Конспект урока по познанию мира по теме Жизнь животных зимой 1 класс


Коунышпаева Г.Н.
Познание мира
1 классДата:
Тема: Жизнь животных зимой.
ТЦУ: научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных, показать какие изменения происходят в жизни животных зимой,
Развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы, творческих способностей, устной речи, памяти, наблюдательности,
Воспитывать любовь к природе, чувства сопереживания, желания помочь животным в трудные времена.
Тип урока: урок-путешествие
Методы урока: словесный, наглядный, частично-поисковый
Оборудование: ТСО, наглядность,
Ход урока
Организационный момент
Приветствие гостей:
Мир, мир, мир-
Мир в тебе, мир во мне.
Свет, свет, свет-
Свет в тебе, свет во мне.
Любовь, любовь, любовь-
Любовь в тебе, во мне.
2. Актуализация знаний
-Сегодня, ребята, у нас урок- путешествие. Путешествовать будем по нашей стране. ( слайд- физическая карта Казахстана)
-Как называется наша страна? ( Республика Казахстан)
-Кто президент нашей республики? ( Н.А. Назарбаев)
(заранее подготовленный рассказ ученика о республике.)
Рассказ ученика: Казахстан – огромная страна. В ней есть реки, леса, степи, моря и горы. В Казахстане много крупных городов, сёл, аулов. Растительный и животный мир нашей республики очень богат.
-А отправимся мы на воздушном транспорте. Кто-нибудь знает такой вид транспорта, чтобы он летел невысоко от земли, чтобы мы вместились все в него?
-Это туристический дирижабль с гондолами. (слайд дирижабля)
Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны составить прогноз погоды. Мы составим прогноз погоды на сегодня.( прогноз погоды в картинках) (условные знаки погоды)Составили, взлетать можно.
- Пристегнулись, взлетаем.
3. Проверка домашнего задания.
- Что мы видим ? ( слайды с видами Казахстана сверху, все картинки зимние: горы, степи, реки, города, сёла) 3-4слайда.
-А какое время года изображено? (зима)
Я прочитаю текст про зиму , а вы должны отметить какие данные в этом тексте неверны.
С приходом зимы стало холоднее. Температура воздуха стала выше 0.
Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небо чаще покрыто облаками. Солнце светит ярко, но не греет. Идёт чаще дождь. Снег защищает растения от ветра и мороза. Зимой растения пробуждаются. На деревьях много зелёных листьев. У ели опали листья и она называется лиственным деревом. Ель, сосна, лиственница, пихта- это лиственные деревья. А эти деревья называются …
4. Знакомство с темой, целями урока.
Мы с вами говорили на прошлом уроке о растениях зимой, а сегодня мы будем говорить о …? Угадайте. Одним словом как можно сказать: медведь, заяц, барсук, лиса, ёж, мухи, бабочки? ( животные).
-Правильно тема нашего урока: «Животные зимой». Так как животный мир огромный мы будем говорить только о тех, которые чаще всего встречаются на территории нашей республики.( слайд с названием темы).
5 . Усвоение нового материала.
-Так как мы летим на дирижабле, каких животных можем увидеть, а каких нет и почему? (так как какие-то животные впадают в спячку, какие-то животные не спят, охотятся, ищут корм.)
-У вас на столах листочки с изображением леса, степи и белый лист.
-Ещё на столах у вас лежат картинки животных, вы будете их распределять , где можно встретить это животное: в степи или в лесу, если нельзя ,то приклеиваете картинку на белый лист, работать будете в парах , приклеивать по очереди. Находить животное вместе.
-Ещё мы будем собирать шишки, жёлуди для белочки за правильные ответы , будем ей помогать.
-Сейчас я загадаю загадку, а вы должны отгадать, какое это животное
(учитель загадывает загадку, выходит ученик с «коронкой» изображения животного, рассказывает о том, как проводит зиму это животное)
-Бежит с горушки
Прижав ушки
( заяц)
Ученик выходит и рассказывает : Заяц ночью бегает, ищет корм, а днём отдыхает, спрятавшись под кустиком. Зимой у зайца шубка белая и его не видно на снегу.
-Найдите картинку с зайчиком.
-Куда приклеим картинку с зайчиком? ( под кустик в лесу)
-следующая загадка:
Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его…( барсук).
Выходит ученик рассказывает
Я приготовил себе тёплое зимнее жилище и ложусь спать до весны. Я вас не трогаю ,и вы меня тоже не трогайте. Дайте мне отдохнуть до весны.
- Найдите картинку с барсуком . Где можно встретить его или мы не увидим? Поэтому приклеиваем на белый лист .
-Следующая загадка:
С длинным хвостиком малышка
Любит сыр и зёрна…(мышка)
Рассказ ученика:
Мне нелегко найти корм под снегом, Поэтому мы мыши делаем запасы в своих норках ,где живём.
-Найдите картинку с мышкой и скажите куда приклеим? ( в степи)
Тут мышка и другие лесные жители хотят с нами сделать разминку
Физминутка под музыку с лесными жителями
Загадка:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?( медведь)
Рассказ ученика :Вы знаете, что мы ложимся в спячку. У нас зимой рождаются медвежата. Они совсем крошечные. А почему они такие маленькие, потому что мама зимой ничего не ест и молока у нее мало.
-Найдите картинку с медведем. Куда будем приклеивать?( на белый лист)
Загадка:
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит,
Это давний мой приятель,
А зовётся птичка…( дятел).
Рассказ ученика: Мы не улетели как другие птицы. Мы долбим дерево своим острым клювом. Достаём из-под коры деревьев насекомых и их личинок, которые уснули и спрятались на зиму. Этим мы и питаемся всю зиму. Называют нас лесными докторами.
-Найдите картинку дятла. Куда приклеим картинку? ( на дерево в лесу).
Загадка:
Кто на своей голове лес носит?( лось)
Рассказ ученика: Ночью я прячусь в укрытие-это прямо яма в лесу. Из убежища у меня видна только голова и спина. Но мне не холодно, ведь у меня густая шерсть.А вот днём бродить по снегу трудно- ноги проваливаются.
-Найдите картинку лося . Куда приклеим?
-А теперь остальных животных вы сами распределите ( картинки : лиса в лесу,волк в лесу, джейран в степь, белка в лесу,змея живёт встепи, но она ложится в спячку,значит на белый лист, ёжик на белый лист, беркут в степи.)
-Посмотрите , сколько мы многого узнали интересного из жизни животных, как они проводят зиму.
-Давайте ещё покружим над лесом.( слайд с лесником).
-Ой ,кого мы видим: это лесники. Кто это лесник?
Рассказ ученика: Трудно приходится диким животным на воле:не всегда находят корм, проваливаются в снег, нападают волки. Вот мы им и помогаем: в кормушки кладём сено, с солью, развешиваем кормушки для птиц. Если вы любите гулять по зимнему лесу, вы можете нанизать кусочки хлеба на веточки.
-Ну всё возвращаемся к себе в класс
Понравилось вам наше путешествие?
-Ну а теперь я хочу проверить как же вы запомнили.
6. Проверка понимания
- У вас на столах листы, где написано «тест»
Тест:
1. Закрась зелёным цветом кружок рядом с животными , впадающие в спячку.
2. Закрась красным цветом кружок рядом с животными, делающими запасы.
3. Закрась синим цветом кружок рядом с животными , которые сами себе находят пищу.
7. Закрепление
-А теперь задание на смекалку.
-Когда мы летели я приметила следы отдельных животных.( слайд со следами животных) Угадайте каких животных следы я видела?
Задание : Взять следы одного животного и нарисовать узор из следов. Почему вы так нарисовали?
8. Подведение итогов
-Итак какой можно сделать вывод о жизни животных зимой?
( изменяют зимой окраску,питаются зимними запасами, впадают в спячку,охотятся)
9. Информация о домашнем задании.
1 ряд нарисует животных впадающих в спячку и рассказать о них.
2 ряд нарисует животных не впадающих в спячку и рассказать о них.
Всем прочитать рассказ М. Зверева «Зима»
10. Рефлексия.
У вас на парте карточки красного, синего, зелёного цвета.
Оцените работу: Красным- хорошо усвоили материал, Зелёным-