизации современного образования по подготовке школьников к ЕГЭ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с.Арзгир
Арзгирского района Ставропольского края







Тема: «Оптимизация процесса и
условий обучения иностранному языку в
рамках модернизации современного
образования по подготовке школьников
к ЕГЭ»


(Из опыта работы учителя английского языка муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1
с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Дандыль Галины Петровны)








Девиз: «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего идти» О.Бальзак
Самый надёжный компас на жизненном пути – цель. Борис Крутиер
Я, Дандыль Галина Петровна, работаю учителем английского языка в МБОУ СОШ №1 села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края с 1984 года.
Мой опыт работы как учителя английского языка по теме «Оптимизация процесса и условий обучения иностранному языку в рамках модернизации современного образования по подготовке школьников к ЕГЭ» обобщает и систематизирует результаты педагогического исследования по этому направлению.
В законе «Об Образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273 выдвинуто основополагающее положение о том, что: «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны»
Цель модернизации образования формулируется как комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, всех сфер общественной деятельности, в соответствии с требованиями современной жизни, требованиями инновационного развития страны.
Учитывая, что в своей работе учитель иностранного языка должен учитывать тот факт, что ключевым звеном модернизации российского образования, являются
креативность и творчество, как самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности, я и строю свой учебный процесс.
Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования как элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу обновление содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
В связи с этим в условиях перехода на ФГОС нового поколения рекомендуется обратить внимание на изучение следующих источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, и акцентирован на достижении того, чтобы молодой человек, в результате образовательного процесса в системе основного общего образования, мог стать
креативным человеком, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата;

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,  Д. Б. Эльконина,  П. Я. Гальперина,  В. В. Давыдова,  А. Г.Асмолова, В. В. Рубцова, который ориентирует на организацию такого учебного процесса, в котором обучающиеся приобретут такие личностные качества как:
- стремление к саморазвитию и самоопределению;
- способность ставить цели и жизненные планы;

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в предметных областях.
Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, поэтому на уроке иностранного языка я стремлюсь раскрыть и использовать возможности, данные ребёнку природой для достижения поставленной цели путём развития:
речевой компетенции, создавая мотив учения в говорении, аудировании, чтении и письме; с тем чтобы школьники достигли общеевропейского допорогового уровня обученности к моменту сдачи ЕГЭ;
языковой компетенции, накапливая новые языковые средства (фонетические, орфографические, лексические и грамматические); предусмотренные стандартом данного этапа;

-социокультурной компетенции, приобщая школьников к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке; формируется умение представлять и свою собственную страну;
учебно-познавательной компетенции развиваются желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными им способами, умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком;
компенсаторной компетенции развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перефраза, использования синонимов, жестов.

Подготовка учащихся к ЕГЭ осуществляется при переходе на обучение по новым стандартам, когда содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменятся цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии.
Специфика дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость более широко использовать новые образовательные технологии, наряду с традиционными методами, направленными на формирование базовых навыков практической деятельности с использованием преимущественно фронтальных форм работы.
При выборе методики я стараюсь учитывать результаты предыдущей деятельности, уделяя большое внимание групповым и индивидуальным формам работы с учащимися, реализуя разноуровневый подход к освоению общеобразовательной программы, проводя системную работу с одаренными детьми.
Мои ученики являются участниками и победителями конкурсов, олимпиад различного уровня. Ежегодно становятся победителями районной предметной олимпиады по английскому языку (2009, 2010. 2011, 2012, 2013 гг.), только за последний год 16 победителей дистанционных олимпиад по английскому языку (2014 год) в международном проекте videouroki.net, 6 победителей общероссийской предметной олимпиады «Олимпус» (Зимняя сессия 2013 года г. Калининград), 6 лауреатов, два дипломанта «За высокий результат» и два дипломанта «За хороший результат» по итогам международного конкурса по английскому языку «British Bulldog» в 2012 году.
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием творческой личности на основе индивидуальности с помощью современных образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения, проектно-исследовательской деятельности, технологии обучения в сотрудничестве, ИКТ использование Интернет-ресурсов. Правильный выбор оптимальных технологий позволяет мне вести целенаправленную работу по повышению качества учебного процесса и подготовку к ЕГЭ.
Самым эффективным и результативным, на мой взгляд, является обучение в сотрудничестве. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе.
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды и позволяет
выявить учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность;
изучить направленность способностей учащихся и уровня их развития; дифференцировать учащихся по темпам усвоения материалов.

Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Учащиеся в классах различаются по уровню сформированности умений и навыков говорения, чтения, слушания, письма, по своему творческому потенциалу, умению общаться.
Как показывает опыт, состав классов неоднороден, в каждом из них есть ученики как с высокой мотивацией к изучению предмета, так и слабоуспевающие, с низкой мотивацией. Слабоуспевающие ученики, как правило, отличаются плохой памятью, неразвитой речью, плохой техникой чтения, слабым воображением. Работа с этой группой учащихся требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны. Нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы:
группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики;
если нет слаженности в работе - состав группы меняется;
учитель распределяет "роли" в группе;
группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы;
оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом;
иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы
по итогам работ обязательно нужна подробная оценка деятельности, с указанием всех положительных моментов.

Педагогическое Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа гуманно-личностной технологии.
Данная технология удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем. Такой процесс обучения выявляет три стороны общения:
1. информативную (передача и обмен информации);
2.интерактивную (организация взаимодействия в совместной деятельности);
3. перцептивную (восприятие и понимание человека человеком).
Основной прием в методике сотрудничества - работа в группах. Форма работы: индивидуально-групповая, парная.
Я покажу пример методики сотрудничества при обучении Стратегии выполнения заданий раздела "Письмо"- Задание С1 - неформальное письмо при подготовке к ЕГЭ.
На экзамене предлагается отрывок из письма от вашего возможного друга по переписке. В письме содержится некая новость и несколько вопросов, где у вас спрашивают мнения, совета и т.п.
Требуется написать письмо-ответ, начиная с вашего краткого обратного адреса в верхнем правом углу, даты под адресом, приветствия и заканчивая прощальной фразой и именем.
Нужно обязательно помнить, что обязательные повторяемые элементы письма:
1.адрес, обращение (Dear Alice), 2. благодарность за полученное письмо (Thanks for your letter. It was great to hear from you 3. прокомментировать новость, содержащуюся в письме; 4. задать вопросы, касающиеся темы новости письма; 5. ответить на все вопросы, заданные в полученном письме, дать совет, выразить своё мнение и т.д. 6.заключительные фразы (типа Write soon. Best wishes)
Заучиваем эти фразы и зрительно запомнаем схему расположения частей письма
Важно! Требования к объему письма - 100-140 слов (считаются все слова, включая предлоги и артикли). Требования к объему нужно соблюсти обязательно. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. (не менее 90 слов - не более153)
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку в этой части ЕГЭ важно не только содержание, но и форма, то обязательно зрительно запомнить расположение составных частей письма на странице.
Сейчас мы попробуем выполнить задания такого типа, заполнив бланки формата ЕГЭ. Демонстрация возможных упражнений для подготовки к разделу “Письмо” в рамках подготовки к ЕГЭ. (Слайды)
Выводы: Нужно понимать, что все, что учитель должен сделать на уроке английского языка – это показать учащимся примеры в такой форме, чтобы они смогли понять и использовать их на практике.
Мотивированность учеников дает возможность сделать процесс обучения более интересным и плодотворным. Необходимо постоянно повышать интерес учащихся к изучению языка, с использованием различных приемов. Ученики должны знать и понимать для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Следующее что нужно учесть – это разнообразие заданий. Выполнение однотипных заданий быстро утомляет учащихся, и они теряют интерес к их выполнению.
Таким образом, использование технологии сотрудничества на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, умение работать со словарями, материалами по ЕГЭ и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.
Благодаря применению различных педагогических технологий и форм работы повысился уровень положительной познавательной мотивации, что обеспечивает устойчивые положительные результаты. Как показали результаты диагностики, наблюдается рост уровня устойчивого интереса к английскому языку. (Слайды)
Мы провели анкетирование с учащимися с которыми я работаю из старших классов:
-80% учащихся хотят изучать иностранный язык,
-Большинство детей хотели бы изучать 2 и более языков в школе,
-Большинство учащихся уверены, что знание аглийского языка им прогодится в будущей профессии.

В нашей школе проводится большая работа с одаренными детьми, результаты этой работы отражаются на различных олимпиадах, в конкурсах.
Моя учащаяся 10 класса Ахметова Айлара работала над научно-исследровательской работой «Влияние английского языка на жизнь человека в современном мире» с результатами которой приняла участие в III районной научно-практической конференции школьников «Школа. Наука. Интеллект» 27 марта 2014 года и стала призёром III степени .
В 2013-2014 учебном году Ахметова Айлара приняла участие во второй Всероссийской научно - практической конференции для учащихся «Первые шаги в науку». Название работы «Влияние английского языка на жизнь человека в современном мире» и опубликовала тезисы доклада на сайте научно-производственного центра «Интертехинформ».
Много ребят смогли проявить свои творческие и интеллектуальные способности и самореализоваться в дистанционных олимпиадах международного проекта Видео уроки и стать победителями. Интересные задания составлены по формату ЕГЭ и проект даёт возможность детям самостоятельно вносить ответы на портал по соответствующим паролям. Порядок участия предполагает развитие умения школьников в ИКТ. Количество желающих участвовать в этом проекте непрерывно растет. Организаторы проекта рассылают дипломы и именные подарки учащимся, а учитель за подготовку победителя - победителей дистанционной олимпиады получает свидетельство о подготовке победителя мероприятия проекта по каждой параллели и Благодарность организатору за активность в работе Международного проекта для учителей.
Делясь накопленным опытом с коллегами я открыла свой личный кабинет на данном сайте и опубликовала разработку урока по английскому языку на тему: «Экологические проблемы на планете» на личной странице веб-ресурса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Международного проекта для учителей Видеоуроки в сети Интернет, а также Презентацию по английскому языку «The way we look».
На сайте международного интернет-проекта «Копилка уроков – сайт для учителей» я опубликовала свои авторские материалы: Разработку урока английского языка по теме: «Посещение Британии» и мастер-класс по теме «Технология сотрудничества на уроках английского языка»
Международный проект для учителей Видеоуроки в сети Интернет в качестве вознаграждения за победителей олимпиад и публикацию работ на их портале присылает видеоуроки учителям и видеоуроки классных часов по представленной тематике на выбор по количеству победителей. Разработки уроков можно купить в объёме дисков, оформив заказ на сайте и получить по почте. В моей методкопилке сейчас несколько видеоуроков по грамматике английского языка и несколько классных часов, которыми я делюсь с коллегами в школе. Детям нравится несдандартная подача материала. Я благодарна такому сотрудничеству и могу поделиться с вами этой возможностью. Адрес сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как вы видите ИКТ, наряду с использованием педагогики сотрудничества стали неотъемлемой частью на моих уроках. Применение компьютерных презентаций и видеоуроков в учебном процессе позволяют улучшить усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.
Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Использование компьютерной презентации и видео на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Использование компьютера в учебном процессе хотя и проблематично, (не в каждом кабинете есть мультимедийная установка) но очень важно.
Как и у многих учителей у меня уже наработана своя медиакопилка.
Я стараюсь не останавливаться на достигнутом и постоянно работаю над повышением своего профессионального уровня.
Участвую в инновационной деятельности школы и района, обобщая и распространяя свой опыт. В марте 2014 года я приняла участие в IV Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех –XXI» в направлении «Современный урок» и награждена Дипломом участника «Центра инновационных ресурсов», стала победителем Всероссийского творческого дистанционного конкурса с международным участием «Лучшая презентация к уроку» с Дипломом 2 степени и Сертификатом научно-производственного центра «Интертехинформ» в рамках методического конкурса Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна 2013-2014 учебного года».
Приняла участие во Всероссийском конкурсе конспектов «Компьютер в школе!» портала - виртуальный центр одаренности «Обучение Онлайн» в номинации «Предметные разработки» и получила Диплом 2 степени.
Награждена Дипломом победителя 3 степени за участие в VI Всероссийском творческом конкурсе "Талантоха" ("Талантоха - VI") для детей и педагогов в номинации «Фотография и фидео» по теме «День защитникаОтечества». Заняла 2 место в районном (заочном) конкурсе «Лучший учитель года- 2014». Опыт представлен на сайте районного отдела образования.
Для успешной подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации собран достаточный материал: разноуровневые тестовые задания по всем видам речевой деятельности в помощь ученику по подготовке к ЕГЭ в форме раздаточного материала на всю группу учащихся в нескольких вариантах, в кабинете имеется информационный стенд для учащихся, родителей по подготовке к ЕГЭ.
Важным для любого учителя является сохранение лучших традиций отечественного образования и выработка собственных принципов преподавательской деятельности
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
Реализация принципа сотрудничества на уроке, школьники – соавторы учебного процесса;
Создание условий, позволяющих в максимальной степени раскрыть способности учащихся;
Реализация принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Положительная динамика результативности опыта работы подтверждает правильность и перспективность выбранных направлений в работе по оптимизации образовательного процесса.
Качество знаний по английскому языку на протяжении многих лет остается стабильно высоким.
Предмет
2009-10 уч.год

2010-11 уч.год

2011-12 уч.год
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год


Англ. язык

77 %
71 %
64 %
71 %
76 %

За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «иностранный язык» в содержании образования в российской школе. В настоящее время он рассматривается в ряду наиболее востребованных учащимися предметов.
Не удивительно, что качествами успешного человека являются:
коммуникабельность,
профессионализм,
ответственность,
высокий уровень образования,
порядочность,
знание иностранных языков!!! Всех Вас благодарю за внимание и говорю:
Всегда помните, что ваша настоящая ситуация не является конечной целью. Самое лучшее ещё впереди.-Always remember that your present situation is not your final destination. The best is yet to come. Thank you for your attention! Good luck!
Список литературы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г N 273 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897.- М.: Просвещение, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 - М.: Просвещение, 2012.
4. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]] 5. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008 (Образовательная система «Школа 2100»)
Электронные ресурсы
http://www.mon.gov.ru/ - МО РФ
http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/projekt1.pdf - «Наша новая школа»
1sentyabrya.ru/zknd/obra/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - Закон об Образовании в Российской Федерации
http://ege.edu.ru/ - Портал поддержки ЕГЭ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ для использования в образовательном процессе
http://1september.ru – «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Интернет-издание «Иностранные языки в школе»
http://www.ug.ru – Учительская газета
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – о разработке Программ по иностранному языку
есурсов http://www.academic.ru – словари и энциклопедии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Метапредметный подход в образовании
http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/ - Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.









13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 215