Рабочая программа по биологии УМК И.Н.Пономарева (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Союза
Н.А.Данюшина»


«Рассмотрена»
Руководитель ШМО __________/______________
ФИО
Протокол №_____
от «____»_________20___г.

«Согласована»
Заместитель директора МБОУ ЯСШ № 2
__________/______________
ФИО
от «____»_________20___г.

«Утверждена»
Директор МБОУ ЯСШ № 2

Приказ №_____

от «____»_________20___г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___________биологии________________
предмет (курс)
________5_________
класс
Алексеенкова Н.С., нет категории
Ф.И.О. учителя, категория




Принята на заседании педсовета школы.
Протокол от___________ №_____




2016 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Классы: 5

Количество часов:
Всего 34 часа , в неделю 1 час

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена на основе Авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)


Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане школы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). 5-й класс – 1 час в неделю (34 часа)

Раздел 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:
-    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
                 
Коммуникативные УУД:
  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:
-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Тема 1. Биология наука о живом мире (9 ч)
Наука о живой природе.
Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе биология.
Свойства живого.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы.
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы.
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа №1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
Строение клетки. Ткани
Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» (Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука)
Химический состав клетки.
Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки.
Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостного организма.
Великие естествоиспытатели.
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К.Линней, Ч.Дарвин, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов
Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире».
Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11ч)
Царства живой природы.
Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.
Бактерии: строение и жизнедеятельность. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.
Значение бактерий в природе и для человека.
Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения. Растения Кирилловского района и Вологодской области
Флора исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения эукариоты, бактерии прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Животные. Животные Кирилловского района и Вологодской области
Фауна совокупность всех видов животных. Особенности животных гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».
Грибы.Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения
· грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов Вологодской области и Кирилловского района.
Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.
Лишайники. Разнообразие лишайников Вологодской области
Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»
Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
Среды жизни планеты Земля.
Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе.
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Природные сообщества. (на примере Вологодской области)
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы пищевая цепь. Растения производители органических веществ; животные потребители органических веществ; грибы, бактерии разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России.
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках.
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах.
Условия жизни организмов в водной среде на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».
Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка.
Человек на планете Земля (6ч)
Как появился человек на Земле.
Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу.
Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.
Важность охраны живого мира планеты. (Растения и животные Кирилловского района, занесенные в Красную книгу)
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля».
Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы. Защита проектов. Обсуждение заданий на лето.
Итоговый контроль. Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Раздел 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


П/п
№ в разделе
Наименование раздела, тема уроков
Количество часов
Дата

Домашнее
задание





План
Факт


Глава 1. Биология-наука о живом мире (10 часов)

1
1.1
Наука о живой природе.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1

2
1.2
Свойства живого
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2

3
1.3
Методы изучения природы.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 3

4
1.4
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 4

5
1.5
Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5

6
1.6
Строение клетки. Ткани.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5

7
1.7
Химический состав клетки.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]6

8
1.8
Процессы жизнедеятельности клетки.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 7

9
1.9
Подведем итоги.
1




Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов)

10
2.1
Царства живой природы.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 8

11
2.1
Бактерии: строение и жизнедеятельность
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 9

12
2.3
Значение бактерий в природе и для человека.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]10

13
2.4
Растения.
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 11

14
2.5
Животные.
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]12

15
2.6
Грибы.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]13

16
2.7
Многообразие и значение грибов
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]14

17
2.8
Лишайники.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 15

18
2.9
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]16

19
2.10
Подведем итоги
1




Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

20
3.1
Среды жизни планеты Земля.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]17

21
3.2
Экологические факторы среды.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]18

22
3.3
Приспособления организмов к жизни в природе
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]19

23
3.4
Природные сообщества.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]20

24
3.5
Природные зоны России.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]21

25
3.6
Жизнь организмов на разных материках.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]22

26
3.7
Жизнь организмов в морях и океанах.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]23

27
3.8
Подведем итоги.
1




Глава 4. Человек на планете Земля (7 часов)

28
4.1
Как появился человек на Земле.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]24

29
4.2
Как человек изменял природу.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]25

30
4.3
Важность охраны живого мира планеты.
1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]26- 27

31
4.4
Защита проектов «Человек и природа»
1




Глава 5. Итоговое повторение

32
5.1
Итоговое повторение
1




33
5.2
Итоговая контрольная работа (тестирование)
1




34
5.3
Коррекция знаний
1





15