План урока по истории Казахстана тема Казахстан в эпоху бронзы


Урок № 5
Дисциплина «История Казахстана»
Ф.И.О. преподавателя: Коликова Ольга Юрьевна
Тема занятия:Казахстан в эпоху бронзы.
Тип и вид занятия: КЗ (комбинированное занятие).
Цель занятия:составить представление о развитии орудий труда, культуре в эпоху бронзы. Сформировать знания у учащихся при изучении Общей характеристики и археологических памятников эпохи бронзы.
Задачи:
Образовательная: способствовать усвоению знаний студентами о развитии орудий труда, периодах, особенностях, исследованиях, стоянках эпохи бронзы.
Воспитательная: создать условия для воспитания характера исследователя у каждого студента.
Развивающая: создать условия для отработки навыков выявления причинно-следственных связей, восстановление взаимосвязи между историческими явлениями и умением давать характеристику историческим периодам.
Ожидаемые результаты:
Студенты должны понимать: развитие труда и разделение труда, особенности эпохи бронзы.
Студенты должны иметь ценностные установки: быть уверенным в себе и в своих возможностях, уважительно относиться к историческому прошлому.
Студенты должны уметь: правильно делать выводы, реально оценивать свои возможности и уважительно относиться к мнению других.
Межпредметная связь: География, Обществознание.
Комплексное учебно-методическое обеспечение:Лекционный конспект, учебник М.К. Козыбаев История Казахстана 10 класс, смартподиум, интерактивная доска, карта по истории Казахстана «Казахстан в эпоху бронзы», презентация на тему: «Общая характеристика и археологические памятники эпохи бронзы. Хозяйство, общественный строй и жизнь племен в эпоху бронзы».
Компетенции: БК 1. Проявлять самостоятельность мышления, способность к решению проблем.
Формирование ключевых компетенций: Общекультурная компетенция: осознание роли истории в познании окружающего мира и его устойчивого развития.
Коммуникативная: быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству со студентами.
Учебно-познавательная: планирование, обработка, анализ информации, применение полученной информации на практике.
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Мобилизующее начало урока. 2 мин.
- Проверка по списку и готовности к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация пройденного материала. 10 мин.
1. Каковы достижения людей в области изготовления орудий труда в эпохи мезолита и неолита? В связи с чем меняется форма каменных орудий труда в эпоху неолита? Какие новые материалы стали использовать для изготовления орудий труда в эпоху энеолита?
2. Дайте характеристику производящего типа хозяйства. Объясните, почему человек наряду с потребляющим типом хозяйства стал развивать производящий тип.
3. Охарактеризуйте особенности ботайской культуры эпохи энеолита.
4. Запишите в тетради названия археологических памятников периодов мезолита, неолита и энеолита, которые находятся на территории Казахстана.
5. Как вы полагаете, при сохранении природно-климатических условий в переходный период от палеолита к неолиту возможно ли было сохранение матриархального строя?
6. Используя дополнительный материал, подготовьте доклад на тему "Казахстан в каменном веке".
3. Усвоение нового материала. 17 мин.
План:
1. Исследование и периодизация эпохи бронзы.
2. Бронзовый век на территории Казахстана.
4. Археологические памятники эпохи бронзы.
Объяснение нового материала по истории Казахстана.
Работа сзаданиями:
1. Задание №1.«Заполните пропуски».
2. Задание №2 «Расставьте правильно»
3.Задание №3 «Решите терминологический кроссворд»
4.Задание №4 «Запишите себе в тетрадь достижение людей в области изготовления орудий труда периода неолита и мезолита».
4. Закрепление нового материала. 5мин.
1.. Тест по теме урока
5.Обобщение и систематизация знаний. 5 мин.
6.Подведение итогов урока. 2 мин.
7. Рефлексия. 2 мин.
8. Домашнее задание. 2 мин.
ХОД УРОКА:
Казахстан в эпоху бронзы
 Периодизация бронзового века
В эпоху бронзы (2-1 тыс. до н.э.) у племён, населявших территорию Казахстана, произошла перестройка всей первобытной экономики. Ведущими отраслями хозяйства становятся пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие.
Палеоэкономика этого периода включала в себя такие отрасли, как горнодобывающая, металлургическая, литейная. Вспомогательными непроизводящими отраслями оставались охота, рыболовство, домашние ремёсла.
Дальнейший процесс развития древних людей способствовал появлению более усовершенствованных орудий труда, предметов быта и т.п. Сравнительный анализ техники изготовления изделий, архитектурных особенностей жилищ и надмогильных сооружений, погребальных обрядов, керамических комплексов и т.п. позволил учёным выделить несколько вариантов в так называемой андроновской культурно-исторической общности
Андроновская культура - самая крупная культура эпохи бронзы, распространенная от Енисея до Урала. Первые памятники андроновской культуры обнаружены у села Андроновоблиз города Ачинска в Южной Сибири.
Первые попытки хронологии и периодизации памятников эпохи бронзы были сделаны М.П. Грязновым в 1930г. Он выделил три этапа: ранний, средний и поздний. Учёный считал, что в эпоху ранней бронзы Минусинские степи представляли собой окраины андроновской культуры, в которую входили степной Казахстан, Западная и Восточная Сибирь. На втором этапе встречаются характерные для Казахстана бронзовые изделия.
В 1948 г. К.В. Сальников предложил более конкретную, трёхступенчатую периодизацию, разделив эпоху бронзы на этапы: федоровский (18-16 вв. до н.э.); алакульский (15-12 вв. до н.э.); замараевский (12-8 вв. до н.э.).'
Целенаправленное и плановое археологическое исследование Центрального Казахстана связано с организацией археологической экспедиции в 1946 г. Её организатором и руководителем был А. Маргулан.
В 1953 г. К.А. Акишевым была разработана периодизация и хронология памятников эпохи бронзы Центрального Казахстана. Ранний этап, соответствующий фёдоровскому, получил название «нуринский»; период развитой бронзы (алакульский) - «атасуский». 3-й этап бронзового века был выделен К. Акишевым в отдельную, бегазы-дандыбаевскую культуру (названия даны в соответствии с географическими названиями местности, где обнаружены памятники).
Новую периодизацию и хронологию бронзового века предложил Г.Б. Зданович: развитый период: петровский этап (16-15 вв. до н.э.); алакульский этап (14-13 вв. до н.э.), амангельдинско-бишкульский этап (12-11 вв. до н.э.); поздний период: замараевский этап (11-10 вв. до н.э.), ильинскии этап (9-7 вв. до н.э.).Последние археологические открытия предоставляют учёным дополнительные данные, позволяющие продолжить работу по совершенствованию и уточнению вопросов хронологии и периодизации памятников эпохи бронзы на территории Казахстана.
Главной отраслью хозяйства андроновцев являлось скотоводство. В эпоху бронзы численно увеличивается и качественно изменяется видовой состав домашнего стада: в нём преобладают лошади, овцы, козы. Разведению коров и верблюдов древние скотоводы уделяли меньше внимания. Археологические находки и петроглифы свидетельствуют об использовании лошади не только в качестве тягловой силы, но и для верховой езды. Древнее скотоводство было экстенсивным. Оно предполагало освоение новых пастбищ и выведение пород скота, способных к тебенёвке (добыванию корма из-под снега). Учёные считают, что андроновцы вели оседлый образ до начала. 1 тыс. до н.э. В период поздней бронзы придомное пастушеское хозяйство переросло в яйлажное (полукочевое), при котором в сезонных перекочёвках принимали участие лишь мужчины и подростки, а женщины и дети оставались в стационарных посёлках. Интенсивный рост поголовья скота приводит в отдельных регионах Казахстана к переходу от отгонного к кочевому скотоводству.
Наряду со скотоводством значительное развитие у андроновских племён получило мотыжное земледелие. Появление новых видов орудий труда (бронзовых ножей, серпов, кос) способствовало расширению посевной площади, на которой выращивали, в основном, пшеницу, просо и рожь. Отделение скотоводов от земледельцев явилось первым общественным разделением труда.
Развитие древней металлургии
Важную роль в развитии производительных сил в андроновском обществе играла древняя металлургия. История горного дела корнями уходит ещё в 3 тыс. до н.э., когда на горных выработках Жезказгана, Зыряновска, Акжала люди добывали медь, олово, золото. Восточный Казахстан считается одним из крупных металлургических центров Северной Азии и Восточной Европы.
Древние рудокопы разрабатывали окисленные руды с богатым содержанием меди и олова. Разрабатывали рудоносные жилы, рыхлые руды добывали «кайлованием», при помощи отбойников и молотков из камня. В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором на поверхности жилы или в забое, разводили костер, а когда порода нагревалась, поливали ее водой, заставляя трескаться, после чего работали молотками и кайлами. Содержащую металл породу вытаскивали на поверхность в кожаных мешках. Рядом с шахтой у воды добытую руду дробили и промывали, отделяя ее от пустой породы, мелкодробленую руду относили на поселения, где плавили в специальных плавильных печах.
Обнаруженные в Центральном Казахстане медеплавильные комплексы делились на 2 типа: открытые (без постройки) и закрытые, когда под медеплавильной площадкой имелось прямоугольное помещение. К концу эпохи финальной бронзы конструкции плавильных печей совершенствуются, появляются двухсекционные мелкие восьмиобразные печи-плавильни.
Многочисленные находки орудий труда, предметов быта, украшений и т.п. свидетельствуют о высоком мастерстве древних мастеров: оружейников, литейщиков, ювелиров.
Дальнейшее развитие получили домашние ремёсла, ткачество (изобрели примитивный ткацкий станок), прядение, вязание, изготовление одежды и обуви, домашней утвари, гончарство. Для каждого из периодов бронзы были характерны свои керамические изделия, которые делились на три типа. На раннем этапе изготавливались горшки с круглым плечиком, одного размера, украшенные при помощи гребенчатого штампа лишь в верхней части сосуда. На следующем этапе появляются горшки с уступчатым плечиком и сосуды баночной формы. Для позднего периода характерны горшки с прямым венчиком, шаровидным туловом, налепным валиком.
В большинстве случаев посуда изготавливалась ленточным способом, вручную. Гончары не только украшали изделия, но и придавали орнаменту магический смысл. Так, налепной валик символизировал наполненность сосуда, геометрический рисунок должен был оберегать содержимое от «сглаза» и «порчи», узоры в виде свастики символизировали солнце.
Древние рудокопы, скотоводы и земледельцы жили в посёлках, состоящих из 10-20 землянок и полуземлянок прямоугольной формы, предназначенных для жилья и хозяйственных нужд. Строительным материалом в степных районах чаще всего служил камень, в лесостепных - дерево. Назначение жилища определяло планировку помещений, расположения очагов и хозяйственных ям. Для раннего периода бронзы характерны многокомнатные дома площадью до 400-500 м2, в которых проживало 4-5 поколений родственников по мужской линии.
Андроновская культура
В эпоху финальной бронзы преобладали жилища наземного типа, которые специальными перегородками делились на помещения, предназначенные для проживания, отдельных семей.
Одно из наиболее известных поселений эпохи бронзы – Аркаим, которое учёные считают одним из древнейших городов в степях Евразии. Оно имело два ряда круговых оборонительных сооружений и делилось на несколько зон (жилую, производственную, общественную), связанных улицами, сходящимися на центральной площади.
Прогресс в первобытной экономике, достигнутый в эпоху бронзы, коренным образом повлиял на развитие общественных и семейно-брачных отношений. В социальной и военно-политической структурах появляются родоплеменные подразделения. В связи с повышением роли мужчины в хозяйственной и общественной жизни матриархальная родо-семейная община заменяется на патриархальную. Её основу составляла парная семья, сохранялась коллективная собственность на средства производства и продукты производства, равенство всех взрослых членов в решении общих вопросов хозяйственной и общественной жизни, добровольность подчинения вождю. В период поздней бронзы, в связи с укреплением семейной собственности, начинается процесс разложения первобытного строя.
О зарождении имущественного и социального неравенства у племён эпохи бронзы свидетельствуют материалы раскопок многочисленных могильников. Богатые захоронения отличались от бедных мощными надмогильными сооружениями, сложным погребальным устройством (мавзолеи Бегазы, Тагискена, Дандыбай и др.), разнообразным и богатым сопровождающим инвентарём. Учёные предполагают, что привилегированную группу общества составляли вожди (погребения с булавой - символом власти), воины-колесничие (захоронения с остатками колесниц), жрецы (а погребальный инвентарь входили деревянная чашка и особая шапка).
Сложные погребальные обряды подтверждают существование у андроновцев веры в загробную жизнь, культа предков и культа огня. Для раннего этапа бронзы наиболее распространённым был обряд кремации с последующим захоронением в цистах, земляная насыпь и ограды из плотно уложенных плит. В период развитой бронзы преобладал обряд инагумации (трупоположение) с преимущественной ориентацией головы покойного на запад. Ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром. Труп в могилу клали в скорченном виде - это поза младенца в утробе матери. Покойника связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.
Сопровождающий инвентарь включал бронзовые и медные изделия, керамические сосуды, амулеты –«обереги» из просверленных клыков мелких хищников, раковины, пищу, иногда куски древесного угля и охры.
Некрополи эпохи финальной бронзы (мавзолеи Тагискена, Бегазы) свидетельствуют об усложнении религиозных представлений племён, создавших монументальные культовые сооружения.
Религия во многом определила и развитие искусства. Казахстан — один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Андроновцы поклонялись и совершали ритуал жертвоприношения солнцу, луне, звёздам, огню, духам-покровителям. Жертвенное место (капище) располагалось недалеко от поселений и было отделено от них естественной преградой (рекой, каменной грядой и т.д.). Оно представляло круг или овал из каменных плит, положенных плашмя.
Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев — дикий бык тур. Кроме тура встречается изображение домашнего быка. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод — это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светила на небе. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве — двугорбый верблюд бактриан. Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц.
О высокой культуре андроновских племён свидетельствуют находки изящных украшений из бронзы, меди, золота: Из бронзы, обернутой золотой фольгой, изготавливали височные кольца, подвески, браслеты со спиралевидными выступами. Прекрасным образцом ювелирного искусства служит золотая височная подвеска с изображением внутри двух коней. Таким образом в эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производства металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к миграции племен в поисках новых земель для заселения.
Урочище Тамгалы-Тас (это отмеченные особым родовым знаком камни) расположено в 170км от Алматы. Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки, которые можно без преувеличения сделать настоящим достоянием художественной галереи древности. Они являются воплощением нескольких периодов истории и содержат массу полезных для археологов материалов. Здесь было найдено более 4 тысяч рисунков, которые относятся еще к эпохе бронзы.
На обеих вертикальных плоскостях ущелья и сланцевых выходах можно разглядеть изображения различных божеств, выполненных металлическим чеканом. Это домашние животные, верблюды, быки, олени, архары и др. Здесь также можно расшифровать сцены различных обрядов, охоты, фигуры мужчин и женщин и многое другое, что представляет собой ценную информацию о верованиях и занятиях наших предков.
Недалеко от ущелья можно найти захоронения, датированные эпохой бронзы и тесно связанные с появлением первых кочевников. Петроглифы Тамгалы-Тас являются ценным историческим сокровищем и находятся под защитой ЮНЕСКО.
Задание № 1 «Работа с картой» 
Студенты с помощью атласа и карты должны нанести на контурную карту регионы Казахстана заселённую андроновцами.
Задание №2 «ДА-НЕТ»
Студенты должны ответить на задаваемые вопросы да или нет
1. Эпоха бронзы охватывает период с 1800 по 900 г.г. до н.э. (нет)
2. Бронза это сплав меди и олова? (да)
3. Первые памятники эпохи бронзы были найдены возле города Ачинска в Южной Сибири (да)
4. Основными занятиями андроновцев были пастушеское скотоводство, земледелие и рыбная ловля. (нет)
Задание №3 «Заполни таблицу»
Студенты с помощью учебника и раздаточного материала должны заполнить таблицу.
Фамилия учёного Периодизация эпохи бронзы
4. Закрепление нового материала.
Студенты отвечают на тест.
Тест.
В эпоху бронзы происходит крушение
а) первобытного строя,с) патриархального рода,
в) матриархального рода, д) родовых отношений.
Во 2 тыс. до н.э. была изобретена технология:
а) получения железа, с) изготовления керамики,
в) получения бронзы, д) литья чугуна.
Орудия из металла стали вытеснять каменные:
а) в 3-2тыс. до н.э., с) в2-1тыс до н.э.
в) в 3-4 тыс. до н.э., д) в 2-3тыс до н.э.
Бронзовы, века относится к.
а)5-3 тыс. до н.э.,с) 30-10 тыс. до н.э.
в)2-1 тыс. до н.э., д)80-40 тыс. лет до н.э.
У андроновцев не получило развитие:
а) земледелие, с) коневодство,
в) овцеводство,д) верблюдоводство,е) свиноводство.
Какое хозяйство было у племен андроновской культуры?
а) скотоводство, земледелие, рыбная ловля, с) рыбная ловля, земледелие, охота,
в) собирательство, земледелие, скотоводство,д) скотоводство, земледелие.
7.Что такое тотемизм?
а) одухотворение природы, с)вера в происхождение от животных,
в) обожествление предков,д) почитание старших.
8.Что такое анимизм?
а) вера в существование духов,с) способность воздействовать на природу,
в) обожествление предков,д) жертвоприношение
9.Пиктография это-….
а) форма религии, с) одухотворение природы,
в) рисуночное письмо,д) обожествление предков.
10.Изображение божества из камня или дерева называется …
а) памятник,с) идол,
в) статуя, д) рисунок.
1-в,2-в,3-с,4-с,5-е,6-а,7-с,8-а,9-в,10-с.
6. Подведение итогов.
Выставление оценок за урок в журнал теоретического обучения.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
1. На какие периоды делится эпоха бронзы? С чьим именем связаны исследовательские работы в Центральном Казахстане?
2. Перечислите основные признаки андроновской культуры.
3. Назовите памятники нуринского периода и дайте их характеристику.
4. Что вы знаете об изменениях в памятниках атасуского периода?
5. Назовите особенности переходного периода между андроновской и бегазы-дандыбаевской культурами.6. Расскажите о периодах эпохи бронзы в Восточном Казахстане.
7. Какие памятники средней бронзы найдены на территории Казахстана?