Особенности взаимодействия педагогов и родителей с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

Воспитание и обучение детей с особенностями в развитии на сегодняшний день является актуальной проблемой. Дети часто с трудом адаптируются к условиям детского сада и к любой другой обстановке, иногда у таких детей наблюдаются трудности во взаимодействии с внешним миром (взрослыми, детьми и непривычным окружением). Задача взрослых помочь таким детям, используя определённые методы и приемы. Вот некоторые из них:


Пути предупреждения развития детской агрессии
(рекомендации для родителей)
Необходимо:

Формировать у дошкольников модели социально-положительного поведения через: игру, чтение художественной литературы и др;
Учить детей способам снятия эмоционального напряжения, используя следующие приемы:
Перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики и т.д.);
Вербальное выражение гнева в вежливой форме (называние своих отрицательных эмоций: «Я злюсь», «Я сержусь»);
Конструктивные навыки взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в конфликтных ситуациях;
Использование физического препятствия перед назревающей вспышкой гнева: например остановить занесенную для удара руку, удержать ребенка за плечи и твердо сказать «нельзя»;
Попытаться отвлечь внимание ребенка каким-либо занятием;
Использовать мягкое физическое манипулирование (например, спокойно взять ребенка за руки и увести его с места конфликта);

Если вы решили, что необходимо наказать ребенка за проступок, тогда следует соблюдать некоторые правила.
Наказание должно:
следовать непосредственно за проступком.
быть адекватным проступку.
быть последовательным.
Наказание не должно:
быть одновременно с поощрением.
быть унизительным для ребенка.
содержать угроз, тем более невыполнимых
.


Система «скорой помощи»
при работе с гиперактивным ребенком
(главные постулаты)

Отвлечь ребенка от капризов.
Поддерживать дома четкий распорядок дня.
Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
Задать неожиданный вопрос.
Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
Не приказывать, а просить (но не заискивать).
Выслушать то, что хочет сказать ребенок (а в противном случае он не услышит вас).
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.
Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Рекомендации родителям и воспитателям по взаимодействию с тревожными детьми

Избегайте состязаний или каких-либо работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
Используйте наказания лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.

Родители, помните! Дети учатся у жизни!

- если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.
- если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.
- если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.
- если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
- если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
- если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
- если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.
- если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
- если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
- если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
- если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!