Рабочая программа по биологии УМК И.Н.Пономарева (6 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Союза
Н.А.Данюшина»


«Рассмотрена»
Руководитель ШМО __________/______________
ФИО
Протокол №_____
от «____»_________20___г.

«Согласована»
Заместитель директора МБОУ ЯСШ № 2
__________/______________
ФИО
от «____»_________20___г.

«Утверждена»
Директор МБОУ ЯСШ № 2

Приказ №_____

от «____»_________20___г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___________биологии________________
предмет (курс)
________6_________
класс
Алексеенкова Н.С., нет категории
Ф.И.О. учителя, категория




Принята на заседании педсовета школы.
Протокол от___________ №_____






2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Классы: 6

Количество часов:
Всего 34 часа , в неделю 1 час

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена на основе Авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)


Учебник И.Н. Пономаревой, И.Н. Николаева, О.А. Корнилова, Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане школы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. 6-й класс – 1 час в неделю (34 часа)




Раздел 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(КУРСА)
1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:
-    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
                 
Коммуникативные УУД:
  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:
-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.
Растения – особое царство живого. Внешнее строение, органы растения. История использования и изучения растений.
Многообразие жизненных форм растений
Жизненный формы высших растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава.
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.
Основные органоиды растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.
Ткани растений.
Механическая, образовательная, покровная, проводящая, основные ткани растений – особенности строения и функции.

Тема 2. Органы растений (10 ч)
Семя, его строение и значение.
Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животный и человека.
Лабораторная работа №1. «Изучение строения семени фасоли»
Условия прорастания семян.
Вода, воздух, тепло, питательные вещества – необходимые условия прорастания семян.
Корень, его строение и значение.
Типы корневых систем, виды корней, зоны корня.
Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»
Побег, его строение и развитие.
Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные.
·
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»
Лист, его строение и значение.
Внешнее и внутреннее строение листа. Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев.
Стебель, его строение и значение
Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина. Функции стебля.
Видоизменения стебля
Видоизменения надземных и подземных побегов.
Лабораторная работа №4 «Особенности строения корневища, клубня и луковицы»
Цветок – его строение и значение.
Основные органы цветка: тычинки и пестики. Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения.
Соцветия и опыление.
Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним.
Плод. Разнообразие и значение плодов.
Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов. Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды.
Корень – специализированный орган минерального питания. Макро- и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде.
Воздушное питание растений - фотосинтез
Фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе.
Дыхание и обмен веществ у растений.
Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой.
Размножение и оплодотворение у растений.
Бесполое размножение: вегетативное и спорами. Половое размножение: оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, зигота. С. Г. Навашини его открытие двойного оплодотворения.
Вегетативное размножение и его использование человеком.
Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения. Способы вегетативного размножения используемые в с/х
Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений»
Рост и развитие растений.
Рост – количественное изменение, развитие - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)
Систематика растений, её значение для ботаники.
Бинарные названия. Заслуга Линнея. Классификация растений.
Водоросли, их многообразие в природе.
Общая характеристика водорослей. Слоевище. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.
Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных в России. Цикл развития шишек сосны.
Отдел Покрытосеменные.Общая характеристика и значение.
Покрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные.
Семейства класса Двудольные.
Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые.
Семейства класса Однодольные.
Злаки, Луковые, Лилейные.
Историческое развитие растительного мира.
Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком.
Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света.
Истрия происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква)

Тема5. Природные сообщества (4 ч)
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.
Понятие о природном сообществе. В.Н. Сукачев о структуре природного сообщества. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества
Экскурсия
«Весенние явления в жизни экосистемы»
Совместная жизнь организмов в природном сообществе.
Ярусное строение природного сообщества – надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе.
Смена природных сообществ и ее причины.
Понятие о смене природных сообществ. Причины смены. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере.






Раздел 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


П/п
№ в разделе
Наименование раздела, тема уроков
Количество часов
Дата
Домашнее
задание





План
Факт


Тема 1. Наука о растениях ботаника (4 ч)

1
1.1
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений
1


§ 1,

2
1.2
Многообразие жизненных форм растений
1


§ 2

3
1.3
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки
1


§ 3,

4
1.4
Ткани растений
1


§ 4.

Тема 2. Органы растений (8 ч)

5
2.1
Семя, его строение и значение
Лабораторная работа № 1
«Строение семени фасоли»
1


§ 5,

6
2.2
Условия прорастания семян
1


§ 6

7
2.3
Корень, его строение и значение
Лабораторная работа № 2
«Строение корня проростка»
1


§ 7

8
2.4
Побег, его строение и развитие
Лабораторная работа № 3
«Строение вегетативных и генеративных почек»
1


§ 8

9
2.5
Лист, его строение и значение
1




10
2.6
Стебель, его строение и значение
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
1


§ 10

11
2.7
Цветок – его строение и значение
1


§ 11

12
2.8
Плод. Разнообразие и значение плодов
1


§ 12

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

13
3.1
Минеральное питание растений и значение воды
1


§ 13

14
3.2
Воздушное питание растений - фотосинтез
1


§ 14

15
3.3
Дыхание и обмен веществ у растений
1


§ 15

16
3.4
Размножение и оплодотворение у растений
1


§ 16

17
3.5
Вегетативное размножение и его использование человеком
Лабораторная работа № 5
«Черенкование комнатных растений»
1


§ 17

18
3.6
Рост и развитие растений
1


§ 18

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

19
4.1
Систематика растений, её значение для ботаники
1


§ 19

20
4.2
Водоросли, их многообразие в природе
1


§ 20

21
4.3
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение
Лабораторная работа № 6
«Изучение внешнего строения моховидных растений»
1


§ 21

22
4.4.
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика
1


§ 23


23
4.5
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение
1


§ 24

24
4.6
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение
1


§ 25

25
4.7
Семейства класса Двудольные
1


§ 26

26
4.8
Семейства класса Однодольные
1


§ 26

27
4.9
Историческое развитие растительного мира
1


§ 27

28
4.10
Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света
1


§ 28-29

Тема 5. Природные сообщества (7 ч)

29
5.1
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме
1


§30

30
5.3
Совместная жизнь организмов в природном сообществе
1


§31

31
5.4
Смена природных сообществ и ее причины
1


§32

Тема 6. Итоговое повторение

32
5.1
Итоговое повторение
1




33
5.2
Итоговая контрольная работа (тестирование)
1




34
5.3
Коррекция знаний
1
















15