Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме «Личные местоимения»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС
по теме «Личные местоимения» (По учебнику М.И.Разумовской)
учителя русского языка и литературы
МБОУ гимназия имени ак. Н.Г.Басова
Щербининой Ярославы Игоревны
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения;
-развивать умение правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами;
-воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.


Этап
урока
Время, мин
Цель
Содержание взаимодействия с учащимися
Методы и приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный
Мотивация
2
 Создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность, сформулировать тему занятия  
Приветствие. Звучит начало песни «Всё зависит от нас самих» в исполнении Ёлки.
-Что вы видите на слайде 2?
-Как вы понимаете слова этой песни?
-Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
-Итак, тема нашего занятия «Личные местоимения». (слайд 3)

   Загадка
 Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию, предлагает сформулировать тему занятия после прослушивания начала песни.  
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к занятию, формулируют тему занятия.  
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, уметь формулировать тему занятия


Опрос по домашнему заданию
4

Учитель просит несколько учеников прочитать свою миниатюру с использованием личных местоимений по заданному началу «На весенних каникулах я побывал»

-Все ли местоимения, которые использовали ребята являются личными?
-Правильно ли они были употреблены?
Слушают своих товарищей, находят личные местоимения в их работах, определяют падеж, выявляют недочёты в их работе.
Коммуникативные
- формирование умения слушать и слышать.

Актуализация опорных знаний
5

-Назовите все местоимения из вступительной песни, определите начальную форму местоимения нас.
Беседа
-Что такое местоимение?
-Как изменяются местоимения?
-Какими членами предложения бывают местоимения?
-Какие местоимения называются личными?
-Назовите их.
-Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Помогают показать личностное восприятие мира, избежать речевых повторов, делают нашу речь более разнообразной и удобной, по частоте употребления стоят на 3 месте).




 Постановка целей и задач урока
 3
Подведение уч-ся к постановке задач занятия. Составление плана работы  
-Все ли смогли справиться с домашним заданием?
-Как мы слышали, опрос по домашнему заданию показал, что у вас ещё возникают трудности при определении и склонении личных местоимений. Поставьте перед собой учебную задачу, исходя из пробелов в знаниях.
Итак, цель нашего занятия - научиться правильно употреблять и писать личные местоимения.
Работать вы будете в группах и индивидуально. Не только самые активные ученики будут поощрены оценками «5», а также целый ряд.
План работы
1.Пополнить и закрепить знания, полученные на прошлом уроке.
2.Практические задания
Выбор конечного результата : нарисуйте себе на полях волшебный цветок с пятью лепестками и выберите каждый себе оценку, тот конечный результат, к которому вы подойдёте в конце занятия. Как вы понимаете, оценка «3» нас с вами не устраивает. В конце занятия проверим, реально ли вы оценили свои силы.
 «Цель и цели»
«Знаю - хочу узнать»
Оценка собственных возможностей
   Подводит уч-ся к формулировке учебных задач
Узнать самооценку учебных возможностей уч-ся
Формулируют учебные задачи
Оценивают собственные учебные возможности
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще вызывает затруднения в практической деятельности
Познавательные:
- постановка и решение проблемы
Личностные:
- развитие познавательных интересов,
-умение реально оценивать свои учебные возможности
Коммуникативные
- умение ясно и четко излагать свои мысли, выстраивать речевые конструкции.

Работа над темой урока

8
Учить объяснять и исправлять допущенные ошибки.
1.Игра «Четвёртый лишний» (слайд 4)
Каждый в группе, прочитав параграф учебника 57, исправляет свои ошибки и выступает поочерёдно в роли «учитель - ученик»: объяснить товарищам свои ошибки и выслушать объяснение чужих ошибок, исправляя и помогая, если нужно.
2.Анализ предложений из упр.657.
-Выпишите из текста личные местоимения и укажите их начальную форму, падеж и число, если есть.
-Как написаны местоимения с предлогом?
Вывод: как пишутся местоимения с предлогами?
3.Оформление наблюдений в виде таблицы.
Задание: восстанови таблицу «Особенности склонения личных местоимений» (слайды 5-6)
-Обратите внимание на последнюю строку таблицы, о какой особенности склонения личных местоимений идёт речь? (уч. с 298 пункт 3). Из истории вопроса.
4.Исследование (слайд 7)
-Сложности употребления глагола скучать с предлогом по и личными местоимениями вы и мы.
Запоминалочка:
«Родная, я грущу по ВАС и подписался просто АС»
Игровая деятель-ность
 Роль  «Учитель-ученик»
Проверить знание разрядов местоимений в игровой форме, умения определять их падеж и правильно писать.
Даёт возможность самостоятельно исправить допущенные ошибки, опираясь на теоретический материал учебника, выступить в роли «учитель-ученик» при объяснении собственных ошибок и при проверке знаний товарищей.  
Ищут «лишнее» слово в каждой строчке и аргументируют ответ.
Проверяя себя по параграфам учебника индивидуально, затем в группах объясняют свои ошибки, слушают объяснение чужих ошибок, исправляя и помогая, если нужно.
Регулятивные:
- оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей
Познавательные:
- учиться исправлять и объяснять ошибки, работать с параграфом учебника
Коммуникативные
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками





Лингвофизминутка

3
Здоровье учащихся
Звучит начало песни «Нарисуй мне небо» в исполнении Ёлки. Ребятам, услышав личные местоимения, нужно показать, о ком идёт речь, или похлопать (слайд 8).
Проблемная ситуация:
-В этой песне повторяется местоимение мне, это ошибка?

Восприятие на слух

Проверить умения слышать местоимения в потоке речи, используя для этих целей занимательную форму – звучащую песню.
Выполняют упражнения








Первичное закрепление.
1.Практическая работа в группах.












5

Учить изменять по падежам личные местоимения.

1. Изменение по падежам личных местоимений – «Кто быстрее?» Давайте ещё раз понаблюдаем, как изменяются местоимения 1,2-го лица ед. и мн. числа с предлогами. На карточках даны слова-действия и вопросы с предлогами для каждой группы.
Задача: записать, изменяя местоимения, указать их падеж.
При проверке (9-11слайды) наблюдатели от каждой группы следят за правильностью выполнения задания.
Проверка по параграфу 57учебника М.М. Разумовской 6 класс.


Организация работы в группе при правильном склонении личных местоимений.
Проверить уровень усвоения знаний по теме занятия.
В группе записывают личные местоимения, изменяя их по падежам. Наблюдатель от группы контролирует проверку в другой группе, пользуясь учебником.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы в группе ( справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

2.Практическая работа (продолжение)








5
Учить изменять по падежам личные местоимения.

2.Записать предложение, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Укажите падеж личных местоимений, определите их синтаксическую роль.
Проверка по слайдам 12-13.

Работать в группах. Результат работы представляют группы по очереди. Сверка с ответами, данными на экране (8-10 слайды).









Результат работы представляет каждая группа по очереди.

Коммуникативные:
Общение и взаимодействие с партнёром

Рефлексивный этап. Осмысление результатов работы.
2
Учить оценивать результат деятельности.
Подведение итогов работы – общих и индивидуальных.
- Устно ответить на вопрос «Что интересного вы узнали о местоимении?»
Возврат к самооценке.
Подвести итоги учебной деятельности.
Оценивают соответствие заявленных в начале занятия целей результату (рисуют смайлик в цветке).
Личностные:
- Контроль и оценка результатов деятельности
-Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)






Домашнее задание
2

Составьте текст диктанта для сборника «Удивительных диктантов», используя все личные местоимения в разных формах, или выполните упр.658.
(слайд 14)






Литература
1.Русский язык.6 кл.: под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта - М.:Дрофа,2010.
15