Конспект занятия по теме Как правильно вести себя за столом


Тема:» Как правильно вести себя за столом».
Цель: Сформировать навыки поведения за столом во время еды, навыки пользования
столовыми приборами.
Задачи:
Образовательная: Сформировать представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.
Коррекционно-развивающая: Расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки праздничного стола. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации.
Воспитательная: Формировать коммуникативные умения через групповую работу.
Методы и приемы: беседа, вопросы, рассказ, обсуждение
Оборудование:
Класс оборудован под кафе. Дети сидят в группах (3группы) за столами. Столы сервированы.
Ход :Вводная часть
1. Мотивация. Организационный момент.
- Сегодня наш урок проходит в необычной обстановке. Мы с вами находимся в кафе. ----Все вместе мы поговорим на важную для каждого из нас тему. О чем пойдет речь, вы сейчас поймете сами, прослушав сатирический рассказ «Семь бед - один обед, или битва с пищей».
2. Чтение рассказа в лицах подготовленного ученика.
Семь бед – один обед, или битва с пищей (сатирический рассказ).
Гости собрались, подарки вручены, добрые слова сказаны, на столе вкусные вещи.
-«Садитесь, пожалуйста!»- приглашает хозяйка. Все занимают свои места, и тут…
Что же случилось?
Послушаем репортаж…
Внимание, внимание! Наш микрофон установлен в квартире, где состоится праздничный обед в честь именинницы Милочки. Празднично накрыт стол. Гости держатся непринужденно. Все веселы и радостны. Их пятеро – лучших Милочкиных друзей: Рита и Вита, Коля и Оля, и еще крайне воспитанный мальчик Стас.
Итак, все друзья за столом. Начался праздничный обед.
Моментально приходит в движение вся посуда, тарелки становятся летающими.
Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента.
Коля судорожно сжимает в кулаке ложку, словно это кувалда. Что он собирается предпринять? Он пытается выловить скользкую рыбешку ложкой. Ай-я-яй! Коля роняет ее в мороженое.
Оля подносит ко рту переполненный стакан с соком, из которого торчит ложка. И тут раздается душераздирающий крик. Оля угодила ложкой себе в глаз. А томатный сок оказался на белой Милочкиной юбке.
Героическая девочка Милочка пытается рассказать что-то гостям, набив рот одновременно колбасой, сыром и печеньем.
Крайне воспитанный мальчик Стас с другого конца стола, налегая на него всем телом, тянется с грозным оружием – вилкой в руках. Стас пытается вилкой зацепить лакомый кусочек мяса, но почему-то его вилка направлена прямо в глаз Милочке.
Опасный момент! Рывок! Фу! Опасность миновала. Милочка цела! А Стасу каким-то чудом удалось зацепить свою добычу. Правда, он опрокинул соусник и залез рукавом в салат.
Наверное, вы слышите сопение и чавканье? Это Рита поедает аппетитный салат. Этот процесс требует от нее большого напряжения.
А вот Вита уже закончила трапезу. Она сыто выходит из-за стола, задевая свою тарелку.
Бац! Тарелка вдребезги! И все содержимое тарелки: огрызки, кости, мятые салфетки, остатки пищи - все это живописно легло на полу.
Битва с пищей подходит к концу.
Живописный пейзаж после битвы открылся восхищенному взору. Скатерть белая залита красным соком, надкушенные огурцы торчат из бокалов. Рыбешки плавают в растаявшем мороженом.
Здорово потрудились ребята!
3. Беседа.
-Расскажите о своих впечатлениях по поводу прослушанного.
-Так какую же проблему поднял автор в рассказе?
-Значит о чем мы сегодня поговорим?
(Открывается или записывается тема на доске: Поведение за столом во время еды.
-Сегодня для себя мы определим, как вести себя за столом во время приема пищи, выработаем правила поведения за столом.
4.Игра-рассуждение «Если я буду так же,…то…».
-А начнем с того, что определим, для чего нам необходимо правильно вести себя во время еды.
(На доске вывешивается табличка: Для чего нужно выполнять правилаповедения за столом.
-Поможет нам в этом игра-рассуждение «Если я буду так же, то…». Вспомните поведение героев рассказа за столом и порассуждайте о последствиях такого поведения.
В своих рассуждениях используйте опорные слова «Если я буду так же, то…».
-После каждого рассуждения учитель спрашивает.
-Хотите ли вы навредить своему здоровью?
-Так для чего мы должны правильно вести себя за столом во время еды?
(На доске вывешивается табличка: 1) Чтобы не навредить своему здоровью.
-Хотите ли вы выглядеть смешно, нелепо?
-Так для чего еще нужно правильно вести себя во время еды?
(На доске вывешивается табличка: 2) Чтобы не выглядеть смешным.
Далее появляются так же таблицы: 3) Чтобы не испачкать одежду.
4) Чтобы не разбить, не испортить посуду.
5) Чтобы не мешать другим во время еды.
6) Экономия продуктов питания.
Вывод:
-Теперь вы понимаете, что правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.
Основная часть урока (формирование новых понятий и представлений).
1) Вступительное слово учителя.
- Об этом люди стали говорить очень давно. Первые правила поведения возникли в древности. Эти правила стали частью этикета. Этикет – общепринятый порядок поведения (на доске и прочитывается учителем). Послушаем доклад о возникновении правил этикета.
Родиной этикета считается Древний Рим. Культура поведения за столом в Древнем Риме была на высочайшем уровне. Например, уже в те времена древние римляне пользовались салфеткой. А вот правила этикета средневековой Франции позволяли дворянам во время приема пищи держать при себе породистых собак. Остатки еды прямо со стола они бросали четвероногим, а затем об шкуры собак вытирали жирные руки.
В России правила этикета, в том числе правила поведения за столом появились очень давно. Но только при Петре Первом они стали обязательными для дворян. По велению Петра Первого его друг и сподвижник Яков Вилимович Брюс составил пособие для обучения и воспитания детей дворян. Этот учебник называется «Юности честное зерцало, или Показания житейскому обхождению». Учебник был издан в Санкт-Петербурге в 1717 году. За нарушение установленных правил, провинившийся, ко всеобщему веселью присутствующих, был обязан выпить «большого орла» - кубок с изображением российского государственного герба, до краев наполненный крепким вином.
2) Составление детьми правил поведения во время еды (групповая работа).
-Ну, а сейчас вы попробуете составить современные правила поведения за столом во время еды. В этом вам поможет книга «Две недели в лагере здоровья» Стр.68-69.
-
- Сравните правила, которые вы составили с современными правилами этикета.
(На доске открываются правила поведения за столом).
а) Ешь молча.
б) Не торопись, тщательно пережевывай пищу.
в) Ешь в меру.
г) Ешь аккуратно, не пачкай руки и одежду.
д) Пользуйся салфеткой.
е) Не занимайся посторонними делами во время еды (чтением, игрой и т.д.).
- Какие правила еще существуют в этикете?
5) Сообщение сведений о столовых приборах.
- Поведение за столом включает в себя еще умение пользоваться столовыми приборами.
(На доске: Столовые приборы – принадлежности, предназначенные для еды.).Учитель показывает на запись указкой и прочитывает ее.
- Какие столовые приборы вы знаете?
- В наши дни вилка, нож и ложка при еде необходимы и есть в каждом доме. А когда-то, в 16 веке, это было новомодным изобретением. Вилку, сделанную из золота и слоновой кости, можно было встретить только в очень богатом доме. Нам очень повезло, что у нас есть и вилки, и ножи, и ложки. Только надо уметь правильно пользоваться всем этим богатством и использовать столовые приборы по назначению.
Заключительная часть урока (формирование навыков).
1)- Игра «Что чем едят» покажет, знаете ли вы, какие блюда едят ложкой, вилкой, а какие -вилкой и ножом.
- Играем в группах по столам. На ваших столах таблички с изображением одного из выше названных столовых приборов и карточки с названием различных блюд.
Каждая группа выбирает названия тех блюд, которые соответствуют вашему столовому прибору.
- Проверим результат вашей работы.
- Представитель группы называет столовый прибор и блюда, которые, по мнению группы, едят данным столовым прибором. Все слушают и потом говорят, согласны они или нет, и почему.
2) Упражнение «Исправь ошибку».
- Посмотрите. Как чисто и уютно в нашем кафе. В такой обстановке приятно будет выпить чаю. Но вот сервировка стола к чаю выполнена неправильно.
-Исправьте ошибку в сервировке.
Дети добавляют недостающие предметы сервировки и убирают лишние.
Подведение итогов :- Молодцы, ребята, наши столы готовы к чаепитию.
- Нам осталось только подвести итог нашей работы.
- Что вы сегодня для себя взяли из нашего занятия?
- Постарайтесь во время чаепития не забывать о культуре поведения за столом.
Рефлексия