Техники релаксации для использования в работе педагога-психолога с гиперактивным ребенком.

Техники релаксации для использования в работе педагога-психолога с гиперактивным ребенком.

Релаксация – один из способов преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Мышечное расслабление, наступающее во время релаксации, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма.
Во время релаксационных упражнений снижается артериальное давление, замедляется частота сердечных сокращений, дыхание становится редким и поверхностным. Происходит так называемый «релаксационный ответ».
Достигаемые с помощью релаксации регуляция эмоциональных функций, оптимизация состояния покоя и активности позволяют использовать этом метод в коррекционно-развивающей работе детей с СДВГ.
Чрезвычайно важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Ребенок проявляет повышенную эмоциональную активность. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слез к смеху, быстро забывают свои неудачи.
Психологическое обследование выявляет у большинства гиперактивных детей повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, переживание чувства страха. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному настроению, легко расстраиваются из-за неудач.
Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому в программу коррекции обязательно включаются коррекционные упражнения. Это помогает им расслабиться, снижает психологический дискомфорт в незнакомых ситуациях, помогает успешнее справляться с различными заданиями, снижает двигательную расторможенность, эмоциональную возбудимость, улучшает координацию в пространстве, усиливает концентрацию внимания.
Существует множество релаксационных методик:
Визуализация (мысленное воспроизведение образа).
Медитация (один их основных элементов йоги). Это сознательная фиксация внимания на моменте времени).
Аутогенная тренировка (серия упражнений, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма, а мышечное расслабление при этом стимулирует резервные возможности коры головного мозга).
Гипноз, самогипноз.
Арттерапия (терапевтическое применение изобразительной деятельности: рисование, лепка).
Ароматерапия (применение эфирных масел для снятия эмоционального и мышечного напряжения, нормализации общего эмоционального фона).
Пескотерапия (терапевтическое применение игр с песком и водой).
Остановимся на некоторых из них.


Арттерапевтические техники,
помогающие снять нервное напряжение
и подключить внутренние резервы организма ребенка
Рисование пальцами.
Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость.
Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.
Темы: «Дождик-дождик, кап-кап-кап», «Солнечные зайчики», «Ягодки», свободное рисование.
Рисовать можно как на альбомном листе, так и на листе большого формата, на ткани, на собственном теле.

Рисование ногами.
Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребенка. Особое ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами.
Перед тем как предложить ребенку рисовать, попробуйте сами нарисовать что-нибудь ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть о время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребенком вы могли ими управлять.
При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеенку. На нее положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской. Покажите ребенку, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. Попросите ребенка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите на характерные отличия. Пусть ребенок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.

Работа с глиной.
Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ребенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды.
Ребенка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т.д. Необходимо иметь баночки с водой для смывания глины.
При работе позвольте ребенку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания:
закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он? Гладкий? Ровный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый или легкий?;
отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;
сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;
соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;
проткните глину;
пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.
Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей.
Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

Игры с песком и водой.
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей.
Совместные игры с песком и водой имеют положительное значение для развития психики ребенка, снятия эмоционального напряжения, установления психологического комфорта.
В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно организовать их и дома.
Для игр с песком необходимы:
- водонепроницаемый деревянный ящик 50*70*8 см;
- чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 ящика;
- вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок.
Делайте вместе с ребенком куличики, пирожки, стройте замки, сыпьте на песочную мельницу, рисуйте по песку пальцами или палочкой.
В домашних условиях так же можно использовать игры с крупой, фасолью. Это отыскивание спрятанных предметов, рисование пальчиком по крупе и т.п.
Для игр с водой необходимо:
- емкость с водой (таз, ванна, ведро и т.п.);
- пластиковые игрушки (рыбки, кораблики, чашечки, кувшинчики и т.п.);
- удочка, сачок;
- заводные игрушки (рыбки, черепашки, лягушки и др.).
Игра «Копалки».
Цель: развитие мышечного контроля, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку взрослого. Аналогично можно закопать разнообразные маленькие игрушки, камешки и т.п.
Игра «Поймай шарик».
Цель: развитие координации движений, снятие мышечного напряжения.
В тазик с водой помешают пластиковые шарики. С помощью сачка ребенок должен вылавливать шарики по одному.


Релаксационные упражнения
под музыкальное сопровождение.
Игры данного характера помогают ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение в игровой форме. При проведении таких игр рекомендуется использовать спокойную, медленную, негромкую музыку. Музыка должна служить фоном для ваших слов. Во время игр можно использовать тактильные прикосновения (поглаживания, мягкие похлопывания).
Так же необходимо использовать детскую фантазию и включать в инструкцию определенные образы. Использование фантазийных образов помогает привлечь и удержать интерес детей.
Релаксационное упражнение «Спящий котенок».
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Слова взрослого: «Котенок много гулял и устал. Ложится котенок на коврик. Глазки у котенка закрываются. Отдыхают глазки. Отдыхает носик. Отдыхают ушки. Отдыхают лапки. Животик медленно поднимается и опускается (во время слов можно поглаживать части тела ребенка). Отдыхает котенок. Сладко, сладко спит».
Данная игра сопровождается спокойной музыкой.

Ароматерапия.
Ароматерапия – это древняя наука и искусство применения эфирных масел лекарственных растений в медицине и эстетике.
Ароматерапию для детей можно проводить с любого возраста. При выборе масел необходимо учитывать возраст ребенка, его индивидуальную восприимчивость, свойство масел и (!) рекомендации ароматерапевта. Особенно осторожно следует использовать ароматерапию в том случае, если у ребенка есть предрасположенность к аллергическим реакциям. Средняя рекомендуемая доза масла для детей в два раза меньше, чем для взрослых.
Рекомендации по выбору масел для детей:
Для улучшения сна – лаванда.
При стрессе - мелиса, роза.
Беспокойство – лаванда, сосна.
Масла-релаксанты – сандал, ромашка, лаванда, бергамот.
Раздражительность – кипарис, бергамот.


15