Конспект урока по ОБЖ для 7го класса на тему лесные и торфяные пожары

конспект
Проведения урока класса

Тема урока: Лесные и торфяные пожары

Учебные вопросы:
Пожарная опасность в лесу (лесные и торфяные пожары).
Причины и последствия лесных и торфяных пожаров.
Цели урока: а) Учебная: Ознакомить учащихся с лесными и торфяными пожарами, их причинами и последствиями.
б) Воспитательная: Формировать у учащихся культуру безопасного поведения при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Время: 40 минут.
Место проведения: кабинет ОБЖ.
Метод обучения: рассказ, беседа, демонстрация учебного видеофильма.
Материальное обеспечение классная доска, телевизор, компьютер, учебник по ОБЖ для 7 класса.
Литература: учебник по ОБЖ для 7 класса под редакцией Вангородского, энциклопедия ЧС, интернет – ресурсы.

План проведения занятия
1. Вводная часть –5 минут
2. Основная часть – 30 минут
а). Первый учебный вопрос – 15 минут
б). Второй учебный вопрос – 15 минут
3. Заключительная часть –5 минут









Ход занятия

Вводная часть:
Приветствие.
Проверка посещаемости по школьному журналу.
Проверка выполнения домашней работы. Подготовиться к письменной проверочной работе на оценку по прошлой теме.

Вопросы:
1. Происхождение и классификация цунами
2. Последствия цунами
3. Правила безопасного поведения при цунами

Преамбула: важность, значимость и актуальность изучаемой темы.

Основная часть занятия:
Первый учебный вопрос.
Наша страна всегда славилась неповторимыми лесами, покрывающими большую часть её территории. Кроме прочего, леса помогают бороться с бурями, ураганами, наводнениями, обвалами, селями, укрепляя почву, уменьшая разрушительное воздействие стихийных сил. Но в лесах нас может подстерегать другая беда – огонь.

Лесной пожар - неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
При сухой погоде и ветре лесные пожары охватывают большие пространства. При жаркой погоде достаточно не пройти дождям в течение 15 – 18 дней, как лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем может вызвать пожар.

В России наибольшие площади лесных пожаров отмечают на территориях:
1. Республика Саха (Якутия)
2. Амурская область
3. Иркутская область
4. Читинская область
5. Новосибирская область
6. Краснодарский край
Классификация лесных и торфяных пожаров

По характеру распространения:

Низовые
Верховые
Подземные (торфяные)

По скорости распространения огня и высоте пламени:

Слабые
Средние
Сильные

Низовые пожары наиболее распространены. На них приходится около 80 % всех случаев лесных пожаров. При таком пожаре загорается сухой травяной покров или сухая подстилка, затем огонь может распространиться на кустарник, небольшие деревца. Обычно пламя достигает высоту не более 50 см, но иногда доходит до 1,5 м. Крупные деревья от такого пожара сильно не страдают.

Верховой пожар охватывает верхний полог леса. Такие пожары наиболее опасны для леса, так как пламя охватывает кроны деревьев. Верховой пожар распространяется с довольно с довольно большой скоростью от 8 до 25 км в час. При верховом пожаре выделяется огромное количество тепла, что способствует образованию сильных завихрений воздуха над пожаром и переносу горящих частиц. Так возникают новые очаги пожаров.

Подземные пожары возникают на торфянистых почах. Такой пожар распространяется очень медленно, со скоростью 2-10 м в день, но его утешение требует огромных усилий. Характерная особенность торфяных пожаров – беспламенное горение торфа с выделением большого количества тепла. Признак подземного пожара – горячая земля и дым, выходящий из почвы.
Подземный торфяной пожар – самый сложный для тушения, так как очаг горения находится под поверхностью почвы, существует опасность провалиться и погибнуть.

Второй учебный вопрос.

Причины лесных и торфяных пожаров
Антропогенный фактор – человек, точнее его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы или отдыха. (в местах сбора грибов, ягод, во время охоты от брошенной горящей спички, от пули охотника, осколки стекла как зажигательные линзы, от непогашенных костров
Грозовые явления

Демонстрация учебного фильма о причинах возникновения лесных пожаров.

Последствия лесных и торфяных пожаров
Ущерб природной среде (повреждение деревьев, другой растительности, животных, почвы)
Массовые пожары и уничтожение объектов ( посёлки, школы, больницы, детские учреждения, жилые дома, склады и хранилища, опоры и линии связи и электропередач, мосты, c/x угодия)
Поражения и гибель людей (ожоги, травмы), уничтожение животных
Ухудшение экологической обстановки
Прекращение полётов самолётов, движений автотранспорта и других видов транспорта

Демонстрация учебного фильма о последствиях лесных пожаров.

Заключительная часть.

- Напоминаю тема урока. Лесные и торфяные пожары
- Выставляю отметки, если это необходимо.
- Подвожу итог занятия.
- Задаю конкретное домашнее задание: Изучить и запомнить материал, который прошли на данном уроке (конспект тетради, учебник за 7 класс под редакцией Вангородского – с.122, п.8.1, 8.2); законспектировать в тетради на оценку предупреждение лесных и торфяных пожаров (п.8.3), правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении (п.8.4)