Конспект урока по познанию мира в малокомплектной школе


Тема Животные . Птицы. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся, насекомые, млекопитающиеся. Независимость Республики Казахстан
Цель: Сформировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках.
развивать познавательный интерес, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем; развивать личностные качества учащихся, их ценностно-смысловую ориентацию .
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным
Методы : словесные, частично-поисковый, самостоятельная работа
Форма работы: парная, индивидуальная, коллективная Цель: закрепить знания о Казахстане
показать обширность нашей Родины, богатство природы
воспитывать любовь к Родине, к символике, к государству;
способствовать формированию казахстанского патриотизма
Методы : словесные, частично-поисковый, самостоятельная работа
Форма работы: парная, индивидуальная, коллективная
1.Организационный момент
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно всё вокруг нас,
прекрасно и во мне.
Сообщение темы урока.
-Ребята! Мы с вами продолжаем изучать окружающий нас мир. Послушайте знаменитую мелодию и скажите ,чем мы будем сегодня заниматься?
Тема нашего урока: «Какие бывают животные».
-что бы вы хотели нового узнать о животных?
II. Актуализация знаний .А каких животных вы знаете?(Дети называют животных).
-Когда вы называли знакомых вам животных, вы перечисляли только животных одной группы. Их называют звери. Как вы думаете, существуют другие группы животных?
- Хотите узнать остальных животных?
Для этого мы проведем исследование и выделим отличительные признаки каждой группы животных.
-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)
Работа со словарём. Самост. чтение (Выписка из толкового словаря)
Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.
-Мы тоже можем назвать себя исследователями.
Приступим к работе.
III. Первичное усвоение материала
Цель: познакомить учащихся с классификацией животных.
Распределите животных по группам Работа в паре
Заполните карточки-характеристики
Насекомые Птицы Рыбы Животные
Части тела
Тело покрыто
Питается
живёт
-Беседа
почему все животные находятся на разных площадках?
-кто изображен на розовом фоне?
Насекомые- самая многочисленная группа животных. Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно посмотреть на брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено.
-. Как же узнать, насекомое перед вами или нет? (Учащиеся сравнивают животных, высказывают свои предположения)
-Сколько у них ножек? (6). Значит, какой важный и главный признак насекомых?
Насекомые - это животные, у которых шесть ног.
Учитель показывает паука. А можно его, назвать насекомым? (Нет, у него 8 ног)
- кто же у нас на голубой площадке?
-Какие признаки отличают рыб от других животных? (Они живут в воде, умеют плавать)
Учитель показывает рисунки (щука, окунь, карп, дельфин, морж). Всех ли этих животных можно отнести к рыбам? (Нет). Чего нет у моржа и дельфина, в отличии щуки? (Чешуи)
Главный признак рыб — наличие чешуи, которой покрыто их тело.
- какие животные в желтом множестве?
Каких животных называют птицами? (Животные которые умеют летать.)
Тогда учитель показывает карточки с изображениями нелетающих птиц (страуса, пингвина), а также напоминает, что большинство насекомых тоже хорошо летает. Итак, не все птицы летают и не только птицы умеют летать. Значит, не это главное. А что же главное?
(Дети рассматривают птиц на картинках и находят общий признак)
Главный признак птиц — наличие перьев.
Тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать.
В заключение выясняется, что главным признаком зверей является наличие шерсти.
Сделанные детьми выводы
IV.Физкультминутка- А сейчас выполним физкультминутку и повторим тему нашего урока. (Учитель показывает животных и говорит задания.) Мы присядем столько раз, Сколько бабочек у нас. (Показывает на рисунок бабочки.)
Сколько ног у пауков, Столько сделаем прыжков. (Дети вспоминают количество ног у паука и прыгают 8 раз). Всех зверей пересчитайте и в ладоши ударяйте. Наклонитесь столько раз,
Сколько рыбок у нас. (Пересчитывают рыб и выполняют наклоны)
V. Первичное закрепление
Цель: Проверка полученных знаний в практической деятельности
1. Игра «Отгадай животное»
Нужно отгадать животное и назвать группу, к которой оно относится , после отгадки слушаем голос этого животного и смотрим картинку.
Летит – воет, сядет -землю роет.( Жук) Группа – насекомые
Как стрела летает
Мошек поедает ( Ласточка) Группа – птицы.
На дне , где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом) Группа – рыбы.
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела.) Группа – насекомые.
Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. ( Белка.) Группа – звери.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова) Группа – птицы.
2.Работа по карточкам Индивид работа
1 уровеньОбъядинить животных в группы.
2 уровеньСоединить животных с названием группы
3 уровень К каким группам относятся эти животные? Напиши.
V. Итог урока Рефлексия
Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
-Что нового узнали о животных?
- О чем можете сегодня рассказать дома?
-Что понравилось на уроке?
- Что было не понятным?
Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.
Д.з. Кроссворд «Животные»
Дополнительно Работа по карточкам Сообщение темы урока
Отгадайте ребусы и сформулируйте тему урока
Казахстан Родина
Тема нашего урока Независимость Республики Казахстан
II. Актуализация знаний .
Ребята, а сейчас мы проверим , что вы знаете о нашей Республике. Проведём небольшую викторину, проверим ваши знания.
Викторина Закончи предложение Самостоятельно
Основной закон государства (Конституция)
Первый Президент Республики Казахстан (Н Назарбаев)
Национальная валюта (тенге)
Национальное жилище казахов (юрта)
Казахский воин-герой (батыр)
Национальные спортивные игры (байга)
Состязания акынов (айтыс)
Национальный напиток (кумыс)
Казахские народные инструменты (домбра, сыбызгы, кобыз)
Столица Казахстана (Астана)
Государственные символы Республики Казахстан (герб, флаг, гимн)
Взаимопроверка Оценивание в оценочных листах
III. Первичное усвоение материала под рук
Учитель спрашивает : «Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка?» . Возможные варианты: Родина, патриотизм, Казахстан. Сегодня наш урок посвящён теме , которая вызывает гордость за героическое прошлое нашей страны – «Казахстан в годы Независимости». я желаю вам сохранить этот патриотический настрой до конца урока.
Итак: эпиграфом к данной теме нам послужат слова Н.Назарбаева: «Независимость – самая священная ценность для всех казахстанцев».
16 декабря весь наш народ Казахстана отмечает праздник «День независимости». Независимость - это политическая самостоятельность, отсутствие подчинённости, возможность самостоятельно решать трудные вопросы политического, экономического, социального направления.
Казахстан, встав на новый путь развития, воплотил вековые мечты народа о свободе. Народ впервые вновь приобрел возможность развивать свою культуру, язык, веру, религию и традиции. Сегодня каждый гражданин республики гордится своей независимостью. Независимость нашей страны - это самое святое приобретение казахского народа, восстановившее прерванную на триста лет национальную свободу.
Работа с учебником самостоятельно стр 139 -141
Составление таблицы Работа в паре
Права Обязанности
- право на здор. рост и развитие;
- право на получение образования;
- право на имя, гражданство;
- право на отдых;
- право на свободу;
- право на личную неприкосновенность;
- право на жизнь;
- право на неприкосновенность жилья Почему люди нашей страны должны выполнять законы РК?

- У Независимого государства есть свой основной Закон. Это Конституция. В ней конкретно формулируются права, свободы и обязанности граждан. Наше государство заботится о своих гражданах и гарантирует права.
- Вспомните известных сказочных героев и назовите, какие их права были нарушены. Работа в парах.
Три поросенка право на жизнь
Заяц из сказки «Лиса и заяц» право на получение образования
Буратино право на неприкосновенность жилища Колобок право на владение имуществом
Бабушка из сказки право на свободу
«Красная шапочка»
Самопроверка.
Физкультминутка
Наверное только с космических высот можно охватить одним взглядом весь Казахстан. На территории Казахстана могли бы одновременно разместиться Великобритания, Франция, Германия, Испания, Австрия, Голландия и Дания.
Работа с контурной картой инд работа
Обозначьте: столицу Казахстана 2. Крупные города
3. подпишите названия соседних стран.
Проверка домашнего задания
Рассказать о Гербе Республики Казахстан
Рассказать о Гимне Республики Казахстан
Рассказать о Флаге Республики Казахстан
- В каждом независимом государстве есть президент. Его выбирает народ.
- А кто у нас президент ?На пороге какого события мы стоим?
1 ученик:
Мой край родной, Республика свободных
Великих наций, разных языков,
И ценят здесь обычаи народов,
Советы мудрых стариков.
Ты выстрадал, мой Казахстан, немало,
Но стал свободным, и сейчас
Здесь равноправны все народы.
Народ единственная власть!
2 ученик:
Я прошлым Родины своей горжусь,
Истоки языков познать стремлюсь.
Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан
Стал сильным и великим среди стран.
3 ученик:
Пусть на твоей земле,
Мой Казахстан прекрасный,
Смеются дети и цветут сады,
Не будет тесно людям разных наций.
4 ученик:
Мой Казахстан любимый,
Где я родился, где я учусь.
Ты небо! Ты земля! Ты солнце!
Ты звезда! Ты Родина - мать моя!
Твоя природа - это горы, реки,
Степи, леса и моря.
Мой Казахстан, люблю тебя!
Итог урока
Что нового узнали?
IV. Рефлексия
Если понравился урок
Если был нормальный – нейтральная
Если был не интересный, не понравился
Д.з. стр 139 -141