План-конспект урока Открытый урок по математике «Школа 2100» Учебный предмет: математика Класс: 2 УМК: Образовательная система «Школа 2100» Тема: Чётные и нечётные числа (Урок введения нового знания)


Открытый урок по математике «Школа 2100»
Учебный предмет: математика
Класс: 2
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Тема: Чётные и нечётные числа (Урок введения нового знания)
Цель: Знакомство с понятием четные и нечетные числа.
Задачи: 
1. Познакомиться с понятием чётности – нечётности. Продолжать работу с простыми задачами на умножение, основываясь на знании смысла действия умножения и таблицы умножения числа 2. Решать простые задачи на деление, основываясь на знании взаимосвязи между действиями умножения и деления.
            2. Развивать умения сравнивать четные и нечетные числа, развивать логическое и наглядно-образное мышление, память; развивать мелкую моторику рук,
3. Пробудить любознательность и интерес к самостоятельному решению задач; вызвать интерес и выражать свое отношение к решаемым учебным задачам.          
   Этапы урока Время                                             Ход урока
I. Актуализация знаний. 7 мин 1. Организационный момент.
Здравствуйте мои друзья, садитесь на места. 
Сегодня к нам на урок пришел гость из полюбившейся вам сказки. Справитесь с заданиями, и увидите его. 
Устный счет. 
Первое задание: Работать будем в группах. 
На третьей парте каждого ряда лежат задания. Решив эти примеры правильно,  вы узнаете названия тех растений, которые занесены в Красную книгу Республики Хакасия.
- Послушайте задание: Найдите результат действия, он записан  на кружках.
- Ребята, которые сидят на первой парте, повернитесь ко второй. Теперь ребята с третьей парты подойдите ко второй парте своего ряда. 
- Переверните ответы.
- Какие слова получились? (купальница, гвоздика, прострел)
- Значит, вы решили правильно.
- Садитесь за свои парты.
- Посмотрите на экран.
- Эти растения занесены в Красную книгу Республики Хакасия.
- Оцените свою работу группой.
- Оценивать свою работу вы будете на оценочных листках. За каждый вид работы вы поставите себе знаки.
Наш герой очень любит геометрические фигуры. Обратите внимание, сколько фигур он развесил в нашем классе. А мы знаем, что любая геометрическая фигура любит, чтобы её измеряли, вычисляли её периметр и площадь. Давайте уважим фигуры. 
Девочки выберут квадраты, а мальчики прямоугольники. (Дети встают из-за парт, и каждый себе снимает  нужную фигуру со стены)
- Найдите периметр вашей фигуры. Можно ли это сразу вычислить? Почему? 
(Дети самостоятельно измеряют стороны фигур, вычисляют периметр и площадь).
 Фронтальную проверку по следующим вопросам:
- Чему равны стороны прямоугольника? (квадрата)
- Что такое периметр?
- Как его найти?
- Чему равен периметр прямоугольника? (квадрата)
Оцените свою работу. 
3. И последнее задание- веселые задачки.
3 мартышки утром рано
Ссорясь, делят 6 бананов.
Поровну и без обмана
Разделите им бананы. (2)
Паслись на лугу
По 7 коров и телят.
«Я мал, - говорит пастушок,
Сосчитать не могу,
Сколько животных всего на лугу»(14)
Тихо белочки сидели,
Дружно ягодки делили.
8 ягод было там,
По 2 ровно всем.
Поглядеть бы надо нам
Сколько белок было там?(4)
Дарит бабушка лисица,
Трем внучатам рукавицы:
 Это вам на зиму внуки, 
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте! 
Сколько всех, пересчитайте!(6)
Если знаешь ты таблицу,
На вопрос ответишь смело:
Сколько птичек невиличеНа кормушку прилетело? 
Воробьев драчливых пара,
 И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей. (10)
 Молодцы, справились с заданиями!  К нам на урок сегодня пришла Машенька. Но не просто так, а за помощью. Была она в гостях у своего друга медведя, а он только с рыбалки пришел. Много рыб наловил. Ей жалко их стало. Она тихонечко пока тот не видел, взяла их и убежала. Просит она у нас помощи, донести рыб до озера и отпустить их. Мы поможем? 
 Но не тут то было, догоняет медведь, нужно справиться с заданиями, чтобы он не догнал.  
Назовите лишнее слово.
Назовите лишний предмет. Какие из этих предметов используются только по два?
II. Сообщение нового знания. 5 мин Проблема - А все ли предметы можно разложить по 2? 
II. «Открытие» нового знания
Можно ли разложить 7варежек по две(парами)? Четверо человек к доске, возьмите себе по паре. Сколько пар получилось? Сколько варежек осталось без пары? Сколько варежек всего? Значит можно ли число 7 разделить на два? 
Работа с учебником
Задание 1 (стр. 66)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с числами, которые обладают особенным свойством, и узнаем, как они называются, выполнив практическую работу.
     - Работать будем в парах.
-  Возьмите пакет под номером 1.  Достаньте кружки.
- Разложите по два круга, т.е. парами  1 ряд – 6 красных кружков;
                                                                  2 ряд – 9 синих;
                                                                  3 ряд – 10 зеленых.
-Проверим!
- Сколько всего кружков раскладывали?
- Сколько пар получилось?
- Какое количество цветов удалось разложить парами?  (6 и 10)
- Что можете сказать про эти числа?  (Они делятся на два.)
- Уберите цветы в пакет № 1.
-  Возьмите пакет под № 2.  Достаньте кружки.
- Разложите по два кружка, т.е. парами  1 ряд   – 3 красных кружка;
                                                                   2 ряд   – 4 синих;
                                                                   3 ряд   – 5 зеленых.
- Проверим!
- Сколько всего кружков раскладывали?
- Сколько пар получилось?
     - Какое количество кружков не удалось разложить парами? (5, 7, 9)
     - Почему?  (Не делятся на 2.)
Посмотрите что получается, есть числа какие? (Которые делятся на 2 и не делятся на 2)
     - Как называются эти числа?
     - Уберите цветы в пакет № 2.  
- Обратимся за помощью к учебнику, на с. 66 прочитаем правило. 
- Поможет ли знание чётных и нечётных чисел быстро выполнять умножение и деление?
III. Формулирование темы и целей урока. 1-2 мин Формулирование темы и цели урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какую цель поставим перед собой?
Физкультминутка 2-3 мин Музыкальная пауза (гимнастика)
 IV Первичное закрепление (применяем новые знания). 10 мин Математическая сказкаОднажды в королевстве Математика произошла удивительная история. Числа, которые жили в этом королевстве, были очень дружные. Они часто ходили в гости друг к другу, собирались вместе и придумывали различные игры. Один раз они решили поиграть в такую игру: каждое число должно было разделиться на 2. Но в итоге все числа переругались и даже стали жить на разных сторонах улиц.
– Как вы думаете, что же произошло? (Не все числа делятся на 2)
– Верно, с тех пор, те числа, которые смогли разделиться на 2, стали жить на одной стороне улицы, а те, что не смогли разделиться на 2, стали жить на другой стороне.
– Давайте вместе попробуем расселить наши числа.
Задание 3. Слайд. 
Прочитайте числа от 1 до 18 называя его четность-то есть 1 –на 2 не делится, не четное, и т.д. По цепочке. 
Что заметили? 
Вывод: Четные и нечетные числа в числовом ряду чередуются.
Запиши числа от 1 до 10 в тетрадь, подчеркни те только четные. Один у доски, остальные в тетради. Самооценка по алгоритму. 
Оцените свою работу на листах .Задание № 4, с. 66.
Выполнение задания 4.
Какова цель задания? (Выполни действия)
а) умножь на 2 все четные числа в числовом ряду от 1 до 10.  Работаем с этой же записью. Расскажи, какие получились числа – четные или нечетные?(Другой ученик у доски)
б) умножь на 2 все нечетные числа в этом же ряду. Расскажи, какие получились числа – четные или нечетные?
Дети записывают в тетрадь
а)         2         4         6         8         10 
4         8         12         16         20
б)         1         3         5         7         9 
2         6         10         14         18
Делают вывод: записанные числа во второй строчке четные и нечетные.
Какое число, четное или нечетное получается при умножении любого числа на 2?
Вывод: При умножении любого числа на 2 получается четное число.
Оцените свою работу на листах. Самооценка ученика.
Удалось Машеньке убежать от медведя. Но тут прискакал к ней заяц, просит помощи, защитить от злого волка. Справьтесь с заданиями, ребята, чтобы помочь зайцу. 
Задание 5 (а) стр. 67.
Какова цель задания? Сделайте рисунок и решите задачу. Читай задачу. 
Восемь  ребят  разделились  в  группы  по  2  человека.  Сколько  групп получилось.
Это задача, ребята? О чем идет речь в задаче? Что известно? Какой вопрос? Покажите наглядно, как ребята делились на группы. 8 человек к доске. Сколько групп получилось? Запишите решение задачи? Ангелина у доски. 
Самооценка. Оцените свою работу на листах .
V. Самостоятельная работа в парах
Задание 5 (б) стр. 67
Восемь ребят разделились на 2 группы поровну. Сколько человек в одной группе?
Можно ли по нашему плану выполнить это задание? Почему? В чем отличие?
(дети самостоятельно работают по плану:разъясняют друг другу задание;
записывают решение;
взаимопроверка;
презентация результата одним учеником из пары)
Верно выполнено задание? 
Самооценка на листах. (пара получает оценку  за правильность  работы, за точность формулировок).
ФизминуткаГимнастика для глаз:
Сначала разогреем руки, растирайте ладошки. 
Положите на глаза.
Начинаем гимнастику:
Часики (влево-вправо): вправую сторону
Тик-так, тик-так, 
Все часы идут вот так. 
Тик так, тик так. 
Молоток(вверх-вниз):
Так ток, так ток, 
Так стучит молоток.
Так ток, так ток.
Колесики(круговые двидения): 
Тук так, тук так,
Вот так колесики стучат,
Тук так, тук так.
Коблучок(открываем и закрываем глаза):
Так чок, так чок,
Так стучит каблучок, 
Так чок, так чок. 
Разогреваем руки, сильно трем друг о друга ладони. 
Закрываем глаза, глаза расслабились.
V. Систематизация и повторение 7 мин Какова цель задания? 
1. Работа в парах по вариантам.
б) Задание № 6, 7, с. 67 Первые два столбика.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. 3 мин. Ответьте на вопрос, какова была цель урока? Мы справились с ней? Что узнали про числа? 
 Добралась Машенька до озера. Нужно вернуть рыб в озеро, и поскорее. Кому было все понятно на уроке, у кого было отличное настроение, отпустите в озеро розовых рыб. Кому было не все понятно-желтых  рыб. А кому было скучно и устал-могут запустить голубых.
VII. Предполагаемая домашняя работа Задания № 6, 7 (оставшиеся), 8 (по вариантам), с. 67.