Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»


Конспект  открытого  урока по русскому языку на тему:
«Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цели урока:
Дидактические:
- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.
Развивающие:
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное - не унывать!
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.
- Давайте покажем свое настроение . У меня такое настроения. А у вас?
II. Чистописание
– Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаём пальцы)
Вышли пальцы погулять.
(поглаживание ладоней)
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине.
Это пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальцы)
Вышли пальцы погулять.
(поглаживание ладоней)
(тетрадь по чистописанию, с.41 №1131- я строчка )
Поставьте на полях самооценку
III. Проверка домашнего задания. - Какое дома выполняли задание?
Готовились к словарному диктанту.
- Запишем Словарный диктант.
(Пиюкова А. диктует слова, класс пишет, дети 1 группы записывают данные слова с суффиксами –чик-, -ик-, -к-, и выделяют данные суффиксы.
Апельсин, батон, винегрет, лимон, малина, огурец, помидор, салат.
- Поставьте самооценку. Поменяйтесь тетрадями, проверьте, поставьте отметку.
- 1 человек с демонстрирует через веб- камеру. Как называются суффиксы, которые выделили? (уменьшительно- ласкательные).
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы найдете в отгадке.
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Ответ: Горох
- Подумайте над лексическим значением этого слова.
Горох – это растение семейства бобовых.
-  Давайте назовем грамматические признаки слова горох
Запись на доске:                Горох (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч.
IV.  Постановка и решение проблемной ситуации.
 
-  Составим предложение со словом горох. Что такое горох? Давайте запишем на доске.
Горох – это растение.
 
-  Где растет горох? Запишем.
Горох растет в поле.
 
-  Что готовят из гороха? Запишем.
Из гороха варят суп.
 
-  Прочитайте получившийся текст.
 
-  Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)
 
-  Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)
 -  Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
 На центральную доску прикрепляются карточки:
 
МЕСТО                                 ИМЕНИ
 
- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ
 
V.  Сообщение темы и постановка целей урока
 - Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.
 -  Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
I.  Открытие нового.
 
-  Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 290, 291 на стр. 61 - 63 вашего учебника.
1 ряд – упр.291.
2 и 3 ряд – упр.290.
 
-  Проверяем упр.290. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (я). Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает) и т. д. и т. п.
 
-  Проверяем упр.291. (один ребенок читает текст и называет подчеркнутые местоимения и слова, которые они заменяют)
 
-  Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
 
-  Прочитайте вывод в учебнике на стр. 62. Это определение надо выучить к следующему уроку.
 
Упражнения на укрепление глазных мышц
1.  Повернулись к окну. Смотрим на снежинку, на дальние дома, на звёздочку, на кончик носа, на снежинку…( и т.д. – на каждый объект по 10-15 секунд)
2.  "Стреляем глазами”.Глазки вверх, вниз, влево, вправо (повторить движение 5-6 раз)
3.  "Колесо”. (Вращение глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза в правую сторону. Повторить упражнение 3-4 раза).
Физминутка.
Я иду и ты идёшь                (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
 Я пою и ты поёшь              (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
 Мы идём и мы поём            (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
 Очень дружно мы живём  (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
 
-  Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
 
-  На какой вопрос отвечает слово гусь? А местоимение, его заменившее?
 
-  Значит 1 сходство:
- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)
 В "Толковом словаре" Ожегова записано: 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.
-  К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.
 
-  Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
 
-  На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.
 
-  Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы)
 
-  Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.
 
- При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
 
-  Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)
 
Все вместе выучим правило.         Я  и  МЫ,  ТЫ  и  ВЫ,
ОН,  ОНА,  ОНО,  ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
 
 
VI.  Применение новых знаний на практике
 
- Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним упр. 293. на стр. 65. Упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд – местоимением она, 3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).
 
VII.  Закрепление
 
- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
 
 Цветы.
 Если я сорву цветок,
 Если ты сорвёшь цветок,
 Если он, и я, и ты -
 Если мы сорвём цветы,
 То окажутся пусты
 И деревья, и кусты.
 И не будет красоты,
 И не будет доброты,
 Если только я и ты -
 Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
 
- Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (стр. 65 упр. 294)
 
 Я, они, на, ты (предлог)
 Я, яма, ты, вы (имя существительное)
 Он, она, они, оно (мн.ч.)
 Мы, я, вы, они (ед.ч.)
 Он, она, они, мы (1-е лицо)
 
VIII.  Итог
 
- С какой частью речи мы познакомились?
- Почему эта часть речи получила такое название?
- Что нового для себя узнали?
- Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке.
- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"
 - Какое настроение в конце урока?
- Отметьте свои знания на лестнице успеха.
IX.  Домашнее задание
Стр. 71 упр. 2, правила стр.62, 63,64.
1-я группа- рабочая тетрадь №1-3, с.43.