Внеурочная деятельность Культура добрососедства


Пояснительная записка
к кружку
« Культура добрососедства»

Программа кружка «Культура добрососедства» систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, приобретенные в ходе изучения данного курса.
Структура и содержание кружка соответствуют требованиям «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Автономной Республики Крым», утвержденных решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2 - 1.
«Культура добрососедства» является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4.
Программа кружка «Культура добрососедства» состоит из двенадцати взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-4-х классов (по 35 учебных часов ежегодно), каждая из которых имеет своё название, отображающее ведущую идею содержательной части программы кружка в соответствующем классе:
1 класс: «Я, моя семья и мои соседи»;
2 класс: «Место, где мы живем»;
3 класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»;
4 класс: «Гордимся Крымом»;
При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Автономной Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.

Цели и задачи

Главная цель – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма , хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи
формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России.
повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения находить новые конструктивные идеи;
выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам родного края, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.

Особенностями программы являются:
ее интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции кружка которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в АРК;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;


Принципы и особенности организации кружка «Культура добрососедства»:

приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;








При изучении программы кружка «Культура добрососедства» учащиеся должны знать:
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
5-6 названий национальных блюд;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
об экологии, о роли природы в жизни человека;
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
о ремеслах, мастерах Крыма;
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
о семейных святынях;
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
рассказать, как готовится его любимое блюдо;
одеть куклу в элементы национального костюма;
вести диалог с товарищами;
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».























Программа
кружка «Культура добрососедства»
для 1 класса:
«Крымское многоголосье»

Содержание материала
Требования к уровню
подготовки учащихся

Вводный урок. Цели и задачи кружка
«Культура добрососедства».
Учимся жить в добром соседстве
Иметь представление о кружке
«Культура добрососедства» и прог-
рамме «Я, моя семья и мои соседи»


Раздел «Географическая среда» (5 часа)

Крым на карте России. Представ-
ление о Крыме как полуострове.
Находить на карте России Крым-
ский полуостров .

Природная зона, в которой мы
живем. Ее расположение на кар-
те полуострова. Рельеф. Водое-
мы. «Зеленые острова» (сады,
лесопарки, скверы, бульвары)
Знать название природной зоны и
ее расположение на карте полу-
острова; названия возвышеннос-
тей, водоемов и других природ-
ных объектов местности, где нахо-
дится населенный пункт

Что такое экология. Взаимосвязь
деятельности человека и природы
на примере региона, в котором жи-
вем. Связи между неживой и жи-
вой природой, связи внутри живой
природы, связи между природой и
человеком
Иметь представление об эколо-
гии, о роли природы в жизни чело-
века, о тесной взаимосвязи при-
роды и человека

Почему надо беречь природу.
Роль неживой природы в жизни
живого, связь между состоянием
природы и здоровьем человека.
Помощь животным и птицам
зимой
Иметь представление о том, как
оберегать зеленые насаждения и
оказывать помощь птицам и
животным

Названия вокруг нас. Мое родо-
словное древо. Откуда родом мои
предки. История имен и фамилий.
История названия моего города
(поселка, села), улицы, на которой
я живу. Имена знаменитых людей
в названиях улиц, площадей
Знать названия культурных и исто-
рических памятников своей мест-
ности. Иметь представление об
истории своего города (поселка,
села)

Кто такие крымчане. Мои соседи.
Как мы стали соседями. Нацио-
нальные краски полуострова. Что
такое добрососедство
Знать, кого называют крымчанами,
иметь представление о разнооб-
разии этнического состава населе-
ния Крыма. Знать, кого называют
соседями, уметь рассказать о сво-
их соседях. Иметь представление
о том, что такое добрососедство


Раздел «Традиционная и современная культура» (6 часов)

Представление о национальной
одежде. Одежда наших предков.
Одежда мужская и женская, пов-
седневная и праздничная. Уни-
кальность культуры каждого наро-
да
Иметь представление о том, что
такое национальная одежда. Раз-
личать мужскую и женскую одеж-
ду, повседневную и празднич-
ную. Уметь одеть куклу в нацио-
нальный костюм

Представление о ремеслах и раз-
личных видах декоративно-
прикладного искусства
Знать, что такое ремесло и деко-
ративно-прикладное искусство,
иметь представление о различ-
ных ремеслах и видах декоратив-
но-прикладного искусства, рас-
пространенных в Крыму

Разнообразие блюд крымской кух-
ни. Знакомство с блюдами раз-
ных народов, живущих в Крыму.
Учимся готовить любимое блюдо
Иметь представление о многооб-
разии блюд в кухнях народов Кры-
ма. Знать 3–4 названия нацио-
нальных блюд, уметь рассказать,
как готовится любимое блюдо

Праздники семьи (рождение ребен-
ка, имянаречение, приобщение к ре-
лигии, день бракосочетания родите-
лей, именины, дни рождения и др.)
Знать и уметь назвать 2–3 праз-
дника своей семьи. Уметь расска-
зать об одном из семейных праз-
дников

Представление о многообразии
религий на примере праздников.
Многообразие культур и религий
народов, населяющих Крым
Знать 2–3 названия религиозных
праздников народов, живущих в
данном регионе. Иметь пред-
ставление о многообразии куль-
тур и религий народов, населяю-
щих Крым


Раздел «Язык соседа» (6 часов)

Родной язык, государственный
язык. Родные языки наших сосе-
дей, «язык соседа»
Понимать значение терминов
«родной язык», «государствен-
ный язык». Иметь представление
о родных языках своих соседей

Учимся общаться на разных язы-
ках. Этикетная лексика: приветст-
вие, прощание, знакомство, пред-
ложение дружбы, извинение, со-
гласие и несогласие, просьба,
благодарность. Лексика взаимо-
действия: элементарные диалоги
Знать «словарик дружбы» в реко-
мендованном объеме не менее чем
на двух национальных языках, носи-
тели которых учатся в классе или
являются соседями ученика. Уметь
использовать эту лексику в обще-
нии со сверстниками и учителем

Календарный фольклор людей,
живущих в Крыму: «веснянки»,
«заклички», «колядки», «манэ»
и др.
Иметь представление о кален-
дарном фольклоре этносов Кры-
ма и знать не менее 3 фольклор-
ных произведений

Произведения национальных
литератур о семье и соседях
Знать не менее одного стихотво-
рения о семье и соседях




Раздел «Аксиология» (4 часа)

Отношение к родителям и стари-
кам
Понимать важность уважитель-
ного и заботливого отношения к
окружающим людям. Уважитель-
но и бережно относиться к своим
родным, друзьям, соседям, одно-
классникам

Ценности моей семьи. Понятие
«святыня». Наши семейные свя-
тыни
Иметь представление о том, что
такое святыня, ценность. Знать и
уметь назвать свои семейные свя-
тыни

Придумаем и проведем праздник
нашего класса

Иметь представление о ценнос-
тях, которые объединяют все
народы


Раздел «Конфликтология» (6 часов)

Учимся знакомиться и строить от-
ношения со своими одноклассни-
ками, соседями и др.
Уметь знакомиться с другими
школьниками, соседями, детьми
на игровой площадке и др. Уметь
вести диалог с товарищами

Учимся решать спорные, конф-
ликтные вопросы в соответствии
с принципами толерантности
Уметь сотрудничать в группах,
выслушивать мнение товарища и
высказывать свое мнение

Учимся играть в игры наших бабу-
шек и дедушек. Игры, направлен-
ные на знакомство и взаимодей-
ствие
Знать не менее 3 игр и уметь в
них играть




МЕСТО, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ
ПРОГРАММА КРУЖКА
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» ДЛЯ 2-го КЛАССА

Содержание учебного материала
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Вводный урок. Цели и задачи кружка «Культура добрососедства».
Крым – край, в котором мы живем

Знать цели и задачи кружка






Раздел «Географическая среда» (5 часов)

Природа в нашем окружении. При-
родные ресурсы и их влияние на
виды хозяйственной деятельности
в регионе или населенном пункте
Иметь представление о природ-
ных ресурсах своего региона и их
влиянии на виды хозяйственной
деятельности человека

Крымский лес – многоэтажный дом
(экосистемы, сообщества, почвы,
растения, животные, источники
воды). Лес в жизни человека
Иметь представление о лесе как
о целостной экосистеме. Уметь
рассказать о роли леса в жизни
человека

Что дают растения человеку. «Зе-
леная аптека» в нашем регионе

Иметь представление о наиболее
распространенных лекарственных
растениях данного региона. Знать
не менее 5 названий распростра-
ненных лекарственных растений,
произрастающих в данном регио-
не, и уметь их распознавать

Уголок природы в классе и дома.
Роль комнатных растений в оздо-
ровлении микроклимата помеще-
ний. Озеленение класса, уход за
комнатными растениями
Иметь представление о роли ком-
натных растений в оздоровлении
микроклимата помещений. Знать
элементарные правила ухода за
комнатными растениями


Раздел «История» (6 часов)

Памятник – от слова «память».
Основные памятники истории и
культуры в ближайшем окружении

Знать основные памятники исто-
рии и культуры своего населен-
ного пункта и ближайшего окру-
жения

Представление о Крыме как о пе-
рекрестке культур. Какие этносы
проживали на территории района
в историческом прошлом (на при-
мере памятников, расположенных
в данном или близлежащих насе-
ленных пунктах) и живут сегодня
Знать 3–5 названий этнических
групп, проживавших или прожи-
вающих в данном регионе. Иметь
представление о Крыме как о
перекрестке культур

Где и как учились раньше дети в
Крыму. В каких школах учились
родители, бабушки, дедушки
Знать и уметь рассказать о том,
где учились бабушки, дедушки,
родители

Происхождение названия улицы,
на которой находится школа. Ле-
топись школы, в которой учатся
дети, имена самых известных ее
выпускников
Знать происхождение названия
улицы, на которой находится шко-
ла. Иметь представление об исто-
рии школы, в которой учатся

Что такое музей. Какие бывают
музеи. Правила поведения в
музее
Знать, что такое музей, какие быва-
ют музеи; правила поведения в
музеях. Иметь представление о ро-
ли и значении музеев


Раздел «Традиционная и современная культура» (12 часов)

Понятие «архитектура». Знаком-
ство с многообразием архитек-
турных построек, особенностями
архитектуры общественных, жи-
лых и культовых зданий в бли-
жайшем окружении. Представле-
ние о различных религиях в Кры-
му через знакомство с архитекту-
рой культовых построек
Иметь представление о многооб-
разии архитектурных построек и
особенностях их интерьера; об осо-
бенностях архитектуры различных
культовых зданий. Знать 3–4 наз-
вания культовых зданий. Уметь
элементарно описать памятник,
архитектурную постройку, которую
посещали во время экскурсии

Строим город будущего. Знаком-
ство с профессией архитектора.
Создание жилой среды, отвечаю-
щей требованиям человека
Иметь представление о профес-
сии архитектора и о комфорта-
бельной жилой среде, отвечаю-
щей требованиям человека

Украшаем дом. Интерьер. Особен-
ности интерьеров в различных
архитектурных постройках. Связь
с природной средой, этническими
и религиозными особенностями
Знать, что такое интерьер, иметь
представление о его связи с при-
родной средой, этническими и ре-
лигиозными особенностями лю-
дей. Уметь украсить свой дом

Обряды различных этносов Кры-
ма, совершаемые при постройке
нового дома. Традиции сосед-
ской взаимопомощи при возведе-
нии жилища
Иметь представление о некото-
рых этнических обрядах, связан-
ных с постройкой жилища; о тра-
дициях соседской взаимопомощи
при строительстве жилища

Новоселье – праздник по случаю
поселения на новом месте. Обря-
ды, связанные с новосельем, у
разных народов
Иметь представление об обря-
дах, связанных с праздником но-
воселья

Как приглашать в гости и как вести
себя в гостях: современный этикет,
этнические особенности. Традиции
гостеприимства в моей семье
Знать основные правила госте-
приимства и поведения в гостях.
Уметь приглашать в гости и так-
тично вести себя в гостях

Ремесла, которые были развиты
в регионе (в населенном пункте).
Гончарное искусство в Крыму
(знакомство с техникой изготов-
ления, орнаментами, ремеслен-
ными центрами, заводами). Пред-
ставление о различных видах
керамики
Иметь представление о ремеслах
и декоративно-прикладном искус-
стве, развитых в регионе (в насе-
ленном пункте), о развитии гон-
чарного искусства в Крыму. Уметь
лепить из глины (теста, пластили-
на и т. д.) предметы домашней
утвари. Иметь представление о
различных видах керамики

Общегосударственные праздники
(День Единства, Между-
народный женский день, Междуна-
родный день солидарности трудя-
щихся, День Победы, Новый год).
Памятные даты Крыма (День обра-
зования АРК, День Конституции
АРК и др.)
Знать основные общегосудар-
ственные праздники России и
памятные даты Крыма. Уметь
рассказать о том, как провел
какой-либо из этих праздников


Раздел «Язык соседа» (4 часа)

Рассказы, стихи и сказки крым-
ских писателей о нашем регионе
Знать рассказы, стихи и сказки крым-
ских писателей о своем регионе

Учимся говорить на языке сосе-
да. «Словарик дружбы». Диалог с
соседом: «Новоселье – праздник
моей семьи и моих соседей»
Знать и уметь использовать не ме-
нее чем на двух языках своих сосе-
дей 20 слов и фраз, связанных с
местом проживания и гостепри-
имством

Национальный фольклор (посло-
вицы, поговорки, загадки, леген-
ды, сказки, песни и др.) различ-
ных этносов Крыма о родине, о
доме, о соседях
Знать несколько пословиц, ле-
генд, сказок, загадок, песен о Кры-
ме, о родине, о доме и о соседях


Раздел «Аксиология» (2 часа)

Святые места и памятники на тер-
ритории региона, в котором мы
проживаем. Забота о них со сто-
роны общины и государства
Знать не менее 2 названий свя-
тых мест или памятников в регио-
не. Понимать необходимость бе-
режного отношения к ним со сто-
роны людей и государства

Памятники и святые места, кото-
рые нас объединяют
Иметь представление о памятни-
ках в своей местности, которые
объединяют людей разных наци-
ональностей и разных вероиспо-
веданий


Раздел «Конфликтология» (4 часа)

Каждый из нас особенный, но у
нас много общего
Знать, что каждый человек по-сво-
ему интересен и уникален. Иметь
представление о том, что взаимо-
обогащение происходит через
изучение культуры, быта, тради-
ций людей, проживающих рядом

Всегда ли нам легко общаться.
Трудности общения. Секреты
общения. Люди ссорятся, когда
не могут договориться. Конструк-
тивное взаимодействие в коллек-
тиве
Иметь представление о необхо-
димости сотрудничества в раз-
личных видах деятельности; о
возможности предотвращения
конфликтных ситуаций и о пози-
тивных приемах их разрешения.
Уметь распознавать свои эмоции
и управлять ими, стремиться к
конструктивному взаимодей-
ствию в коллективе; выражать
свое мнение при оценке различ-
ных ситуаций



« ТРУДИМСЯ,УЧИМСЯ И ОТДЫХАЕМ ВМЕСТЕ»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» ДЛЯ 3-го КЛАССА

Содержание учебного материала
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Вводный урок. Ознакомление уча-
щихся с целями, задачами и
структурой курс
Иметь представление о програм-
ме «Трудимся, учимся и отдыха-
ем вместе», ее целях и задачах


Раздел «Географическая среда» (5 часов)

Особенности климата и ланд-
шафта Крыма.
Основные факторы, определяю-
щие климат Крыма: географиче-
ское положение, рельеф, море.
Уникальность Южного берега
Крыма. Климатические условия
своего региона.
Своеобразие крымского ланд-
шафта (степь, равнина, пред-
горье, море, горы) и его влияние
на хозяйственную деятельность
людей в регионе. Характеристика
особенностей ландшафта в сво-
ем регионе
Иметь представление о климати-
ческих особенностях Южного
берега Крыма и о влиянии геогра-
фического положения, рельефа
и моря на климатические условия
полуострова. Знать особенности
климата своего региона и уметь
их охарактеризовать.
Знать ландшафтные особеннос-
ти своего региона и уметь их оха-
рактеризовать.
Иметь представление о влиянии
ландшафта на хозяйственную
деятельность людей в регионе

Водоемы (моря, озера, реки,
источники) и горы: возможности
для активного отдыха.
Целебный воздух гор. Горные
туристические маршруты. Значе-
ние минеральных источников,
лечебной грязи, морских, воз-
душных и солнечных ванн для
здоровья человека. Заочное путе-
шествие по Азовскому и Черному
морям, по горным туристическим
маршрутам
Знать содержание понятия «ак-
тивный отдых» и названия 2–3
крымских гор. Иметь представле-
ние о значении минеральных
источников, лечебной грязи, мор-
ских, воздушных и солнечных
ванн для здоровья человека

Необходимость охраны природы
Крыма.
Труд людей (лесничих, пожар-
ных, зоологов, ботаников и др.),
заботящихся об охране природы.
Защита степей, гор, лесов от
пожаров и вредителей. Охрана
водоемов
Понимать необходимость охра-
ны и защиты природы Крыма.
Иметь представление о труде
людей, профессионально зани-
мающихся охраной природы, и
стремиться им помогать

Путешествие в крымский лес (зе-
леную зону, степь, горы и т. д.).
Растительный мир региона про-
живания. Основные правила
поведения во время природовед-
ческой экскурсии
Знать правила поведения во
время посещения леса, степи, гор,
водоема. Иметь представление
об особенностях крымских лесов
(зеленой зоны, степи, гор и т. д.)


Раздел «История» (6 часов)

Профессии наших родителей.
Где работают наши близкие.
История этих предприятий, хо-
зяйств. Экскурсия на предприя-
тие или в учреждение
Знать место работы своих роди-
телей и их профессии, иметь пред-
ставление об истории предприя-
тия, в котором трудятся родители,
и его специализацию

Представление о народах, живу-
щих в Крыму.
Самые многочисленные этносы
Крыма: азербайджанцы, армяне,
белорусы, евреи, крымские тата-
ры, молдаване, поляки, русские,
татары, украинцы. Представите-
ли различных национальностей,
живущие с нами по соседству.
Уникальность каждого народа и
его культуры
Знать названия 5–6 этносов, жи-
вущих в Крыму. Иметь представ-
ление об особенностях культуры
представителей различных этно-
сов и уметь рассказать о том, что
их объединяет. Знать, что каж-
дый народ, каждая культура, как
и каждый человек, уникальны

Как раньше учились дети в Кры-
му.
Учебные заведения: гимназии,
земские и министерские началь-
ные школы, школы при религиоз-
ных организациях и культовых
учреждениях
Иметь представление о том, в
каких школах раньше могли
учиться дети в Крыму и чем они
отличаются от современных
школ. Иметь представление о
важности учебы, о роли образо-
вания в жизни человека


Раздел «Традиционная и современная культура» (13 часов)

Традиционные занятия населе-
ния региона.
Занятия населения региона в ста-
рину: земледелие (в т. ч. выращи-
вание овощей, садоводство, вино-
градарство, табаководство, льно-
водство), шелководство, пчеловод-
ство, животноводство (разведение
коз, коров, свиней, волов, верблю-
дов, коней), птицеводство и т. д.
Ремесленные специальности: ко-
жевенники, кузнецы, каменщики,
плотники, медники, гончары, сто-
ляры, красильщики, бондари, вой-
лочники, портные, ювелиры, пека-
ри, ткачи, вышивальщики и др.
Иметь представление о том, каки-
ми были основные занятия насе-
ления региона в старину. Знать
названия не менее 5 сельскохо-
зяйственных и не менее 3 ремес-
ленных специализаций населе-
ния района. Уметь рассказать,
почему именно эта специализа-
ция была характерна для данно-
го города или района

Современные сельскохозяй-
ственные и промышленные пред-
приятия города или района. Госу-
дарственные учреждения, пред-
приятия сферы услуг. Когда и по-
чему они возникли, какую продук-
цию они производят, люди каких
профессий на них работают
Знать 2–3 сельскохозяйственных
и промышленных предприятия
города или района. Иметь пред-
ставление о том, когда и почему
они возникли, какую продукцию
производят, люди каких профес-
сий на них работают. Уметь
назвать не менее 5 профессий,
распространенных в регионе, и
объяснить, почему они важны

Праздники, которые мы отмеча-
ем вместе.
История возникновения праздни-
ков. Традиции твоей семьи, свя-
занные с празднованиями Ново-
го года, 8 Марта и др. Меню праз-
дничного стола. Подарки. Поз-
дравления с праздником на род-
ном языке и на языке соседа
Знать поздравления с праздни-
ком на родном языке и на языках
соседей. Иметь представление
об особенностях празднования
Нового года и некоторых других
праздников, объединяющих всех
крымчан. Уметь составить меню
праздничного стола, сделать по-
дарок своими руками

Традиции отдыха в наших семьях
Зачем людям нужно отдыхать.
Какой отдых считается полезным
и как его можно организовать. Как
отдыхают в моей семье
Знать, зачем людям нужно отды-
хать. Иметь представление о
том, какой отдых считается
полезным и как его можно орга-
низовать

Традиции приобщения детей к
труду в старину и сегодня.
Распределение обязанностей в
семье в старину. Зачем приобща-
ли детей к труду.
Какую работу выполняли дети.
Твои обязанности в семье. Какую
работу ты уже научился выпол-
нять?
Знать, зачем детям приобщаться
к труду. Иметь представление о
том, как в старину распределя-
лись обязанности в семье и какую
работу выполняли дети. Уметь
рассказать о своих обязанностях
в семье

Традиции соседской взаимопо-
мощи у различных этносов
Крыма при постройке дома, убор-
ке урожая, переработке продук-
тов питания и сырья. Значение
слова «толока» («талаха»). Необ-
ходимость объединения людей
для выполнения больших объе-
мов работ. Радость от совмест-
ного труда и его результатов
Знать 2–3 примера соседской вза-
имопомощи и значение термина
«толока» («талаха»). Иметь пред-
ставление о том, когда и как сосе-
ди помогали друг другу в старину.
Уметь объяснить необходимость
объединения людей для выпол-
нения больших объемов работ

Игры и игрушки, в которые играли
дети Крыма в старину. Учимся
играть в игры наших бабушек и
дедушек
Знать, в какие игры и какими иг-
рушками играли в старину крым-
ские дети, и уметь сравнить их с
современными. Извлекать поло-
жительный опыт из историй, рас-
сказанных родителями, дедушка-
ми и бабушками. Уметь диффе-
ренцировать игры и выделять те,
что направлены на объединение,
дружбу и взаимодействие


Великие учителя и великие книги
человечества. История появле-
ния и общая характеристика Биб-
лии, Ветхого Завета, Корана и др.
Великие пророки и учителя чело-
вечества: Будда, Иисус, Конфу-
ций, Мухаммед и др.
Знать 2–3 названия великих книг
человечества и 2–3 имени вели-
ких учителей. Иметь представле-
ние о жизни великих учителей и
истории происхождения великих
книг

Узнай меня лучше: приглашаю дру-
зей на праздник моего народа.
Какие бывают праздники. Празд-
ники, на которые приглашают, и
праздники, на которые можно прий-
ти без приглашения. Формулы при-
глашения и уважительного ответа.
Одежда и подарки, которые соот-
ветствуют празднику. Формулы
поздравления с праздником на род-
ном языке и на «языке соседа».
Особенности поведения во время
национального или семейного
праздника, застольный этикет. Как
правильно попрощаться и уйти
Знать, на какие праздники нужно
приходить только по приглаше-
нию. Иметь представление об
одежде и подарках, соответству-
ющих празднику, об особеннос-
тях поведения во время нацио-
нального или семейного праздни-
ка, о застольном этикете. Уметь
правильно составить диалоги:
приглашение – ответ, привет-
ствие и поздравление – ответ,
прощание – ответ

Правила поведения во время рели-
гиозного праздника или ритуала.
События, на которые приглашают,
и события, на которые можно прий-
ти без приглашения. Формулы при-
глашения и уважительного ответа
на него. Одежда и подарки, кото-
рые соответствуют случаю. Вари-
анты приветствия (поздравления,
соболезнования) на родном языке
и на «языке соседа». Основные
правила поведения во время рели-
гиозного ритуала. Особенности за-
стольного этикета. Как правильно
попрощаться и уйти
Знать, на какие события нужно
приходить только по приглаше-
нию. Иметь представление об
одежде и подарках, соответству-
ющих случаю, об особенностях
поведения во время религиозно-
го праздника/ритуала, о застоль-
ном этикете. Уметь правильно
составить диалоги: приглашение
– ответ, приветствие и поздрав-
ление или соболезнование –
ответ, прощание – ответ

Учимся дарить подарки на день
рождения: современный этикет и
его этнические особенности. Как
выбрать подарок. Подарки для
мальчиков и подарки для дево-
чек. Цветы. Правила оформле-
ния и вручения подарка. Привет-
ствия и поздравления по этому
случаю. Как принимают подарки
и благодарят за них. Как не
попасть в неловкую ситуацию и
как из нее красиво выйти
Знать основные правила выбора,
оформления и вручения подарка,
как правильно принимать подар-
ки. Иметь представление об этни-
ческих особенностях выбора по-
дарка и цветов, их оформления,
вручения. Уметь поприветство-
вать, поздравить и поблагода-
рить на родном языке и на «языке
соседа»

Делаем сами подарки к праздни-
кам.
Виды подарков, которые можно
сделать своими руками. Методи-
ка изготовления некоторых из них
Иметь представление о различ-
ных видах подарков и способах
их изготовления. Уметь изготав-
ливать подарки к календарным
праздникам своими руками


Раздел «Язык соседа» (4 часа)

Способы передачи информации.
Жесты и взгляды – немой язык
человека. Творческая игра «Раз-
говор взглядов и жестов». Танец
как отражение важных для чело-
века действий, чувств и событий.
Танец – понятный всем язык,
который нас объединяет
Иметь представление о невер-
бальных способах передачи ин-
формации и их значении. Знать
значение некоторых жестов и их
этнические особенности. Пони-
мать музыку и танец как один из
способов передачи чувств, мыс-
лей и событий. Уметь общаться
друг с другом жестами и взгляда-
ми, языком танца

Мои любимые песни.
Песни, с которыми нам легко
работается и отдыхается. Песни,
которые помогают нам учиться.
Поем вместе песни на языках
наших соседей
Иметь представление о значимо-
сти песен в жизни человека.
Уметь напеть или рассказать сло-
ва 2–3 любимых песен, которыми
можно сопровождать труд или
отдых. Знать содержание 2 песен
на языках своих соседей

Этикетная лексика гостеприим-
ства
Знать и уметь использовать реко-
мендованную этикетную лексику
гостеприимства на родном языке
и не менее чем на двух языках
своих соседей


Раздел «Аксиология» (3 часа)

Что такое друг, дружба.
Всех ли мы называем друзьями?
Чем отличаются понятия «друг»,
«товарищ», «приятель»? Какие
качества я ценю в человеке, кото-
рого называю своим другом. Роль
дружбы в жизни человека. Обсуж-
дение пословицы: «Раздели ра-
дость с другим – она станет вдвое
больше. Раздели горе с другим –
оно станет вдвое меньше».
Иметь представление о том, что
такое дружба, любовь и зачем
они нужны людям. Уметь назвать
и охарактеризовать качества,
которые мы хотим видеть в своих
друзьях

Что такое любовь? Почему она
нужна людям


Отношение моей семьи к знанию,
грамотности и трудолюбию.
Что такое знание, грамотность,
трудолюбие и прилежание. Нуж-
ны ли они в жизни современного
человека. Как моя семья и мои со-
седи относятся к знающим, обра-
зованным и трудолюбивым лю-
дям. Фольклор народов Крыма о
трудолюбии и прилежании
Знать значение терминов «зна-
ние», «грамотность», «трудолю-
бие» и «прилежание». Уметь при-
вести 3–4 пословицы или пого-
ворки о труде, трудолюбии и гра-
мотности. Иметь представление
о необходимости этих ценностей
в жизни человека и уметь выска-
зывать свою точку зрения

Ценности, которые объединяют
всех.
Общечеловеческие ценности и
их значение в жизни людей. Доб-
рота, взаимопомощь, забота, ува-
жение, ответственность
Иметь представление об обще-
человеческих ценностях и уметь
назвать некоторые из них


Раздел «Конфликтология» (4 часа)

Друг и враг: не враг, а оппонент,
не оппонент, а союзник.
Тренинги: «Танец рук», «Сложи-
те шерстяное одеяло»
Знать значение понятий «друг» и
«враг», «взаимодействие», «кон-
структивное взаимодействие»,
«собеседник», «союзник»

Конструктивное взаимодействие:
как из оппонента сделать союзни-
ка.
Пути изменения негативного
отношения к собеседнику, с кото-
рым не согласен.
Тренинги: «Автобиография по
эпохам», «Представь себя дру-
гим», «Воспоминания детства»
Уметь перевести беседу в русло
конструктивного диалога. Иметь
представление о путях измене-
ния негативного отношения к
собеседнику, с которым не согла-
сен
















Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ СОСЕДИ
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» В 1-ом КЛАССЕ


Тема занятий
Раздел
Программы
Дата


1
Учимся жить в добром соседстве. Цели и задачи
курса «Культура добрососедства»
Введение


2-3
Учимся знакомиться и строить отношения со свои-
ми одноклассниками, соседями и др.
Конфликто-
Логия


4
Родной язык, государственный язык. Родные
языки наших соседей, «язык соседа»
«Язык
соседа»


5
Учимся общаться на разных языках. Этикетная
лексика: приветствие, прощание, знакомство,
предложение дружбы, извинение, согласие и
несогласие, просьба, благодарность. Лексика вза-
имодействия: элементарные диалоги
«Язык
соседа»


6
Крым на карте России. Представление о Крыме
как полуострове. Природная зона, в которой мы
живем. Ее расположение на карте полуострова
Географи-
ческая
среда


7
Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады,
лесопарки, скверы, бульвары). Экскурсия
Географ.
Среда


8
Названия вокруг нас. История названия моего горо-
да (поселка, села), улицы, на которой я живу. Име-
на знаменитых людей в названии улиц, площадей
История


9
История наших имен и фамилий
История


10
Отношение к родителям и старикам
Аксиология


11
Мое родословное древо. Откуда родом мои предки
История


12-13
Мои соседи. Как мы стали соседями. Кто такие
крымчане. Национальные краски полуострова.
Что такое добрососедство
История


14-15
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в
соответствии с принципами толерантности
Конфликто-
Логия


16-17
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
Игры, направленные на знакомство и взаимо-
Действие
Конфликто-
Логия


18
Что такое экология. Взаимосвязь деятельности
человека и природы на примере региона, в кото-
ром живем. Связи между неживой и живой приро-
дой, связи внутри живой природы, связи между
природой и человеком
Географи-
ческая
среда


19-20
Почему надо беречь природу. Роль неживой при-
роды в жизни живого, связь между состоянием
природы и здоровьем человека. Помощь живот-
ным и птицам зимой
Географи-
ческая
среда


21
Одежда мужская и женская, повседневная и праз-
дничная. Одежда наших предков. Представление
о национальной одежде. Уникальность культуры
каждого народа
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


22
Представление о многообразии религий на при-
мере праздников. Многообразие культур и рели-
гий народов, населяющих Крым
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


23-24
Календарный фольклор людей, живущих в Крыму:
«веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др.
«Язык
соседа»


25-26
Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство
с блюдами разных народов, живущих в Крыму.
Учимся готовить любимое блюдо
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


27
Представление о ремеслах и различных видах
декоративно-прикладного искусства
Традицион-
ная и совр.
Культура


28
Произведения национальных литератур о семье
и соседях
«Язык
соседа»


29
Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши
семейные святыни
Аксиология


30-31
Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имя-
наречение, приобщение к религии, день бракосо-
четания родителей, именины, дни рождения и др.)
Традицион-
ная и совр.
культура


32-33
Придумаем и проведем праздник нашего класса
Аксиология



































МЕСТО, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» ВО 2-ом КЛАССЕ


Тема занятий
Раздел
Программы
Дата


1
Крым – край, в котором мы живем. Цели и задачи
Программы
Введение


2-3
Каждый из нас особенный, но у нас много обще-
го
Конфликто-
Логия


4-5
Национальный фольклор (пословицы, поговорки,
загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных
этносов Крыма о родине, о доме, о соседях
«Язык
соседа»


6
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о
нашем регионе
«Язык
соседа»


7
Памятник – от слова «память». Основные па-
мятники истории и культуры в ближайшем окру-
жении
История


8
Святые места и памятники на территории регио-
на, в котором мы проживаем. Забота о них со сто-
роны общины и государства
Аксиология


9-10
Представление о Крыме как о перекрестке куль-
тур. Какие этносы проживали на территории райо-
на в историческом прошлом (на примере памят-
ников, расположенных в данном или близлежа-
щих населенных пунктах) и живут сегодня
История


11
Памятники и святые места, которые нас объеди-
няют
Аксиология


12-13
Понятие «архитектура». Знакомство с многооб-
разием архитектурных построек, особенностями
архитектуры общественных, жилых и культовых
зданий в ближайшем окружении. Представление
о различных религиях в Крыму через знакомство
с архитектурой культовых построек
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


14
Знакомство с профессией архитектора. Созда-
ние комфортабельной жилой среды, отвечаю-
щей требованиям человека
Традицион-
ная и совр.
Культура


15-16
Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности ин-
терьеров в различных архитектурных построй-
ках. Связь с природной средой, этническими и
религиозными особенностями
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


17
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных
растений в оздоровлении микроклимата помеще-
ний. Озеленение класса, уход за комнатными рас-
тениями
Географи-
ческая
среда


18
Обряды различных этносов Крыма, совершае-
мые при постройке нового дома. Традиции сосед-
ской взаимопомощи при возведении жилища
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


19
Новоселье – праздник по случаю поселения на
новом месте. Обряды, связанные с новосельем,
у разных народов
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


20
Учимся говорить на «языке соседа». «Словарик
дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье – праз-
дник моей семьи и моих соседей»
«Язык
соседа»


21
Традиции гостеприимства в моей семье. Как при-
глашать в гости и как вести себя в гостях: совре-
менный этикет, этнические особенности
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


22
Общегосударственные праздники Международный женский день, Международный
день солидарности трудящихся, День Победы,
Новый год). Памятные даты Крыма (День образо-
вания АРК, День Конституции АРК и др.)
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


23-24
Всегда ли нам легко общаться. Трудности обще-
ния. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не
могут договориться. Конструктивное взаимодей-
ствие в коллективе
Конфликто-
логия


25
Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких
школах учились родители, бабушки, дедушки
История


26
Происхождение названия улицы, на которой нахо-
дится школа. Летопись школы, в которой учатся
дети, имена самых известных ее выпускников
История


27
Что такое музеи. Какие бывают музеи. Правила
поведения в музеях
«Язык
соседа»


28-29
Ремесла, которые были развиты в регионе (в на-
селенном пункте). Гончарное искусство в Крыму
(знакомство с техникой изготовления, орнамен-
тами, ремесленными центрами, заводами). Пред-
ставление о различных видах керамики
История


30
Природа в нашем окружении. Природные ресур-
сы и их влияние на виды хозяйственной деятель-
ности в регионе или населенном пункте
Географи-
ческая
среда


31-32
Крымский лес – многоэтажный дом (экосистемы,
сообщества, почвы, растения, животные, источ-
ники воды). Лес в жизни человека
Географи-
ческая
среда


33
Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в
нашем регионе
Географи-
ческая
среда


34-35
Обобщающий урок. Строим город будущего
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура












ТРУДИМСЯ, УЧИМСЯ И ОТДЫХАЕМ ВМЕСТЕ
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» В 3-м КЛАССЕ


Тема занятий
Раздел
Программы
Дата


1
Ознакомление учащихся с целями, задачами и
структурой курса
Введение


2-3
Что такое друг, дружба. Всех ли мы называем
друзьями? Чем отличаются понятия «друг», «това-
рищ», «приятель»? Какие качества ценим в челове-
ке, которого называем своим другом? Роль дружбы
в жизни человека. Обсуждение пословицы «Разде-
ли радость с другим – она станет вдвое больше. Раз-
дели горе с другим – оно станет вдвое меньше». Что
такое любовь? Почему она нужна людям
Аксиология


4-5
Друг и враг: не враг, а оппонент, не оппонент, а
союзник. Тренинги: «Танец рук», «Сложите шер-
стяное одеяло»
Конфликто-
Логия


6-7
Способы передачи информации. Жесты и взгляды
– немой язык человека. Творческая игра «Разговор
взглядов и жестов». Танец как отражение важных
для человека действий, чувств и событий. Танец –
понятный всем язык, который нас объединяет
«Язык
соседа»


8-9
Конструктивное взаимодействие: как из оппонен-
та сделать союзника. Пути изменения негативного
отношения к собеседнику, с которым не согласен.
Тренинги: «Автобиография по эпохам», «Пред-
ставь себя другим», «Воспоминания детства»
Конфликто-
Логия


10-11
Представление о народах, живущих в Крыму.
Самые многочисленные этносы Крыма: армяне,
азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские тата-
ры, молдаване, поляки, русские, татары, украин-
цы. Представители различных национальностей,
живущие с нами по соседству. Уникальность каж-
дого народа и его культуры.
История


12-13
Традиционные занятия населения региона. Занятия
населения региона в старину: земледелие (в т. ч.
выращивание овощей, садоводство, виноградарст во, табаководство, льноводство), шелководство, пче-
ловодство, животноводство (разведение коз, коров,
свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и
т. д. Ремесленные специальности: кожевенники, куз-
нецы, каменщики, плотники, медники, гончары, сто-
ляры, красильщики, бондари, войлочники, портные,
ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.
Традиционная и современная культура


14-15
Особенности климата и ландшафта Крыма.
Основные факторы, определяющие климат Кры-
ма: географическое положение, рельеф, море.
Уникальность Южного берега Крыма. Климати-
ческие условия своего региона. Своеобразие
крымского ландшафта (степь, равнина, пред-
горье, море, горы) и его влияние на хозяйствен-
ную деятельность людей в регионе. Характерис-
тика особенностей ландшафта в своем регионе
Геогра-
фическая
среда


16
Необходимость охраны природы Крыма. Труд
людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников
и др.), заботящихся об охране природы. Защита
степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охра-
на водоемов
Геогра-
фическая
среда



17
Современные сельскохозяйственные и промыш-
ленные предприятия города или района. Государ-
ственные учреждения, предприятия сферы услуг.
Когда и почему они возникли, какую продукцию они
производят, люди каких профессий на них работают
Традици-
онная и
совре-
менная
культура


18
Профессии наших родителей. Где работают наши
близкие. История этих предприятий, хозяйств.
Экскурсия на предприятие или в учреждени
История


19
Традиции приобщения детей к труду в старину и
сегодня. Распределение обязанностей в семье в
старину. Зачем приобщали детей к труду. Какую
работу выполняли дети. Твои обязанности в се-
мье. Какую работу ты уже научился выполнять
Традиционная и современная культура


20
Традиции соседской взаимопомощи у различных эт-
носов Крыма при постройке дома, уборке урожая, пе-
реработке продуктов питания и сырья. Значение
слова «толока» («талаха»). Необходимость объеди-
нения людей для выполнения больших объемов ра-
бот. Радость от совместного труда и его результатов





Традицион-
ная и сов-
ременная
культура


21
Ценности, которые объединяют всех. Общечело-
веческие ценности и их значение в жизни людей.
Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответ-
ственность
Аксио-
логия



22
Великие учителя и великие книги человечества.
История появления и общая характеристика книг:
Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие
пророки и учителя человечества: Будда, Иисус,
Конфуций, Мухаммед и др.
Традици-
онная и
совре-
менная
культура


23
Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заве-
дения: гимназии, земские и министерские
начальные школы, школы при религиозных орга-
низациях и культовых учреждениях
История


24
Отношение моей семьи к знанию, грамотности и
трудолюбию. Что такое знание, грамотность, тру-
долюбие и прилежание? Нужны ли они в жизни
современного человека. Как моя семья и мои
соседи относятся к знающим, образованным и
трудолюбивым людям? Фольклор народов
Крыма о трудолюбии и прилежании
Аксиология


25
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в ста-
рину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедуше



26
Праздники, которые мы отмечаем вместе. Исто-
рия возникновения праздников. Традиции твоей
семьи, связанные с празднованием Нового года,
8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подар-
ки. Поздравления с праздником на родном языке
и «языке соседа»
Традици-
онная и
совре-
менная
культура


27
Правила поведения во время религиозного праз-
дника или ритуала. События, на которые приглаша-
ют, и события, на которые можно прийти без при-
глашения. Формулы приглашения и уважительного
ответа на него. Одежда и подарки, которые соот-
ветствуют случаю. Варианты приветствия (поздра-
вления, соболезнования) на родном языке и на
«языке соседа». Основные правила поведения во
время религиозного ритуала. Особенности застоль-
ного этикета. Как правильно попрощаться и уйти
Традици-
онная и
совре-
менная
культура


28-29
Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник
моего народа. Какие бывают праздники. Праздни- ки, на которые приглашают, и праздники, на кото-
рые можно прийти без приглашения. Формула при-
глашения и уважительного ответа. Одежда и по-
дарки, которые соответствуют празднику. Формула
поздравления с праздником на родном языке и на
«языке соседа». Особенности поведения во время
национального или семейного праздника, застоль-
ный этикет. Прощание и уход
Традици-
онная и
совре-
менная
культура


30
Делаем сами подарки к праздникам. Виды подар-
ков, которые можно сделать своими руками. Мето-
дика изготовления некоторых из них
Традици-
онная и
совр.
Культура


31
Учимся дарить подарки на день рождения: совре-
менный этикет и его этнические особенности. Как
выбрать подарок. Подарки для мальчиков и по-
дарки для девочек. Цветы. Правила оформления
и вручения подарка. Приветствия и поздравле-
ния по этому случаю. Как принимают подарки и
благодарят за них. Как не попасть в неловкую
ситуацию и как из нее красиво выйти
Традици-
онная и
совре-
менная
культура


32
Традиции отдыха в наших семьях. Зачем людям
нужно отдыхать. Какой отдых считается полез-
ным и как его можно организовать. Как отдыхают
в моей семье
Традици-
онная и
совр.
культура


33
Путешествие в крымский лес (зеленую зону,
степь, горы и т. д.). Растительный мир региона
проживания. Основные правила поведения во
время природоведческой экскурсии
Геогра-
фическая
среда


34-35
Водоемы (моря, озера, реки, источники) и горы:
возможности для активного отдыха. Целебный
воздух гор. Горные туристические маршруты. Зна-
чение минеральных источников, лечебной грязи,
морских, воздушных и солнечных ванн для здо-
ровья человека. Заочное путешествие по Черно-
му и Азовскому морям, по горным туристическим
маршрутам Мои любимые песни. Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей
Геогра-
фическая
среда















































КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» В 4-м КЛАССЕ


Тема занятий
Раздел
Программы
Дата



Родина и мир. Россия– наше Отечество, родная
страна. Малая родина – это дом, улица, город (по-
селок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в
согласии, спокойствие, отсутствие вражды, вой-
ны, ссоры
Введение.
Аксио-
логия



Отношение к Родине и миру в культурах народов
Крыма. У каждого народа есть один дом – это
Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки
разных народов Крыма о Родине и о мире
Аксиология



«Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» куль-
тур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас
люди, и этим они нам интересны
Конфликто-
логия



Конструктивное общение. Класс – маленькая
модель населения Крыма. Тренинг «Рассказы-
ваем вместе»
Конфликто-
логия



Добрососедство как ценность. Зачем нужно быть
добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в
крымском фольклоре. Исторический опыт мирного
сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем
Аксиология



Ситуации дружбы, примирения, объединения
для совместного дела. «Праздник дружбы»
Конфликто-
логия



Наш край – самый чистый и красивый. «Чисто не
там, где убирают, а там, где не сорят»: необходи-
мость поддержания чистоты и обустройства тер-
ритории для отдыха (детской или спортивной пло-
щадки), территории вокруг школы
Географи-
ческая
среда



Географическое районирование Крыма. Крым –
своеобразная лаборатория, где ведется комп-
лексное изучение природы, охрана естественных
ресурсов, восстановление и увеличение числен-
ности редких животных и растений
Геогра-
фическая
среда



Что такое Красная книга Крыма и
зачем она нужна. Характеристика терминов «эн-
демик», «экзот», «реликт». Редкие растения
моего региона
Геогра-
фическая
среда



Заповедники и заказники Крыма: история их воз-
никновения и характеристика. Их значение в охра-
не природы Крыма. Музеи природы в Крыму (Ни-
китский ботанический сад, парковые зоны южно-
бережных дворцов, природоведческие отделы в
краеведческих музеях, Музей Института биологии
южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.
Географи-
ческая
среда



Знакомство с наиболее известными памятниками
архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначе-
ние зданий, значимость этих памятников сегодн
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура



Какие исторические события сделали Крым
известным в Европе. Северный маршрут Велико-
го шелкового пути. Героическая оборона Севас-
тополя в Крымскую и Великую Отечественную
войны. Ялтинская конференция
История



Знаменитые личности, побывавшие в Крыму, и
наши соотечественники, которые прославили
Крым. Знакомство с биографиями и деятельнос-
тью некоторых известных исторических, общест-
венных и культурных деятелей, ученых, поэтов и
писателей, которые приезжали в конкретный реги-
он или жили в Крыму. Знакомство с биографиями
и деятельностью наиболее известных крымских
исторических, общественных и культурных дея-
телей, ученых и литераторов
История



Великие духом: религиозные деятели, просла-
вившие Крым. Знакомство с жизнью религиозных
деятелей, прославивших Крым
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура



Поем о нашей родине на разных языках. Гимн
Крыма – символ автономии. Композиторы, кото-
рыми гордятся крымчане. Музыкальные произве-
дения о Крыме и его людях. Известные
фольклорные произведения народов, проживаю-
щих в Крыму
«Язык
соседа»



Известные детские писатели Крыма. Поэты и про-
заики, прославившие Крым. Учимся сочинять
стихи и рассказы. Посещение литературного
музея или проведение мероприятия в библиотеке
«Язык
соседа»



Художники, которые прославили Крым. Художни-
ки, которыми гордятся крымчане, их творчество.
Художественные музеи и галереи в Крыму
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура



Современный театр кукол в Крыму. История воз-
никновения кукольных театров. Марионетки, пер-
чаточные и теневые куклы
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура



Ремесла, прославившие Крым. Что такое ремес-
ло и чем занимается ремесленник. Какие ремес-
ла были распространены в Крыму раньше. Изде-
лия, которыми славились крымские ремесленни-
ки далеко за пределами полуострова
Традици-
онная и
совре-
менная
культура



Знаменитые ремесленники и мастера декоратив-
но-прикладного искусства Крыма. Знакомство с
биографиями и работами известных ремесленни-
ков и мастеров декоративно-прикладного искус-
ства, проживавших в Крыму в старину или живу-
щих в настоящее время. Знакомство с мастерской,
выставочным залом или музейной экспозицией

Традицион-
ная и сов-
ременная
культура



Древние способы передачи информации. «Ка-
менная летопись»: надписи на камне (эпиграфи-
ка) и на сырой глине (граффити) – это рассказы
наших предков о себе. Пергамент и бумага – хра-
нители памяти наших предков. Традиции летопи-
сания в Крыму
«Язык
соседа»



Орнаменты народов Крыма в декоративно-
прикладном искусстве. Виды крымских орнамен-
тов и их краткая характеристика. Цветовая гамма.
Орнаменты в повседневной жизни. Учимся при-
думывать и рисовать орнаменты
Традици-
онная и
совр.
культура



Наш край гостеприимный. Что такое туризм и кого
называют туристом. Крым как туристический реги-
он: вчера и сегодня. Достопримечательности
нашего региона, туристические маршруты и экс-
курсии
История



Крымчане – радушные хозяева, внимательные и
гостеприимные друзья. Правила приема гостей в
разных культурах. Угощения и подарки. Личност-
ные качества гостеприимного хозяина (напри-
мер: приветливый, внимательный, тактичный,
предупредительный, щедрый и т. д.)


Аксиология



Принимаем гостей, приветствуя на их родном
языке
«Язык
соседа»



«Крымская кухня» – это блюда, которые любят
готовить крымчане. Какие блюда мы едим каж-
дый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда
можно попробовать только в Крыму
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура



Крымские сувениры.
Что такое сувенир. Какие бывают сувениры. Суве-
ниры, которые можно сделать своими руками.
Конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю
гостю из-за рубежа»
Традицион-
ная и сов-
ременная
культура



Итоговое занятие. Игра-ярмарка «Откроем для
других наш край родной»
Аксиология














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315