Классный час Собеседование при трудоустройстве


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
Черногорский механико-технологический техникум
Классный час
«Собеседование при трудоустройстве»
Разработала: Мастер п\о
Проскурина С.В.
ЦЕЛЬ:  - Оказание практической помощи в поиске работы и адаптация выпускников на рынке труда.
ЗАДАЧИ: - Способствовать последовательному формированию активной позиции личности от субъекта профессионального образования (студент) к самореализации и успешности в профессии (профессионал). 
- Повышение эффективности мероприятий по содействию трудоустройству выпускников техникума
Собеседование — это процесс знакомства соискателя работы и потенциального работодателя (его представителя) в результате которого 2 стороны хотят получить необходимую информацию о том, насколько они подходят друг другу.
Существует несколько его видов.
Например, по количеству участников различают индивидуальное и групповое собеседование.
Индивидуальное собеседование. Проходит один на один, где участвуют работодатель или его представитель с одной стороны и соискатель с другой.
Групповое собеседование. Как правило, проводится профессиональным рекрутером (специалистом по подбору персонала) со стороны компании, нуждающейся в персонале, с группой потенциальных претендентов на вакансию. Групповые собеседования чаще всего проводятся на массовые вакансии в компаниях, например на позицию «менеджер по продажам».
Также собеседования можно разделить по количеству принимающих решение «инстанций». По этому принципу они делятся на одноуровневые и многоуровневые.
Как правило, на исполнительные позиции, не требующие высокого уровня подготовки и большой ответственности, претенденты проходят через одного интервьюера. Такие собеседования называются одноуровневыми, то есть предполагают беседу с одним человеком.
Если вы хотите получить должность продавца-консультанта в магазине бытовой техники, то чаще вы будете проходить собеседование с директором магазина, где предполагается ваше дальнейшее трудоустройство. Это пример одноуровневого собеседования.
Многоуровневые собеседования предполагают знакомство соискателя с представителями нескольких руководящих звеньев.
Например, если вы претендуете на позицию специалиста отдела маркетинга в такую крупную компанию как «Coca-Cola», то собеседование вы будете проходить с руководителем регионального филиала, руководителем отдела маркетинга завода компании и с директором этого завода.
Иногда многоуровневые собеседования проводятся при личной встрече с каждым «уровнем», а иногда общение с кандидатом осуществляется в удаленном режиме.
Часто сам процесс собеседования вызывает стресс у кандидата. Ведь, как правило, человек рассылает свое резюме сразу в несколько организаций и получает приглашение пройти интервью иногда в один день с интервалом в несколько часов.
И каждая такая встреча, где нужно грамотно презентовать себя, требует как физических, так и эмоциональных усилий.
Дальше я расскажу, как правильно подготовится к прохождению собеседования, чтобы превратить этот процесс в интересную встречу, полную новых возможностей и перспектив для вас как для будущего сотрудника.
Действительно, весь процесс прохождения собеседования условно можно разделить на 4 этапа:
Телефонный разговор;
Подготовка к встрече;
Собеседование;
Подведение итогов.
Каждый из них имеет свои особенности, о которых нужно рассказать, чтобы вы, как соискатель, максимально эффективно прошли через каждый из этапов и получили должность, на которую претендуете.
Этап 1. Телефонный разговор
Это первый этап непосредственного общения с представителем компании, на работу в которой вы претендуете. Обычно он является следствием отправки вашего резюме в эту компанию.
Если компания более-менее крупная, то вам в большинстве случаев позвонит сотрудник, отвечающий за подбор персонала.
При разговоре с ним будьте вежливы, а также запомните его (ее) имя и желательно должность. Далее уточните, куда именно вам нужно придти, (адрес) и в какое время. Также уточните контактный телефон для связи.
Если что-то необходимо взять с собой, например, паспорт, документ об образовании или портфолио, то об этом вам скажет рекрутер в процессе телефонного разговора.
Этап 2. Подготовка к встрече
На этом этапе рекомендую вам представить ваше будущее интервью с потенциальным работодателем и «прожить» его. Это особенно актуально будет для людей, которые боятся самого собеседования или у них есть страх провалить встречу с рекрутером.
Чтобы настроиться на процесс и преодолеть возможные страхи, я предлагаю вам проделать упражнение «встреча с президентом». Оно проделывается накануне собеседования.
Представьте, что вы были приглашены в кремль и сейчас сидите на встрече с президентом страны. На вас направлены видеокамеры ведущих телеканалов и куча журналистов записывает все, что вы говорите.
Постарайтесь представить себя в этой ситуации и вжиться данную роль. Подумайте, о чем вы спросите президента и что хотите ему рассказать. Какие вопросы он задаст вам и как вы публично ответите на них.
Для проделывания этого упражнения останьтесь наедине, чтобы вас никто не отвлекал и 7-15 минут во всех деталях представьте такую встречу.
Затем отправляйтесь на ваше собеседование. После такой «визуализации» вам гарантированно будет легче пройти его. Ведь вы уже пережили самое «страшное» интервью в своей жизни.
Еще несколько слов о подготовке.
Подготовка к собеседованию включает в себя 3 важных момента:
Подготовку самопрезентации и ее репетицию;
Подготовку портфолио (наград, статей о вас), работ и примеров, подтверждающих вашу компетенцию для этого вакантного места;
Отдых и дальнейший вход в «ресурсное состояние». Под этим термином понимается ваше рабочее состояние, в которым вы максимально собраны и продуктивны.
Этап 3. Собеседование
Чтобы детально понимать, как пройти собеседование на работу, необходимо быть готовым к разным нюансам.
Например, очень часто специалист, который проводит с вами беседу, будет задавать вам вопросы и предлагать выполнить небольшие здания (кейсы).
Кейс — это моделирование (разбор) проблемной или нестандартной ситуации и пути ее решения кандидатом (соискателем).
Предположим, что вы претендуете на должность торгового представителя или менеджера по продажам.
Чтобы проверить вашу эрудицию, стрессоустойчивость, креативное мышление и профессиональные знания, специалист по подбору персонала будет давать вам кейсы для разбора.
Пример кейса:
Рекрутер: Вы едете на встречу с важным клиентом. Крупные переговоры, которые вам предстоит провести, в случае успеха смогут принести вам месячный уровень дохода и повышение в должности. Вдруг посреди дороги у вас ломается автомобиль. Ваши действия?
Вы: Я выйду из автомобиля и попробую добраться на такси или на попутном транспорте до места встречи с клиентом.
Рекрутер: Вы ехали через глухую дорогу далеко от города, здесь нет попутного транспорта.
Вы: Я посмотрю по навигатору, где нахожусь и вызову такси в это место.
Рекрутер: У вас нет навигатора и сел телефон.
Вы: Я попытаюсь устранить поломку автомобиля своими силами и затем продолжу движение.
И так ваш специалист по подбору персонала может вас «гонять», с каждым разом усложняя условия, в которых вы очутились.
Этап 4. Подведение итогов
Если на встрече вы держались уверенно и четко отвечали на все вопросы HR-специалиста, то у вас будут большие шансы получить желанную работу.
В завершение собеседования вам скажут, в какие сроки вам дадут ответ, если вы будете приняты на работу. В случае, если вы проходите многоуровневое собеседование, то ждите ответа о прохождении следующего этапа.
Вы также сами можете спросить у рекрутера, когда именно ждать результата собеседования и в какой форме он будет.
Как вести себя на собеседовании — советы от практика
Аккуратность и опрятность. Это касается не только внешнего вида, но и вашего состояния в целом. Никогда не приходите на собеседование в алкогольном опьянении, после «бурного отдыха» или бессонной ночи. В глазах специалиста по подбору кадров вы сразу заработаете статус «гуляки», а с ним весь остальной процесс актуальности интервью будет поставлен под большой вопрос.
Приветливость и хорошие манеры. На какую бы должность вы не претендовали, хорошие манеры и адекватное поведение однозначно добавят вам очков. Узнайте, как зовут вашего собеседника и обращайтесь к нему по имени. Причем, обращаться стоит именно так, как он представился. Например, если рекрутер сказал, что его зовут Иван, то так и называйте его на «Вы». «Иван, вы говорили что...» Если же он назвал свое имя и отчество, то именно так и стоит обращаться к вашему собеседнику.
Владение профессиональной терминологией. Вы однозначно понравитесь специалисту по подбору персонала, если не злоупотребляя терминами, 3-4 раза за время вашего интервью употребите их, а также поясните как применяете (применяли) эти термины на практике. Например, если вы скажете, что на предыдущем месте работы смогли поднять продажи на 30% за месяц, благодаря увеличению конверсии, проанализировав количество входящих обращений и размер среднего чека, то это вам зачтется как плюс.
Общий уровень эрудиции. Также пару раз в тему можете упомянуть известные книги, которые вы читали или семинары по вашей специальности, на которых вы были в течение года. Рекрутеры обращают внимание на тягу к знаниям и стремление человека к самообразованию. Это особенно важно, если вы претендуете на руководящие или «интеллектуальные» позиции в компании.
Одним словом, вам нужно себя «продать» и показать с выгодной стороны. Причем, сделать это нужно как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения общих человеческих ценностей и правил. Если вы хотите получить работу, важно грамотно и четко ответить на вопросы HR-специалиста.
О них пойдет речь далее.
4. Вопросы на собеседовании и ответы на них
Вопросы на собеседовании и правильные ответы на них:
Расскажите о себе. Казалось бы, простое задание, но у многих людей именно в этот момент начинается ступор: «мычание» или «нукание». Здесь вы должны презентовать себя с лучшей стороны в рамках вакансии, на которую претендуете. Кратко расскажите о своем образовании, опыте работы и достижениях, которые вас отличают как специалиста. Говорите четко, без лишней воды и философствований.
Почему ушли с предыдущего места работы? Расскажите здесь о вашей мотивации «к», то есть о том, что стремитесь к развитию и новым возможностям в работе, которые видите в настоящий момент на этой позиции. Не говорите в ключе мотивации «от», то есть «я сбежал от плохих условий, низкой оплаты труда и загнивающего коллектива». Ни в коем случае не ругайте предыдущее место работы и своего бывшего руководителя. Ведь любой человек, в том числе и ваш собеседник подумает, что сменив работу в будущем, вы также негативно будете отзываться и о его компании.
Кем видите себя через 5-10 лет или ваши планы на отдаленную перспективу? Лучше всего здесь ответить, что связываете свое профессиональное будущее именно с этой компанией. Так вы сформируете впечатление о себе как о заинтересованном сотруднике, готовом посвятить большое количество времени данной работе. Ведь нигде не приветствуется «текучка» кадров.
Есть ли у вас слабые стороны (недостатки)? Если есть, то назовите 3 из них. Задавая такой вопрос, рекрутер хочет понять уровень вашей зрелости. Человек, который скажет, что я не вижу в себе недостатков или будет долго думать как ответить на этот вопрос, потеряет баллы в глазах кадрового специалиста. Не отвечайте следующим образом: «Мои недостатки: часто опаздываю, конфликтую с коллегами (руководством), ленив». Лучше всего здесь сказать, что вы «трудоголик», то есть любите с головой уходить в работу, а это не всегда правильно, «перфекционист» — стремитесь к совершенству во всем и из-за этого иногда теряете в скорости. А третьим вашим недостатком является стремление налаживать со всеми хорошие отношения. И иногда вы слишком добры с подчиненными, так как вам не хочется их наказывать за ненадлежащее качество выполненной работы.
Назовите свои сильные стороны. Расскажите о своих действительно сильных сторонах, которые непосредственно применимы в работе, на которую вы претендуете и приведите примеры с фактами и цифрами. Например: «Я считаю, что одна из моих сильных сторон — это умение мыслить цифрами. На предыдущем месте работы я проанализировал воронку продаж, выявил закономерности и на основе этого разработал новую модель продаж, которая принесла компании дополнительно 500 000рублей или 15% за первый месяц внедрения моей маркетинговой модели».
Совершали ли вы ошибки на предыдущем месте работы? Какие? Здесь честно скажите, какие именно ошибки у вас были. Но самое главное, чтобы они не относились к фатальным и обязательно дополните ответ на этот вопрос тем, что вы сами их исправили. Например, вы выписали клиенту не тот мобильный телефон и он вернулся в магазин, чтобы обменять его. А вам удалось не только избежать конфликтной ситуации, но и продать ему еще дополнительные аксессуары к приобретенному мобильному устройству.  
На какой уровень компенсации (зарплаты) рассчитываете? Здесь вы должны объективно оценивая свои компетенции, сказать сколько хотите получать и обосновать выгоду компании-работодателя, если она сделает свой выбор в пользу вас как сотрудника. Проанализируйте также уровень зарплат, которые предлагают подобные компании для схожих вакантных мест.
Откуда узнали о нашей компании? Обычно этот вопрос задает представитель работодателя с целью узнать, какой канал поиска кандидатов работает. Этот вопрос не относится с каверзным, скорее он просто информационный и направлен на оптимизацию поиска кадров для данной организации. Просто ответьте, как есть, например, узнал о вакансии на сайте вашей фирмы.
Наглядная таблица основных критериев оценки кандидата на собеседовании
Первый столбец содержит критерий оценки, а второй – косвенное доказательство наличия у кандидата данного критерия.
№ Качество кандидата Доказательство
1 Честность Умение честно сказать о своих недостатках с примерами
2 Уровень профессиональных компетенций Примеры измеримых достижений на предыдущей работе, наличие наград и портфолио
3 Стрессоустойчивость и воля Проявление спокойствия при разборе кейсов
4 Тактичность Вежливый тон, мягкие жесты, открытая поза
5 Креативность Быстрые и нестандартные ответы на каверзные вопросы рекрутера
6 Общий уровень грамотности Правильная речь, употребление терминов
Одним из самых серьезных периодов в жизни каждого человека является поиск работы. Он напрямую связан со взлетами и падениями, открытием новых талантов и расширением кругозора. Кому-то первую работу находят родители или знакомые, кто-то сам набивает шишки, изучая открытые вакансии в газетах и на интернет-ресурсах. В любом случае, чтобы достичь наилучшего результата с минимальными затратами сил и времени к поиску работы нужно подготовиться заранее.
 
Отыскать работу своей мечты достаточно сложно, особенно не имея опыта. Многие студенты дневных отделений ищут подработку в свободное от учебы время и при поиске места трудоустройства часто сталкиваются с мошенниками, которые предлагают заоблачные гонорары за несложную работу. Чтобы не стать жертвой обмана стоит внимательно изучить критерии, по которым можно легко выявить недобросовестных работодателей.
Как по объявлению в интернете распознать мошенниковНа самом деле распознать недобросовестных работодателей несложно, все они используют похожие методы, чтобы привлечь соискателей. Среди основных признаков объявлений-обманов можно выделить следующие:
Вакансия в объявлении описана крайне размыто. Зачастую мошенники предлагают «высокооплачиваемую работу в офисе»;
Требования, выдвигаемые к соискателям, также размытые (кандидат должен быть целеустремленным, серьезным, можно без опыта работы);
Контактные номера компании начинаются на код 900, 916, 940 (тарифы на входящие звонки данных номеров очень высокие — до 6000 рублей за 1 минуту);
В объявлении указано, что количество вакантных мест строго ограничено.
Зачастую предлагается гибкий график работы;
Работа дома удаленно.
То есть, все те признаки, которые смогут заманить неопытного студента.
Если видимых признаков обмана в объявлении нет, можно попробовать записаться на собеседование. Беседа с руководителем или начальником кадрового отдела — это еще одна возможность до приема на работу распознать обманную схему.
Вопросы, которые стоит задать работодателю на собеседовании
Если вы собираетесь на собеседование, обязательно спросите у потенциального работодателя:
Название компании;
Сферу ее деятельности;
Попросите четко оговорить ваши обязанности и точное название должности,
Обсудите вопрос с заработной платой;
Официальное ли трудоустройство.
К очевидным признакам обмана во время трудоустройства можно отнести следующие:
Вас просят заплатить деньги для покупки специальной литературы и оформления документов;
На собеседовании предлагают заполнить большое количество разных анкет, где нужно указать номер паспорта, ИНН и другие личные данные;
Информация на собеседовании не совпадает с той, которая была указана в объявлении.
Самые частые схемы обмана во время трудоустройства
К самым распространенным обманным схемам по поиску работу в интернете относят:
Работа на дому по сбору ручек, фонариков и прочих мелочей. Для начала вас попросят выслать определенную денежную сумму на покупку запчастей, а после этого перечисления денег работодатели попросту исчезают.
Работа в компании, которая занимается сетевым маркетингом. Чаще всего предлагают купить продукцию на определенную сумму или же получать доход от привлеченных друзей и родственников.
Работа за рубежом няней или разнорабочими. Для ускорения процесса оформления документов требуют кругленькую сумму.
Набор текста или же сортировка изображений. Соискателям предлагается высокая оплата за набор текстов. Чтобы получить первую часть работы мошенники требуют оплату.
И многие другие обманные схемы.
Чтобы не попасться на уловку мошенников нужно сразу же откинуть вакансии, которые сулят огромные заработки за простую работу. Также объективно оценивайте оплату труда.
Прежде чем откликнуться на понравившуюся вакансию внимательно изучите информацию о компании-работодателе, взвесьте все за и против, и только тогда отправляйте резюме или записывайтесь на собеседование. Не торопитесь хвататься за каждое предложение и делайте все максимально обдуманно и осторожно. Помните бесплатный сыр только в мышеловке, а заработок любых деньги требует усилий с вашей стороны, и вовсе не материальных.