Разработка сценария вечера Мой Урал

Сценарий историко-географического вечера «Мой Урал» для учащихся 5-8 классов
Этот вечер был задуман и проведен по результатам краеведческой работы, для того, чтобы все его участники и гости смогли ощутить величие исторической роли родного края, услышать живые голоса истории, оценить красоту уральской природы и талантливость людей Урала. В его разработке принимали участие учителя географии, литературы , истории, ИЗО, музыки, МХК, руководитель танцевального коллектива. Общая цель: совместный поиск, воспитание исторической памяти. При распределении ролей учитывались пожелания и предложения участников. Были продуманы костюмы, оформление сцены, видеоряд и фонограммы. В качестве гостей были приглашены родители учащихся и друзья. Данный сценарий может быть использован для организации образовательной и досуговой деятельности в летний период.

Оформление вечера
Видеоряд включает портреты наших соотечественников и ученых из других стран, посвятивших свою жизнь изучению Урала. Для оформления задника сцены используются фотографии и рисунки обнажений Уральских гор, фрагмента русской избы. На переднем плане сцены с одной стороны фортепиано, а с другой уголок гостиной конца 19 века.
Сценарий вечера
Звучит фрагмент песни «Я люблю тебя, Россия» Д.Тухманова и М.Ножкина
Гости сидят в зале. На сцене на столе горит свеча. За столом пьют чай и ведут беседу два старика – ведущие композиции. На сцену поднимаются старшеклассники.
Сцена 1
Ведущая: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» Александр Сергеевич Пушкин

Ведущий: Если вы мечтаете послужить Родине открытием новых богатств , таящихся в глубинах её недр, мы приглашаем Вас совершить увлекательное путешествие. Путешествие вглубь веков, путешествие по Уралу.

Сцена 2
Звучит музыкальный отрывок из балета Э.Грига «Пер Гюнт» и исполняется танец, символизирующий битву башкирского батыра – богатыря Урала со злым Великаном. Звучит текст

Ведущий: В древней башкирской поэме воспевается легендарный батыр по имени Урал. Он победил злодея , пожертвовав при этом своей жизнью. Над его могилой люди насыпали курган, который со временем вырос в Уральские горы, а тело превратились в золото, серебро, железо.


Сцена 3
Звучит фортепиано. Выходит девушка с томиком стихов. Садится за стол, зажигает свечу и под аккорды фортепиано читает стихи.

Девушка : Урал! Он был как начало песни
Хочу разглядеть его не спеша,
Когда ещё ни в одном перстне
Не сверкала его душа.
Пустынные реки да глушь лесная,
Да белые вьюги по камню мели.
Несметных сокровищ своих не зная,
Урал стоял поперёк Земли. (С.Щипачев)
(Девушка уходит)

Сцена 4
Освещается угол избы. У печки за столом сидят два старика. Пьют чай и ведут беседу

1-й дед: Издавна славятся Уральские горы своими богатствами. Железные и медные руды, каменный уголь и калийные соли, самоцветы и золото. Чего только не нашли здесь пытливые рудоискатели. А охраняет эти сокровища – девка каменная, малахитница, Медной горы Хозяйка. И вот какая с ней однажды история приключилась

Сцена 5
Звучит запись народной музыки. Исполняется танец «На покосе». Перед зрителями появляются герои сказа П.Бажова «Медной горы Хозяйка». Парень в русской одежде косит траву. Музыка резко обрывается, когда косарь замечает девушку-красавицу.

Степан: (Испуганно) Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Её одёжа-то. Как я сразу не приметил? Вот беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила. Старики говорили, что Хозяйка эта – малахитница любит над человеком мудровать.

Хозяйка: Ты, что же, Степан Петрович на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.

Степан: Некогда мне разговаривать.

Хозяйка: Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю

Степан: Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

Хозяйка: Вот и ладно. Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик. Ты ему скажи, да не забудь слов-то: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели ещё будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть» Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

Степан: Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

Хозяйка: Ладно, потом поговорим. Может и надумаешь. (уходит).

Степан: А, была не была, сделаю как она велела.

Сцена 6

1-й дед: А на другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошёл. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит

Степан: Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душному козлу с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку испортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.

Приказчик: Ты что это? Пьяный али ума решился? Какая Хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!

Степан: Воля твоя, а только так мне велено!

Приказчик: Выпороть его да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачей овсянки, а работу спрашивать без поблажки. Чуть что – драть нещадно.
(Рудничные надзиратели гонят Степана в забой)

Надзиратель : Прохладись тут маленько, и мокро тут, и руды доброй нет, а за работу сполна ответишь (уходит).

Сцена 7

Степан: Вот чудо. Сухо стало. Вспомнила видно обо мне Хозяйка.
(Звучит музыка, появляется Хозяйка)

Хозяйка: Молодец, Степан Петрович. Не испужался душного козла. Хорошо ему сказал. Пойдём моё приданное смотреть, я тоже от своего слова не отпорна.
(Звучит мелодия русского хоровода, исполняется танец, танцуют девушки у которых в руках красивые самоцветные камни)

Хозяйка: Ну, женишок, смотри моё приданное.

Заканчивается танец. На сцене остаются Степан и Хозяйка.

Хозяйка: Видал моё приданное?

Степан: Видал.

Хозяйка: Ну, как теперь насчет женитьбы?

Степан: Приданное у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

Хозяйка: Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берёшь меня замуж али нет?

Степан: Не могу, потому другой обещался.

Хозяйка: Молодец, Степанушка. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на камену девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты, (подает шкатулку) а там всякий женский прибор: серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.

Степан: Как же я с эким местом наверх поднимусь?

Хозяйка: Об этом не печалься. Всё будет устроено, и от приказчика тебя вызволю и жить безбедно будешь. Ну, прощай, Степан Петрович. Только вот тебе мой сказ – обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье тебе мое испытание будет

Гаснет свет, звучит русский наигрыш

Сцена 8
Снова освещается изба

2-ой дед: Ни одна сталь, никакой камень не выдержал бы того, что должна была выносить человеческая натура. Сурова природа Урала. Тяжела жизнь простого люда.

1-ый дед: Я слыхал, что до прихода русских людей на Урал, этот край был заселён разными народами. Ненцы-самоеды, ханты-остяки, манси-вогулы, коми-пермяки и башкиры – люди мирные. Они охотно указывали дорогу путникам, предупреждали о болотистых и непроходимых местах.

2-ой дед: Слышь-ко, сказывают, что на Урале каждый может разбогатеть, ведь богатство –то прямо под ногами, бери – не хочу. Вот копал крестьянин колодец – и наткнулся на выход медной руды.

1-ый дед: Да! А я слышал, что купалась девочка в речке и нашла необыкновенный желтый окатыш. Оказалось золото. Смолокуры выворачивали сосновые пни на речке Рефть и нашли ярко-зелёные изумруды.

2-ой дед: Землемеры присели отдохнуть на глыбе известняка и разглядели в ней желтовато-зелёные прожилки. Поцарапали ножом, а камень-то оказался податливым. Он делился на волокна, а волокна трепались в нежный белый пух. Так был открыт асбест .

1-ый дед: И первое время было на Урале так много случайных находок, что не все открытые месторождения разрабатывались. Напротив, известно немало случаев, когда владельцы земель старались скрыть, что найдено новое полезное ископаемое.

2-ой дед: Вот, крестьянин Алексей Федоровых просидел тридцать лет в тайном каземате заводчика Собакина только за то, что нашёл в 1764 году в Невьянской даче Собакина золотую руду. Да и девочку, нашедшую золотой самородок во время купания, приказчик пребольно высек розгами: не суй, дескать нос, куда не надо! Боялись хозяева, что отберут золотоносную землю в казну.

1-ый дед:
Коротка жизнь человеческая, ох коротка. Щука и та живёт триста лет, а человек и века не дотягивает. А у каменьев самоцветных жизнь, ох, долгая! С человеческой и в сравнение идти не может. И переходят драгоценности от дедов к сыновьям, от сыновей к внукам.


2-ой дед:
А ещё бывало, что дети и внуки ссорились, сутяжничали меж собой из-за наследства. Так было и промеж Демидовых. Сын Никиты Демидова – Анкифий, умирая, обошёл завещанием Прокопия, а тот, хоть и был «ухарь-купец», а соображение имел с фантазией. И придумал Прокопий ехать в Петербург с челобитной к царице, а раз такое дело вышло, нужно не с пустыми руками к её величеству заявиться.

Сцена 9
Освещается уголок гостиной. За столом во фраке сидит Прокопий Демидов. Перед ним стоят, сняв шапки, горщик и ювелир.

Демидов: Ну, что почтенные, готов ли подарок матушке-государыне?

Горщик: Близ Шайтанки нашли большой кристалл аметисту.

Ювелир: Из него и изготовлена вещица эта. Извольте взглянуть.

Демидов: Да-с, работа замечательная, камея, да не простая, а с портретом самой царицы. (Демидов рассматривает украшение)

Ювелир: Гляньте, под портретом год поставлен и от кого сия камея дарена.

Демидов: С таким подарком в Петербург хоть сей миг отправляться можно. Что ж, мастера, за работу отменную обещаю вам награду. А пока ступайте! (Затемнение)
Сцена 10
Снова изба

1-ый дед: Слышь, царица так подарку обрадовалась, что даже обняла Прокопия, ясное дело, наказ дала, чтобы все демидовские заводы разделить меж братьями поровну.

2-ой дед: А я слыхал, говорили, будто она велела Прокопию передать кому полагается новый заказ на уральские камни самоцветные. Прокопий отдал государыне поклон, вернулся домой и сам , лично, навестил директора гранильной фабрики Коковина.
Сцена 11
Действие в гостиной. Идет разговор между Демидовым и Коковиным.


Демидов: Нынче в Санкт-Петербурге мода на дымчатый топаз устарела – золотистый теперь в предпочтении.

Коковин: Дымчатого кварца у нас вдосталь, а винно-желтого да соломенно-медового топаза и в Мурзинке и в Ильменских горах мало осталось, Париж, Лондон и Берлин скушали. Теперь хоть сам поезжай за ними в Австралию.

Демидов: Ну , как хочешь, - а чтобы золотистые тумпазы в Питере были (уходит).

Коковин: Конечно наши уральские камни превосходят по красоте не токмо австралийские, но и бразильские. Это всем известно. Вся беда – мало их осталось, где взять? Ума не приложу.

Раздается стук в дверь
Сцена 12

Коковин: Кого опять несет нечистая?
Крестясь , входит дьякон Волоколамов
Дьякон: Скорблю о горе твоём. Гложет душу твою грешную червь сомнения. А избавление от дум тревожных обрящешь через покаяние да молитвы господни.

Коковин: Не в ту сторону, отче, удочку забрасываешь. Говори толком зачем пришёл?

Дьякон: Можем и по-деловому. Зная про ваши затруднения в отношении тумпазов винно-медовых, предлагаю чудо. Вы мне сдаете дымчатые, а на другой день получаете золотистые.

Коковин: Где ж ты возьмешь-то такие, коль нет их уже у нас почитай месяца два?

Дьякон: Есть у нас в алтаре икона такая чудотворная, из Суздаля привезенная великомученицы Варвары. Она всё может, не то, что камню какому цвет переменить, а из грешника –праведника сделать. Но только уговор: по полтиннику за каждый тумпаз.

Коковин: Вот тебе пяток дымчатых, возьми для пробы. Может что и получится. (провожает гостя)

Сцена 13

2-ой дед: На следующий день дьякон принес Коковину золотистые топазы, как обещал. Глянул Коковин на камни, в руку взял – холодные, неподдельные значит. Уплатил, как сговорились и сразу сотню дымчатых отвалил. Вот только сомнение его взяло, в какую статью расходов деньги записывать, не на Варвару же Великомученицу. От дум этих захворал Коковин.
Стук в дверь. Появляется аптекарь

Аптекарь: Наше Вам почтение, господин директор. Вот вам лекарство, как заказывали.

Коковин: (Жестом благодарит и приглашает гостя за стол) Скажи, любезный, от чего дьякон и дьяконица лечатся? Какие лекарства покупают?

Аптекарь: Они люди здоровые. И он бугай бугаем, и она розовая да пышная, как яблоко наливное. Только Аграфена Дмитриевна растяпа. Вы не слыхали ,как она серьгу потеряла?

Коковин: Какую серьгу?

Аптекарь: С дымчатым топазом. Пекла она, значит, пасхальные куличи. Глянула случайно в зеркало, видит – одна серьга есть, а другой нет. Перевернула Аграфена весь дом, всюду перешарила – нигде нет. Не дорога серьга – да подарок свекра. А на другой день в Христово воскресенье, сели все к столу. И моя племянница Настька там была. Разрезали кулич, а из него серьга выпала. Да только дымчатый топаз, в тесте запеченный в золотистый обратился. Чудеса!

Коковин: Теперь мне ясно, кто Варвара Великомученица.

Аптекарь: Что с Вами? На вас же лица нет! Вам плохо? Опять приступ?

Коковин: Ничего, ничего. Я вспомнил, что кладовую с самоцветами не запер.
Оба уходят

Сцена 14
1-ый дед: Отзвенели в Петербурге подвески топазовые, а балы да танцы продолжаются.

2-ой дед: Только моды пошли иные – на костюмы да на опахала складные для наведения на себя прохлады. А, чтобы руки у барышень не потели, ишь, что модницы удумали – шары хрустальные.

1-ый дед: Стали горщики по всему Уралу хрустали отыскивать, а после обточки их отсылали в столицу. Хрусталь поднялся в цене свыше всякой меры

2-ой дед: Сказывали, что ещё при Петре I не то англичанин, не то немец за подаренный ему шар хрустальный снял свой перстень с бриллиантом в три карата и князю Трубецкому поднёс с почтением.

Появляются ведущие

Ведущий: У нас уральский Левша для курьёзу самовар из хрусталя выделал. А Напалеон подарил музыканту Друэ замечательную по отделке великолепного тона флейту из горного хрусталя.

Ведущая : Хрусталь – самый прозрачный и самый холодный камень в мире. Он чист, как совесть девичья, как символ верности.

Ведущий: Сохраним и мы на долгие годы любовь и верность своему родному Уралу, своим друзьям, замечательному уральскому камню.

Звучит фортепиано. На фоне музыки старшеклассница читает заключительный стих.

Ведущая : Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага.
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли! (Ольга Фокина)

Использованная литература:
Бажов П. П. Сочинения в трёх томах.  М.: Правда, 1976. 
В.А. Супрычев. "Занимательная геммология". Очерки и поделочных самоцветах Украины". Киев "Наукова думка", 1984.
Ершова Н.В. Презентация программы «Географическое краеведение». В сб. Качество, инновации, творчество - составляющие Верх-Исетского образования. Екатеринбург. ИМЦ «Развивающее образование». 2008.
Минералы и драгоценные камни. Школьный путеводитель. Год выпуска: 2009 Автор: Афонькин С.Ю. Издательство: СПб.
От авантюрина до яшмы Автор: Ахметова Г.Л., Ахметов С.Ф. Издательство: Знание Год: 1990
http://www.e-reading.club/book.php?book=1015481
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-bazhova


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




















· Заголовок 115