Методика и классификация подвижных игр в ДОУ


Подвижная игра - одно из важнейших средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Физическое воспитание.
В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях (бег, прыжки, лазанье ит.д.). Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благоприятное влияние на психическую деятельность детей. Оздоровительный эффект усиливается, если подвижные игры проводятся на свежем воздухе. Умственное воспитание. Дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают
пространственной терминологией, познают окружающий мир. В процессе игры, активизируется память, представления, развивается мышление, воображение.
Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся анализировать своидействия и действия товарищей. Пополняется словарный запас, активизируется иразвивается речь.
Нравственное воспитание.
Дети учатся действовать в коллективе, подчинятся общим требованиям, сознательновыполнять правила. В игре формируется воля, честность, дисциплинированность,справедливость.
Эстетическое воспитание.
Дети познают красоту движений, развивается чувство ритма. Дети овладеваютпоэтической образной речью.Трудовое воспитание.
Дети учатся самостоятельно, сообща приносит, раскладывать и убирать игровыепособия, атрибуты.
Классификация П/И
П/игры делятся на элементарные и сложные.
Элементарные игры в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные.Сюжетные игры - имеют готовый сюжет, игровые действия, роль, которуювыполняет ребёнок и, твёрдо зафиксированные правила, направленные на:1. уточнение хода игры;
2. регулируют поведение детей.
Этого вида игры используются во всех возрастных группах, но особенно популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные игры типа «ловишек» , перебежек, не имеют сюжета, образов, носходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровыхдействий всех участников. Эти игры содержат интересные, конкретные двигательныезадания и требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости,ориентировки в пространстве.
Т.ж. существуют игры - эстафеты, игры - забавы, аттракционы, где двигательныезадания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.К сложным играм относятся спортивные т.к. городки, бадминтон, настольныйтеннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В дошкольном возрасте используются только элементы этих игр, и дети играют по упрощённым правилам.
Характеристика П/И
Подвижные игры различаются:
1) по двигательному содержанию (с бегом, прыжками, метанием, ходьбой);
2) по степени физической нагрузки:

а) большой подвижности ( игры в которых одновременно участвует вся группадетей и построены в основном на таких движениях, как бег и прыжки);
б) средней подвижности (называют такие в которых т.ж. участвует вся группа,но характер движения относительно спокойный (ходьба, передача предметов)или движения выполняются по подгруппам);
в) малой подвижности (движения выполняются в медленном темпе, к тому жеинтенсивность их незначительна).
по сложности движений;
по содержанию сюжета;
по количеству правил и ролей;
по количеству соревновательных элементов и словесного сопровождения;
по характеру взаимоотношений между играющими детьми.
Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность П/И, нужна для того, ч.б. внести разнообразие, поддержать интерес к игре, но главное совершенствовать движение, воспитывать физические качества. Варьируя П/И нельзя менять сюжет и композицию. Но можно:
увеличить дозировку (по времени, расстоянию);
усложнить двигательное содержание ( вести новые виды движений, изменить темп движений);
изменить расположение играющих детей на площадке;
изменить сигнал;
провести игру в необычных условиях;
усложнить правила.
Подготовка воспитателя для проведения П/И
Знать содержание игры
Определить цель игры
Выделить правила
Подготовить атрибуты
Продумать приёмы выбора на главную роль Это может быть:
поощрение;
волшебная стрелочка;
считалочка;
очерёдность;
инициатива детей (старшая группа);
жеребьёвка (подготовительная группа).
Планирование П/И
Одна и та же игра ( например: Воробышки и кот) проводится 3 - 4 раза в неделю и повторяется в течении следующих 2-3 недель. Затем перейти к другой игре. Через некоторое время снова вернуться к игре «Воробышки и кот», но уже в других вариантах. К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.
На прогулку первой половины дня, планируется 1 - 2 п/игры + игровые движения + спортивные упражнения или спортивная игра. Еженедельно проводится 12-13 подвижных игр. На каждую неделю планируется новая игра.
Методика проведения П/И в младших группах.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъём.
Приёмы : пособие, атрибуты, игрушки, художественное слово, песенка, рассказ;
распределение ролей;
-расстановка по местам атрибутов;
название игры.
Главную роль в игре берет на себя воспитатель. Содержание и правило игры воспитатель объясняет и уточняет в ходе игры. Если есть текст, целью разучивать его не
ставится.
Руководство игрой.
Все движения в младших группах воспитатель обговаривает словами по ходу игры. Чтобы не падал у детей интерес к игре, воспитатель побуждает детей к действию, поощряя их.
Темп игры умеренный. Повтор 3-4 раза. Длительность игры 6-8 мин.
В конце игры подводится анализ поощрительного характера.
Методика проведения П/И в средней группе.
Опыт у детей богаче. Содержание игр усложняются.
Сюжетная игра.
Используется словесный метод — объяснение. Оно требует от воспитателя серьёзной подготовки. Речь воспитателя должна быть эмоционально - выразительной, умение интонацией выделить главное. Пробудить у детей интерес к игре, задать соответствующий темп.
В ходе игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая осознаниюправил, формированию двигательных навыков.
Несюжетная игра.
Объяснение должно быть кратким, точным, выделить игровые правила, сигнал.Объясняя игру важно раскрыть последовательность игровых действий, указать месторасположение играющих, игровых атрибутов, используя пространственнуютерминологию с ориентировкой на предмет.
Объясняя игру, воспитатель не должен отвлекаться, делать замечания детям. Затем с помощью вопросов выяснить, как дети поняли правила.
В некоторых случаях воспитатель проводит предварительную работу (показ видео, рассматривание картин, беседа).
Объясняя игру, воспитатель формирует у детей организационное поведение, волевые качества, определяет ход игры, последовательность действий играющих, их взаимоотношения. Воспитатель уточняет у детей имеющие у них представления, понятия, будит активность мыслей, формирует интерес к игре, требует точного выполнения правил.
Воспитатель продумывает распределение ролей, предвидит возможные конфликты, предотвращает нежелательные поступки детей.
Дав сигнал к началу игры, воспитатель может не принимать непосредственногоучастия в ней, а только наблюдать за её ходом. В другой раз, воспитатель берет на себяроль ведущего, для того ч.б., активизировать действия пассивных и малоактивных детей.
Но не зависимо от места воспитателя в игре, он всегда должен быть объективен и справедлив в оценке игровых действий детей.
Игра прерывается только в исключительных случаях. Главная задача воспитателя стимулировать двигательную активность детей, обеспечить высокую моторную плотность игры, поэтому каждое слово воспитателя должно, быть продуманным, точным, веским, лаконичным. В конце игры подводится анализ. Воспитатель должен привлекать детей к анализу игры.
Методика проведения игр, в старших группах.
Используется более сложные движения, перед детей ставятся задачи, мгновенно
реагировать на изменения игровых ситуаций, проявлять смелость, сообразительность, сноровку, смекалку, творчески решать двигательные задачи.
Разучивание игр происходит по этапам.
На I этап. Необходимо уделить внимание объяснению игр. В массовой практике, воспитатель пользуется ситуативной речью. Например: игра «Перебежки»
«Дети, сейчас вы встанете в 2 шеренги, друг против друга на сигнал 1 - 2-3 - беги, вы побежите вперёд, до шнура лежачего по середине зала, и остановитесь точно около него, напротив друг друга. Выиграют те дети, которые остановятся точно около шнура и ровно построятся в шеренгу. Объясняя игру, воспитатель отмечает, где и как будут расположены играющие, атрибуты и обращает внимание на направление передвижения и важно в объяснении
использовать пространственные терминологии.
Применение воспитателем пространственной терминологии помогает детям уточнение игровой ситуации, осознанию практических действий, ориентировки в пространстве. Иногда объяснение игры целесообразно дать в виде небольшого рассказа, в который, пространственная терминология и игровые правила полностью объясняются.
Игра требует от воспитателя, целесообразного использования слова, чёткости, выразительности, умения интонацией выделить главное, пробудить интерес и задать ей
соответствующий темп. Перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизация ориентировок. Объясняя игру, воспитатель обращает внимание детей, на важность выполнение игровых правил.
Правило предусматривает строгое соблюдения сигналов. Для развития у детейбыстрой реакции на сигнал, целесообразно его давать в разном темпе, ритме. Это приучает детей к вниманию, торможению своих действий, сдержанности.
Задача воспитателя заключается в систематическом повышении умственнойактивности детей в игре, путём усложнения заданий, правил.
При подводе итогов игры, воспитатель анализирует поведение детей, указывает, кто из них хорошо выполнял правила, кто и почему не выполнял их.
Воспитатель оценивает умение детей занимать всё пространство, умениепередвигаться в заданном направлении, по возможности самостоятельно ориентируясь в игровой ситуации. Если дети нарушают установленные правила, воспитатель делаетуказания помогающие осознанию их. Важным в организации проведения игры является поощрение детей. Воспитатель старается подбодрить детей, которые затрудняются в выполнении правил. Повышение интереса к игре и её результата способствует внесенияэкспериментального соревнования в игре, сначала между несколькими детьми, потом между командами.
На II этапе. При неоднократном проведении игры, детям предлагается вспомнить и рассказать её содержание, правила. Детям даётся план - схема, по которой они рассказывают, где стоят дети, как они расположены, где находится ведущий, в какую сторону можно бежать и т.д.
На III этап. Воспитатель привлекает самих детей к составлению новых вариантов
игры.