Рабочая программа по биологии УМК И.Н.Пономарева (7 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Союза
Н.А.Данюшина»


«Рассмотрена»
Руководитель ШМО __________/______________
ФИО
Протокол №_____
от «____»_________20___г.

«Согласована»
Заместитель директора МБОУ ЯСШ № 2
__________/______________
ФИО
от «____»_________20___г.

«Утверждена»
Директор МБОУ ЯСШ № 2

Приказ №_____

от «____»_________20___г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___________биологии________________
предмет (курс)
________7_________
класс
Алексеенкова Н.С., нет категории
Ф.И.О. учителя, категория




Принята на заседании педсовета школы.
Протокол от___________ №_____






2016 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Классы: 7

Количество часов:
Всего 68 часа , в неделю 2 часа

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена на основе Авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)




Учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане школы
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс (280 часов), из которых 68 ч в 7-м классе, 2 ч в неделю).




Раздел 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(КУРСА)
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
освоение социальных норм и правил поведения;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:


Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Познавательные УУД:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в курсе 7 класса основной школы являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1. Общие сведения о мире животных
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Уральского региона.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Среднего Урала в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Уральского региона. Красная книга Среднего Урала.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Тема 2. Строение тела животных
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Уральского региона.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки

4. Подцарство Многоклеточные животные
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения дождевого червя.»
Контрольная работа №1 по темам «Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви".

Тема 6. Тип Моллюски
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторная работа №3 «Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков»

Тема 7. Тип Членистоногие
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Свердловской области.
Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения насекомого»
Контрольная работа №2 по темам «Тип Моллюски и Тип Членистоногие»

Тема 8. Тип Хордовые
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Тема 8.1 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики Свердловской области. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Уральского региона. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторная работа №5 «Внешнее строение и особенности перед
вижения рыб»
Контрольная работа №3 по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы».

Тема 8.2 Класс Земноводные
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Свердловской области.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные»

Тема 8.3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Контрольная работа №4 по темам «Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся»

Тема 8.4. Класс Птицы
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц на Среднем Урале. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения птицы. Строение перьев»
Лабораторная работа №7 «Строение скелета птицы»

Тема 8.5. Класс Млекопитающие, или Звери
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных на Среднем Урале. Исторические особенности развития животноводства Среднего Урала.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторная работа №8 «Изучение строения скелета млекопитающих»
Контрольная работа №5 по теме «Тип Хордовые»

Тема 9. Развитие животного мира на Земле
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Среднего Урала и муниципального образования.
Обобщение и систематизация знаний по материалу курса биологии 7 класса


Раздел 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


П/п
№ в разделе
Наименование раздела, тема уроков
Количество часов
Дата





План
Факт

Тема 1. Общие сведения о мире животных (6 ч)

1.
1.1
Зоология-наука о животных
1



2.
1.2
Животные и окружающая среда.
1



н3.
1.3
Классификация животных и основные систематические группы.
1



4.
1.4
Влияние человека на животных
1



5.
1.5
Краткая история развития зоологии.
1



6.
1.6
Повторение и обобщение
1



Тема 2. Строение тела животных (2 ч)

7.
2.1
Клетка
1



8.
2.2
Ткани, органы, системы органов.
1



Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (3 ч)

9.
3.1
Общая характеристика подцарства простейшие. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
1



10.
3.2
Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.
1



711.
3.3
Тип Инфузории. Значение Простейших.
Лабораторная работа № 1 " Строение и передвижение инфузории-туфельки".
1



Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)

12.

4.1
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.
1



13.
4.2
Разнообразие кишечнополостных.
1



Тема 5. Типы Плоские черви, круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)

14
5.1
Тип Плоские черви. Общая характеристика
1



15.
5.2
Разнообразие плоских червей: сосальщики цепни.
1



116.
5.3
Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.
1



117.
5.4
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.
1




18.
5.5
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви.
Лабораторная работа № 2
«Внешнее строение дождевого червя»
1



Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

19
6.1
Общая характеристика типа Моллюски
1



20
6.2
Класс Брюхоногие моллюски.
1



21
6.3
Класс Двустворчатые моллюски.
Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков"
1



22
6.4
Класс Головоногие моллюски.
1



Тема 7. Тип Членистоногие (5 ч)

23
6.5
Общая характеристика типа Членистоногих. Класс Ракообразные.
1



24
7.1
Класс Паукообразные
1



25
7.2
Класс Насекомые
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение насекомого»
1



26
7.3
Типы развития Насекомых
1



27
7.4
Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1



28
7.5
Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

1



Тема 8. Итоговое повторение по темам 1-7

29
8.1
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 – 7
1



Тема 9. Тип Хордовые. (32 ч)

Тема 9.1. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные. Надкласс рыбы (6 ч)

30
9.1.1
Тип Хордовые. Бесчерепные – примитивные формы.
1



31
9.1.2
Надкласс рыбы. Общая характеристика, внешнее строение.
Лабораторная работа № 5
«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
1



32
9.1.3
Внутреннее строение рыб.
1



33
9.1.4
Особенности размножения рыб
1



34
9.1.5
Основные систематические группы рыб.
1



35
9.1.6
Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
1



Тема 9. 2. Класс земноводные, или Амфибии (4 ч)

36
9.2.1
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.
1



37
9.2.2
Строение и деятельность внутренних органов земноводных.
1



38
9.2.3
Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.
1



39
9.2.4
Разнообразие и значение земноводных.
1



Тема 9.3. Класс пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

40
9.3.1
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.
1



41
9.3.2
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.
1



42
9.3.3
Разнообразие пресмыкающихся.
1



43
9.3.4
Значение пресмыкающихся, их происхождение.




Тема 9.4. Класс Птицы (8 ч)

44
9.4.1
Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц.
Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев".
1



45
9.4.2
Опорно-двигательная система птиц.
Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы"
1



46
9.4.3
Внутреннее строение птиц.
1



47
9.4.4
Размножение и развитие птиц.
1



48
9.4.5
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
1



49
9.4.6
Разнообразие птиц.

1



50
9.4.7
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
1



51
9.4.9
Подведем итоги по теме «Класс Птицы»
1



Тема 9.5. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

52
9.5.1
Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих.
1



53
9.5.2
Внутреннее строение млекопитающих.
Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих".
1



54
9.5.3
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.
1



55
9.5.4
Происхождение и разнообразие млекопитающих.
1



56
9.5.5
Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.
1



57
9.5.6
Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.
1



58
9.5.7
Высшие, или плацентарные, звери: приматы.
1



59
9.5.8
Экологические группы млекопитающих.
1



60
9.5.9
Значение млекопитающих для человека
1



61
9.5.10
Подведем итоги по теме «Класс Млекопитающие».
1



Тема 10. Развитие животного мира на Земле (4 ч)

62
10.1
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина
1



63
10.2
Развитие животного мира на Земле.
1



64
10.3
Современный животный мир.
Биосфера
1



65
10.4
Подведем итоги по теме Развитие животного мира на Земле
1



Тема 11. Итоговое повторение (3ч.)

66
11.1
Итоговое повторение
1



67
11.2
Итоговая контрольная работа (тестирование)
1



68
11.3
Коррекция знаний
1
















15