Урок математики по теме «Арифметическая прогрессия»

МБОУ Зюкайская основная общеобразовательная школа
Пермский край Карагайский район село Зюкай
Учитель математики, информатики,
Филимонова Валентина Петровна, 1 кв.категория.
Интегрированный урок алгебра + информатика в 9 классе.
Тема урока: Арифметическая прогрессия. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса;
создание условий для развития информационной компетенции учащихся.
Задачи урока:
обобщить и систематизировать знания по данной теме;
усилить мотивацию к изучаемому материалу;
научить учащихся применять электронные таблицы при вычислениях n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Подготовить учащихся к контрольной работе.

Проблема:
учащиеся умеют работать с формулами на бумаге, умеют работать с формулами в электронных таблицах, но не применяли ЭТ к расчетам по формулам арифметической прогрессии в алгебре.
Проблемный вопрос:
Как облегчить расчеты по формулам?
Варианты решения:
С помощью калькулятора произвести вычислительные операции.
Электронные таблицы помогут произвести вычисления путем введения формул.
Оптимальный вариант:
в ЭТ мы можем ввести формулы и данные задачи, которые автоматически произведут безошибочные результаты.
Тезис:
«Имеет смысл только то знание, которое используется на практике» Шугурман
Оборудование урока:
ПК с операционной системой Windows XP с программой Microsoft Office Excel 2007 и программой Notebook 10;
Мультимедийный проектор;
Smart доска;
Индивидуальные карточки с заданиями.
Презентация в Notebook.
При подготовке к уроку использованы:
Учебник Алгебра 9 класс. Ю.Н. Макарычев, НГ Миндюк и др.М.: Просвещение.
Требования к современному уроку. М.М.Поташник.М.: ОО Центр педагогического образования, 2007 г.
Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. Н.Г.Миндюк. М.: «Генжер».
За страницами учебника алгебры. Н.Я.Виленкин. М.: Просвещение.
Интернет - статья «Теоретическое обоснование компетентностного подхода в школе».
Интернет – ресурсы – портрет Гаусса.


План – конспект урока:
Этапы урока
Развитие личностных качеств учащихся
Развитие ключевых компетенций учащихся

Организационный момент. (учитель математики)
В урочный день
В урочный час
Я снова рада
Видеть вас.
Присаживайтесь. Сегодня вступил в силу 21 век. Куда стремится Человек? Изучены космос и море, строение звезд и вся Земля. Сегодня мы умеем пользоваться ПК, мобильными телефонами. Но математиков зовет известный лозунг: «Прогрессио – движение вперед». Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать под девизом: «Компьютер на службе у человека». Задания будем выполнять на ПК. Желаю всем успеха!
Учитель предлагает учащимся презентацию в Notebook (сл.2). Тезис. Как вы понимаете эти слова? Учащиеся высказывают каждый свое мнение. Совместно с учащимися определяет цель урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
Самостоятельность мышления, умение высказывать свою точку зрения.
Визуальный канал восприятия информации.
Умение слушать и принимать точку зрения каждого.
Осознанное владение информацией.
Осуществление совместного целеполагания.

Подготовка к основному этапу урока.
Учитель сообщает Исторические сведения (сл.3) об арифметической прогрессии.
Расширение кругозора, развитие познавательной активности.
Получение и принятие новой информации.

Учитель: Я вам предлагаю решить старинную задачу. Решение старинной задачи с проверкой (сл.4). Молодцы, вы успешно справились с задачей. У вас получилось решение. При решении задач на нахождение членов прогрессии, суммы членов арифметической прогрессии мы применяем формулы и производим вычисления. Можно ли другим способом облегчить данные операции? (ответы учащихся). Прежде, чем будете работать на ПК, проведем зарядку для глаз (сл.5). Спасибо.
Самостоятельность мышления, воспроизведение ранее полученных знаний, применение их в нестандартной ситуации.

Коррекция зрения учащихся.
Аудиальный канал.

Осознание информации, которой они владеют.
Здоровьесберегающая компетентность.
Умение выделить междупредметные связи.

Учащиеся определили стратегию решения проблемной ситуации.

Обобщение и систематизация знаний.
Учитель информатики: вы знаете, что табличные процессоры удобны для вычисления бухгалтерских и статистических расчетов. Сегодня мы будем его использовать как инструмент решения математических задач. С помощью ЭТ будем проводить расчеты данных арифметической прогрессии. Но для того, чтобы все получилось, нам нужно вспомнить некоторые формулы. Фронтальный опрос:
Дайте определение арифметической прогрессии;
Формула n-го члена арифметической прогрессии;
Формулы суммы n-первых членов арифметической прогрессии.


Воспроизведение ранее полученной информации.

Логическое и аналитическое мышление, самостоятельность выполнения задания, развитие памяти






Применение знаний и умений, полученных на другом предмете.
Осознанное воспроизведение ранее полученной информации.

Обработка информации с помощью ЭТ.






Контроль и самопроверка знаний.
Прошу занять места за компьютерами. Загрузите, пожалуйста, электронные таблицы. Задания для выполнения на карточках (разноуровневые по способностям) разложены возле ПК. Желаю всем успехов.

Проявление интереса к выполняемому заданию.

Умение работать с формулами на бумажном носителе и в табличном процессоре.
Учащиеся на практике подтвердили свои выводы о применении ЭТ в математике.

Подведение итогов, разноуровневое домашнее задание (сл.6)
Развитие индивидуальных способностей, волевых качеств.
Осознанное применение информации.

Рефлексия (сл.7).
Методика незаконченного предложения.
Самостоятельность мышления.
Умение свободно высказать свое мнение с правом выбора предложения. Эмоционально-чувственное состояние.
Умение анализировать свою деятельность.


15