Статья. Лесные пожары и экологическое воспитание детей


УДК 630.181
ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Позднякова В.В.
МАУ ДОД Детский эколого-биологический центр
г. Хабаровск, пер. Ремесленный, 3
ecoctnter.khv@mail.ruFOREST FIRES AND ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN
Pozdnjakova V.V.
Children's ecological and biological center. Habarovsk, lane Remeslennyj, 3
ecoctnter.khv@mail.ruАннотация
Рассмотрены вопросы экологического воспитания подрастающего поколения на примере отношения населения к лесным пожарам. Затронуты проблемы охраны лесов от лесных пожаров. Приведены примеры отрицательного их влияния на окружающую среду в целом и человека в частности.
Annotation
The problems of environmental education of the younger generation on the example of public relations to forest fires. The problems of the protection of forests from fires. Examples of their negative impact on the environment in general and human beings in particular.
За годы своего существования у человечества по-разному складывались отношения с природой: от страха перед природными явлениями до осознания себя царем природы, когда целью взаимодействия с природой являлось удовлетворение тех или иных потребностей человека. Однако сейчас, когда количественные изменения по разрушению экологического равновесия переходят в качественные, мы все больше приходим к пониманию, о неразрывной связи человека и природы. Человек не властелин, не царь природы, призванный покорять ее, властвовать над ней, а лишь один из видов ее обитателей, жизнь которого протекает по природным законам.
Именно поэтому столь остро встают вопросы экологического воспитания  – целенаправленного процесса формирования ответственного отношения к окружающей природной среде.
Новое мировосприятие, необходимость которого становиться все более очевидным, должно быть достоянием не только отдельных групп исследователей, общественных организаций, но и каждого конкретного человека, начиная с самого юного возраста. Поэтому экологическое воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.
В настоящее время у населения в целом, все еще преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по сохранению природы. Возьмем к примеру, лесные пожары. Далеко не многие обращают внимания на ставшие почти дежурными фразы, звучащие в средствах массовой информации каждое лето: «На 11.07.2016  на территории Российской Федерации действовало 95 лесных пожаров на площади 28 878 га, в том числе: Республика Бурятия-24 пожара; Забайкальский край - 19 пожаров и т.д.»[2]. Меняются даты, количество, площади пожаров, сам же факт их возникновения остается неизменным уже на протяжении ни одного десятка лет.
На территориях с повышенным фоном пожарной опасности вводятся пожарные режимы и чрезвычайные ситуации, на борьбу с возникающими пожарами бросаются огромные технические, финансовые и людские ресурсы. Однако ситуация почти не меняется. И в очередной раз, после прошедших выходных мы читаем в сводках: «По информации региональных диспетчерских служб лесного хозяйства только за выходные  на территории России возникло более 100 лесных пожаров».
Особенно прискорбно, что из-за неосторожного обращения с огнем страдают и особо охраняемые территории (ООПТ). Так, к примеру, только по состоянию на 11.07.2016 на территории ООПТ Российской Федерации действовало 8 пожаров (ГПЗ Джергинский, ГПБЗ Баргузинский, «Заповедное Прибайкалье», «Ленские столбы», ГПБЗ Сохондинский, национальный парк «Алханай») [2]. А ведь это особо охраняемые территории, на которых мы пытаемся сохранить все уникальные виды флоры и фауны нашей родины.
Так в чем же дело, почему не срабатывают призывы быть осторожными при обращении с огнем, разведении костров, выжигании сухой травы и т.д. Почему 80 процентов всех пожаров возникает по-прежнему по вине человека?
В недостаточной осведомленности о последствиях? В равнодушии к родной природе? В плохом воспитании?
Наверное, все вместе. Мы действительно довольно отстраненно воспринимаем подобную информацию, если дело не касается лично нас, и слабо представляем последствия, которые несут нам лесные пожары.
Общеизвестный факт, что во время пожаров выгорают огромные лесные массивы, на восстановление которых уйдет не один десяток лет. Исчезает лес, исчезает и множество его обитателей, для которых лес был единственным домом. И это только вершина айсберга. Гибель деревьев и кустарников является причиной повышения уровня подземных вод, что в свою очередь приводит к потопам, так как гибнут корни деревьев, питающиеся ими. Например, Бангладеш стал страдать от больших наводнений каждые четыре года в результате исчезновения лесов у подножия Гималаев. Ранее наводнения происходили не чаще двух раз в сто лет.[1].
На территориях оставшиеся без леса тонкий плодородный слой почвы с легкостью вымывается выпадающими осадками. Идет опустынивание территории. Тем самым нарушается экологической баланс целой системы.
Не только лес и его обитатели страдают от лесных пожаров, подчас разбушевавшуюся стихию остановить очень трудно, и в результате выгорают целые деревни, расположенные в непосредственной близости с лесом, гибнут люди.
Горожане тоже зачастую испытывают весь комплекс негативных последствий, так как при пожарах атмосфера наполняется дымными массами. В их состав входят опасные вещества, такие как угарные и углекислые газы, окись азота. Эти выбросы, приравнивающиеся к переработке сожженной нефти, приводят к осложнению различных заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем [3]. Некоторые специалисты считают, что это влияние еще шире и опаснее. Попадая в кровь, угарный газ преобразуется в карбоксигемоглобин, который влияет на все виды тканей. Под удар попадают зрение, почки, печень, легкие, сердечнососудистая система,  часто возникают неврологические заболевания [4].
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо не просто охранять лес и оперативно тушить возникающие пожары, нужно привлечь к данной теме максимально возможное внимание. И начинать нужно с детей, ведь именно за ними будущее.
Планомерно, начиная с детского сада, необходимо рассказывать детям о вреде и опасности лесных пожаров. Детям младшего возраста целесообразно представлять материал через сказки, картинки, и другие средства визуального и эмоционального восприятия.
В старшем возрасте информацию о лесных пожарах, особенно цифровую необходимо подкреплять сравнительным анализом. Например,
Ежегодно в России регистрируется от 10 тыс. до 35 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 500 тыс. до 2 млн 500 тыс. га. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). 2млн.500 тыс.га[5]- это 25000 км2 , что сравнимо по территории с такими странами, как Израиль (26900 км2), Македония (25333 км2), или Словения (20253 км2).
Такое сравнение помогает показать весь масштаб бедствия: «За один пожароопасный сезон сгорела целая страна».
Важно донести до детей, что они несут ответственность за происходящее даже в том случае, если не поджигали сами. К примеру, брошенная в лесу стеклянная бутылка может послужить источником пожара, в процессе нагревания солнечными лучами сработав как линза. Что уж говорить об окурках и непотушенных кострах.
Кто-то может возразить: «Я не курю, я бутылку не бросал». Но ты и не убрал, не забил тревогу, не остановил нарушителя, а значит, ты тоже причастен к происходящей экологической катастрофе.
Большую роль в деле экологического воспитания, помимо школы, могут играть различные организации дополнительного образования детей. Даже танцевальный или театральный коллектив, поставив сценку или танец на данную тему, может привлечь внимание к проблеме. В этом случае, обращаясь к слушателям, мы дополнительно задействуем визуальные и эмоциональные стороны восприятия, что может оставить в душе ребенка или взрослого, куда больший эффект, чем вся сухая статистика.
Не забываем и юных художников. Листовки, нарисованные детьми, как показывает практика, вызывают значительно больший интерес, чем сухие плакаты из типографии.
Давайте же не оставаться равнодушными, будем действовать совместно, планомерно, и постоянно, а не время от времени. Тогда ситуация начнет меняться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Влияние вырубки лесов на мировую экологию и меры по их спасениюИсточник:  http://greenologia.ru/eko-problemy/vyrubki-lesov.htmlНовости с сайта Авиалеесоохраны. http://aviales.ru/popup.aspx?news=3199Причины возникновения лесных пожаров http://protivpozhara.ru/obschee/prirodnye/vozniknovenie-lesnyxПоследствия от лесных пожаров 2015 году в Бурятии признали нарушением прав человека http://vt-inform.ru/news/138/91133Подробнее на ТАСС:http://tass.ru/info/1121375