Рабочая программа по предмету Музыка и движение 2 класс 8 вида (2 вариант)


Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ленинградской области «Приозерская школа-интернат, реализующая
адаптированные общеобразовательные программы»
ПРИНЯТАУТВЕРЖДЕН
на педагог. совете Распоряжение №
Протокол № от
от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Музыка и движение»
2 класс 8 вида
(2 вариант)
2016 – 2017 учебный год
Разработчик программы:
учитель Е. С. КоробковаСтруктура рабочей программы:
Пояснительная записка.
Место предмета в учебном плане.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа формирования БУД.
Содержание рабочей программы.
Тематическое планирование.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Поурочное планирование.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для учащегося 2 класса, обучающегося по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования ГКОУ ЛО «Приозерская школа-интернат, реализующая адаптированные общеобразовательные программы».
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма. Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы. Особенностью уроков «музыка и движение» является то, что в процессе их организации и проведении решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащихся.
Цель:  эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Задачи:
Подготовка детей к восприятию музыки.
Развитие эмоциональной и двигательной активности.
Формирование музыкально-ритмических движений.
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хоровых играх).
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
Особенности психофизического развития школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.
Все обучение несет практическую направленность, поэтому уроки по всем предметам помимо информационной нагрузки связаны непосредственно с жизнью ребенка, демонстрацией, а затем и тренингом по применению полученных знаний на практике. При изучении предметов широко используются межпредметные связи.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, уровня его знаний и умений, построена по принципу постепенного усложнения и увеличения объема материала, направлена на формирование знаний, умений и навыков, которые помогут учащемуся адаптироваться к окружающей среде. При разработке адаптированной программы учитывались индивидуальные особенности Смирнова Артема.
Характеристика
ученика 2 "В" класса надомного обучения
Смирнова Артема Дмитриевича 02.07.2007 г.р.
У мальчика резидуально-органическое поражение ЦНС со слабоумием и нарушением поведения, выраженное недоразвитие психических процессов, системное недоразвитие речи тяжелой степени.
Мальчик охотно вступает в контакт, проявляет заинтересованность в общении. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Но могут проявляться аффективные вспышки. Самостоятельной игры не организует. У Артема мотивация к обучению не сформирована, концентрация внимания на низком уровне, неустойчивая. Заинтересовать каким-либо видом деятельности сложно. Целенаправленная деятельность неустойчивая, отвлекается на различные предметы и звуки, неусидчив, не доводит дело до конца. Проявляет очень кратковременный интерес к игровой и продуктивной деятельности.
Понимает обращенную речь. Выполняет простые устные инструкции.
Речь односложная. Пассивный словарь беден. Косноязычие. Нарушено произношение всех групп звуков. В разговоре Артем ограничивается выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова.
У Артема наблюдается несовершенство общей моторики, неточность движений, нарушена координация движений. Затруднения проявляются при удержании равновесия. У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
У ребенка выработаны простейшие навыки самообслуживания, но они требуют коррекции. Свои физиологические процессы контролирует не всегда.
Особенности обучения
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
В основу программы образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.
Успешность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от методов и приёмов обучения. Их выбор зависит от содержания уроков, уровня возможностей детей. В процессе обучения используются игровые, наглядные, словесные, практические методы и приемы.
Наиболее уместны такие приемы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек; рассматривание картин и картинок; рассматривание пиктограмм; показ предметов, игрушек, материалов; показ процесса рисования учителем; соотнесение предметов, игрушек, картинок; наблюдения на прогулках и экскурсиях за живыми объектами и явлениями природы, предметами окружающего мира; словесные: песенка, потешка, стихотворение, чтение, рассказ, объяснение, использование художественного слова (песенка, потешка, стихотворение, чтение); практические: тактильное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и игрушек; соотнесение; упражнения; совместное рисование; особое место занимают игровые приемы: введение игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра и др.; игры с природными материалами, муляжами, игровыми аналогами предметов.2. Место предмета в учебном плане
Предмет «Музыка и движение » входит в образовательную область учебного плана ГКОУ ЛО «Приозерская школа-интернат, реализующая адаптированные общеобразовательные программы». В соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год рабочая программа во 2 классе рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году), 1 час в неделю.
Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строиться по четвертям.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Продолжительность урока – 40 мин.
3. Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный
уровень Достаточный
уровень
Учащиеся должны:
-спокойное нахождение рядом с источником музыки;
- ходьба под музыку;
- слушание музыкальных произведений и детских песен (CD и игра учителя на музыкальном инструменте);
- выполнение танцевальных движений (притопывания, повороты вокруг себя, хлопки в такт музыки);
-правильное удержание музыкальных шумовых инструментов.
Учащиеся должны:
-узнавать и напевать мелодии знакомых песен;
-слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя;
-выполнять элементарные движения с предметами;
-выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (топающий шаг, пружинка, галоп, притопы одной ногой, поочередное выставление ноги вперед на пятку);
-узнавать и показывать музыкальные инструменты (погремушки, барабан, дудочка, маракасы, бубен, колокольчики), выбирать их из других предложенных;
-соотносить реальный предмет (музыкальный инструмент) с егоизображением;
-проявлять желание подыгрывать учителю на шумовых инструментах;
-название и содержание 3-4 песен
Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего обучения. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения программы и служит основой разработки программ учебных дисциплин, реализуется как в процессе всей учебной так и внеурочной деятельности. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.
Группа
БУД Учебные действия и умения Виды заданий на уроке Способы оценки
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока. Наглядные - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы. «Найди свою парту»
« Покажи свое рабочее место»
2. Формирование учебного поведения: - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы. «Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
(физкультминутки, динамические паузы)
«Знакомство с книгой»
«Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого; - умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 3. Формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени, Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы. «Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Бусины и ниточки», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»
- от начала до конца, - с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Умение следовать инструкции педагога. Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр. Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».
5. Содержание программы
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся  являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).
Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.
Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся на уроках «Музыка и движение» предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: трещотки, баночки с сыпучим материалом и т.п.
На музыкальных  уроках дети обучаются разнообразным ритмичным движениям, соответствующим характеру звучания музыки:
 - ходьба в разном темпе;
- бег по кругу;
- бег с предметом;
- подскоки на месте;
- приседания с поворотами вправо и влево и др.
Музыкальные игрушки, детские самодельные музыкальные инструменты также широко используются на уроках.
Большое значение в ходе уроков придается коррекции эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности следует учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида муз деятельности на др. (пение на ритмичные упражнения, движение на слушание и т.п.).
Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально – ритмических упражнений и понимания учащихся.  Мелодии песен должны быть простыми, а тексты – ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития учащихся. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений  детей о музыкальных произведениях. Они слушают и эмоционально реагируют на музыку разного характера, с помощью учителя используя вербальные и невербальные средства общения, объясняют услышанное.
Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения, направленные на развитие тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Программа по предмету включает три раздела: «Слушание и пение», «Музыкально-ритмические движения», «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание и пение.
Обучение учащихся пропеванию под музыку своих имен. Обучение слушанию и пропеванию попевок, песенок с различной интонацией, динамической окрашенностью, сочетания пение с мимикой и пантомимикой (обыгрывание в движении текста попевки).
Слушание и различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов и т.д.
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, металлофон. Выбор такого же музыкального инструмента или его изображения на картинке. Название инструмента.
Привлечение учащихся к слушанию детских аудиокниг с иллюстрациями.
Совместное слушание сказок, записанных на аудиокассеты.

Музыкально-ритмические движения.
Обучение движениям на перестроение в пространстве зала, простейшим движениям, которые выполняются в соответствии с характером музыки (быстро, медленно). Игры под музыку, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег, подпрыгивания, сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками.
Обучение простейшим музыкально-ритмическим играм, а также хороводные игры, основанные на потешках.
Движения под музыку по «тропинкам», выложенным из веревок, по следочкам, по сенсорным дорожкам.
Совместные с учащимися музыкальные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание.
Обучение учащихся ориентировке в пространстве в ходе музыкальных игр: имитация действий хорошо знакомых сказочных персонажей.
Игра на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Формирование начальных навыков игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещетках, колокольчиками и др.
Обучение сопровождению игры на музыкальных инструментах движениями, подпеванием и подыгрыванием на барабане, дудочке, маракасе и т.д. Формирование у учащихся навыков игры на самодельных музыкальных инструментах.
6. Тематическое планирование
Раздел Тема раздела Количество часов
всего 1 чет 2 чет 3 чет
4 чет
1 Слушание и пение
15ч 3ч 3ч 5ч 4ч
2 Музыкально-ритмические движения
11ч 2ч 3ч 3ч 3ч
3 Игра на музыкальных инструментах
7ч 3ч 2ч 2ч -
Всего 33ч 8ч 8ч 10ч 7ч
7. Система оценки достижения планируемых результатов
Во втором классе со второго полугодия оценка обучающихся по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
8. Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.
Технологии обучения:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к ин информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
5) Гуманно – личностная технология (с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим сотрудничеством).
Основными видами деятельности учащихся на уроке являются:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося.
Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении. В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Методы и формы обучения:
обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;
процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;
детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое;
большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;
обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Методы и приемы работы:
наглядно – слуховой (аудиозапись, игра на музыкальных нструментах);
зрительно – двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен: показ учителем действий,отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
совместные действия ребенка со взрослым;
подражание действиям взрослого;
жестовая инструкция;
собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
Методы обучения:
Метод мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др. Метод формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.Метод обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Метод контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций. Поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.Учебно-методический комплекс.
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.- 480 с.

2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика
/Под редакцией Е.А.Медведевой/ Издательский центр» Академия» 2002.
3. Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной едостаточностью. Спб., КАРО, 2007г.
Музыкальный материал (MP3):
«Веселые матрешки» (детский хор)
«Баю - бай» (видеоклип)
«Во салу ли, в огороде» (русс. нар. песня)
«Солнышко родное» (ансамбль «Ладушки»)
«Игра с лошадкой» (инструментальная мелодия)
«Песенки для детей № 1» (музыкальный альбом)
«Музыка с мамой» (музыкальный альбом Е.Железновой)
«Воробьи и автомобили» (музыкальная игра)
«Котика поймали» (песенка - игра)
«Пальчики - ручки» (пенка - игра)
«Полька» (инструментальная музыка)
«Похлопаем в ладоши» (песенка)
«Тихие и громкие колокольчики» (инструментальная музыка)
«Корабль игрушек» (музыкальный альбом)
«Колыбельная» (ВИА «Верасы»)
«Веселый хоровод»
«Чудо - чудеса» (песенка)
 «А у меня, а у тебя» (песенка - игра)
 «У оленя дом большой» (песенка - игра)
 «Зайка серенький сидит» (песенка - игра)
«Мишка косолапый» (песенка - игра)
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
- детские музыкально-шумовые инструменты (колокольчик, дудочка, барабан, бубен, погремушки, ложки, маракасы),
- игрушки для музыкальных игр, танцев и упражнений (платочки, флажки, ленточки, мишура, мячики),
- мягкие игрушки, резиновые игрушки, набор мелких игрушек для «волшебного мешочка»,
- ноутбук с аудио и видеозаписями,
- звуковые игрушки, книжки, картинки,
- учебно – наглядный материал.
Литература:
1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
2. Музыкальная гимнастика для пальчиков. (Составитель М.Ковалевская) СПб, 2007г.
3. Музыкальная ритмика. – Т.А.Замятина, Л.В.Стрепетова. Изд.» Глобус» 2009г.
4. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Л.М.Шипицына. Спб., Изд. «Дидактика Плюс».2002г
5. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., Изд.«Речь».2003г.
6. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина. Москва, «Просвещение» 1986г.
9. Тематическое планирование
по предмету «Музыка и движение»

урока Дата Тема Тип
урока Технологии Цели урока Виды деятельности Планируемые результаты Формы и виды
контроля
План Факт Предметные БУД 1 четверть – 8 часов
Слушание и пение
1 «Как нас зовут» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеОбучение пропеванию под музыку своих имен Слушание музыки Эмоционально откликаться на музыку, попевать учителю Формирование учебного поведения:
направленность взгляда на говорящего взрослого
Индивидуальная, наблюдение
2 «Звуки природы» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеОбучение узнаванию разнообразных звуков природы (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей) Слушание и узнавание Уметь различать разнообразные звуки природы Индивидуальная, наблюдение
3 «Динамические оттенки» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеРазвитие восприятия средств музыкальной выразительности Слушание Уметь различать тихое и громкое звучание музыки Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
Игры на музыкальных инструментах
4 Ударные инструменты.
Барабан. Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование навыков игры на барабане Музыкально-дидактические игры на музыкальных инструментах Уметь определять на слух звучание барабана и уметь играть на нем Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
5 Дудочка, свистулька Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование навыков игры с музыкальными игрушками Музыкально-дидактические игры с музыкальным игрушками Уметь играть с дудочкой и свистулькой, узнавать их звучание. Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
6 Ударно-шумовые инструменты.
Бубен. Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование навыка игры с бубном. Игра на музыкальных инструментах
Упражнения на создание ритмического рисунка Уметь играть с бубном, узнавать его звучание Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
Музыкально-ритмические движения
7 «Заинька, попляши…» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умений и навыков движения по текстам песенок Игра-импровизация с музыкальным сопровождением Уметь выполнять элементарные движения под музыку (топать ногами, кружиться, ходить по кругу за учителем) Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
8 «Прогулка под зонтиком» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умений и навыков движения под музыку Музыкально-ритмич. упражнения под музыку Уметь выполнять элементарные движения под музыку сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками Индивидуальная, наблюдение
2 четверть – 8 часов
Слушание и пение
9 «Отгадай» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование представления о различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов Слушание аудиокассет
Уметь узнавать и выбирать такой же музыкальный инструмент Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
10 «Репка» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умения слушать аудиозапись
Слушание, игра Уметь слушать аудиокассеты Индивидуальная, наблюдение
11 «Песенки для детей» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умения слушать и подпевать с разными интонационными и динамическими характеристиками
Слушание и подпевание Развивать желание подпевать учителю Индивидуальная, наблюдение
Игры на музыкальных инструментах
12 «Громко-тихо» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование навыка игры на самодельных музыкальных инструментах (ложки) Музыкальная игра Уметь стучать ложками то тихо, то громко в такт музыке Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
13 «Веселый паровозик» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умения создавать ритмический рисунок с помощью «звучащих жестов» Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов» Уметь создавать ритмический рисунок Индивидуальная, наблюдение
Музыкально-ритмические движения
14 «У оленя дом большой» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умений и навыков движения в такт музыки Музыкально-ритмич. упражнения Выполнять элементарные движения под музыку (топать ногами, хлопать в ладоши, приседать) в такт музыки Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
15 «Воробьи и автомобили» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умений и навыков движения в такт музыки Музыкально-ритмич. упражнения Выполнять элементарные движения под музыку Индивидуальная, наблюдение
16 «Танец снежинок» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умений и навыков движения в такт музыки Музыкально-ритмические игры Уметь слушать, подпевать, выполнять движения под музыку с шумовыми игрушками и без них. Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
3 четверть – 10 часов
Слушание и пение
17 «Ох, мороз, мороз» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеПознакомить с музыкальными произведениями по теме «Новый Год» Слушание, подпевание Уметь слушать и подпевать Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
18 «Елочка» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеРазучивание песенки про елочку Слушать и уметь подпевать Уметь слушать и подпевать Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
19 «Ох, мороз, мороз» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеУпражнения на имитационные движения по подражанию Дидактическая игра Уметь подпевать и передавать в движении различные ощущения Индивидуальная, наблюдение
20-21 «Детские попевки» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умения слушать и пропевать попевки с различной интонацией Слушание и подпевание Слышать смену характера музыки
Индивидуальная, наблюдение
22 «В стране сказок» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеПрослушивание сказок «Колобок», «Три медведя» в аудиозаписи. Слушание сказок в аудиозаписи Уметь слушать сказку в аудиозаписи Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
Музыкально-ритмические движения
23 «Колобок» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормировать умение подражать движениям животных по сказке «Колобок» Дидактическая игра Уметь подражать движениям животных Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
24 «Большие ноги шли по дороге» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умений и навыков движения под музыку (шаг широкий, семенящий)
Музыкально-ритмич. упражнения Уметь двигаться под музыку разным шагом и темпом Индивидуальная, наблюдение
Игры на музыкальных инструментах
25 Трещотки, колокольчик. Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умения игры на самодельных музыкальных инструментах Игра на музыкальных инструментах Уметь играть с трещотками и колокольчиками Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
26 Маракасы. Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умения игре на маракасах Игра на музыкальных инструментах Уметь играть с маракасами Индивидуальная, наблюдение
4 четверть – 7 часов
Слушание и пение
27 «Весна-красна» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеПознакомить с музыкальными произведениями по теме «Весна» Слушание музыкальных произведений Уметь слушать, подпевать Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
28 Музыка веселая и грустная Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеУпражнения на развитие восприятия средств музыкальной выразительности
Слушание и подпевание Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
29 «Теремок» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеПрослушивание сказки в аудиозаписи Слушание сказок в аудиозаписи Уметь слушать сказку в аудиозаписи Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
30 «Весенняя песенка» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеФормирование умения подпеванию Разучивание песенки Уметь подпевать Индивидуальная, наблюдение
Музыкально-ритмические движения
31 «Танец гномиков с фонариками» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеРазучивание танцевальных движений с фонариками Движения под музыку Уметь выполнять движения с фонариками в руках под музыку
Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога
Индивидуальная, наблюдение
32 «Вот как мы умеем!» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеРазучивание танцевальных движений с фонариками и подпеванием Движения под музыку Уметь выполнять движения с фонариками в руках под музыку с одновременным подпеванием Индивидуальная, наблюдение
33 «Здравствуй, лето!» Комплексный Развивающие, игровые, здоровьесберегающиеОбобщить полученные знания за год Игра Закрепить полученные знания за год Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога Индивидуальная, наблюдение
Лист корректировки