Методическая разработка внеклассного занятия по теме «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем», 2 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15
им. Героя Советского Союза В. Т. Чванова» г. Брянска
Методическая разработка
внеклассного занятия по теме
«Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем»,
проведенного во 2 классе
Разработала учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 15 г. Брянска
Губко Марина Викторовна
Брянск 2015
Тема: «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем»
Цель: углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожара, формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Задачи:
углублять и систематизировать знания детей о работе пожарной службы, о причинах возникновения пожаров, о пожарных знаках, правилах поведения во время пожара и вызове пожарной службы по телефону;
анализировать ситуации и делать выводы;
воспитывать уважение к труду пожарных; развивать чувства коллективизма, ответственности и выдержки у школьников.
Адресат (аудитория): мероприятие рассчитано для учеников 2-3 класса.
Форма проведения: внеклассное занятие (форма закрепления после изучения темы «Пожар» в курсе Окружающий мир 2 класс).
Продолжительность: урок 45 минут.
Место проведения: учебный кабинет (класс).
Оформление помещения:
Классная доска
4914901721421
01

680085-69852
002
1760855-57153
003

1672701701614
004

1 - тема занятия, 2- иллюстрация - пожарный, 3- пожарная машина,
4- телефон 01
Парты расставлены так, чтобы ученики сидели в двух группах.
Оборудование: телевизор (экран), презентация ««Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем», демонстрационный материал - иллюстрации (пожарная машина, пожарные знаки, пожарный, телефон (макет), магниты (для крепления), раздаточный материал для учеников, фрагменты мультфильмов К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Пожар в квартире», медали «Юный пожарный!».
Рекомендации по проведению: заранее разделить учеников на две группы.
Сценарный ход.
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационная часть. Приветствие учеников. Заранее ученики разделены на 2 группы. Ученики сидят группами.
2. Введение в тему занятия. Постановка учебной задачи. Читает стихотворение:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова,
Может час, а может два,
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.
- О чём мы будем говорить на занятии?
- Огонь бывает разный. Огонь может быть и другом и врагом человека.
- Приведите примеры, когда огонь может быть другом человека, а когда наоборот.
- Каковы учебные задачи урока?
Мы собрались, чтобы ещё раз вспомнить как опасен огонь, если мы не будем осторожны. Огонь приносит людям тепло и радость, но иногда он может стать опасным.
По статистике в 2015 году произошло более 2-х миллионов пожаров, где частой причиной является не осторожное обращение с огнем детьми.
На пути огня встают смелые и отважные пожарные. Сегодня мы побудем в роли пожарных и экспертов. Слушают учителя. Формулируют ответы на вопросы. Формулируют тему и задачи занятия по руководством учителя.
3. Основное содержание занятия
3.1. Причины возникновения пожаров - Разберёмся с причинами возникновения пожаров. Отгадайте загадку и сформулируйте причину возникновения пожара:
(Учитель загадывает загадки командам по очереди.)
В маленьком амбаре
Лежит пожар в пожаре. (Спичечный коробок со спичками.)
Маленькая, удаленькая,
а большую беду приносит. (Искра.)
От огня происхожу, от огня и погибаю. (Уголь.)
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча.)
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море! (Утюг.)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь. (Костёр.)
Потушить костёр или даже загоревшее полотенце на кухне может любой человек. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет?
- Кто такой пожарный?
Пожарный – это сотрудник пожарной охраны, который занимается спасением людей из огня и тушением пожаров. 
- Кто знает, как начинается рабочий день пожарного?
- Начинается день с 8 часов утра, с «развода».
развод – утреннее совещание
- Что она делают на совещании? (Сдают дежурство, передают оборудование)
Отгадывают загадки по очереди в группах. Формулируют причину возникновения пожара.
3.2. Пожарные знаки. - Обязательная часть работы пожарных – это ежедневные учебные тренировки по пожаротушению, спортивная подготовка.
- Мы тоже проведём тренировку «Пожарный знак»
- Вам розданы карточки с заданиями, где необходимо подписать что обозначает каждый знак:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (1 команда – запрещающие и предупреждающие знаки, 2 команда – предписывающие и указательные знаки)
- Зачем нужны пожарные знаки?
- Внимание на экран, я показываю знак, вы называете его значение. Групповая работа. Анализируют пожарные знаки и выясняют их назначение.
Физкультминутка - Кроме учебных занятий у пожарных есть и спортивная подготовка.
- Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
- Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы? Выполняют движения в соответствии с текстом.
3.3. Диспетчер пожарной охраны. Телефонный звонок. - Как вы думаете, пожарными бывают только мужчины?
- Чаще да, но и женщинам есть место в пожарной охране. Они работают диспетчерами. Диспетчер сидит за пультом пожарной охраны. Его задача принимать звонки. Поступает звонок, он выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти не больше минуты.
- Представьте, что у вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате.
- Каковы ваши действия?
- Какой номер телефона пожарной службы?(01)
Это номер 01.
Знает каждый гражданин.
Если в дом придет беда,
Позвони скорей сюда.
Телефонный звонок
- Перед вами лежат листочки. Вша задача записать план разговора с диспетчером. Какую информацию мы должны знать, что бы сообщить диспетчеру в пожарную службу? (Время 1 минута)
- Проверяем. Внимание на экран.
- Оцените себя по пяти бальной шкале.
- Разыграем ситуацию вызова пожарной службы. От одной команды диспетчер, от другой – пострадавший.
- Помните ребята, звонить нужно только в экстренной ситуации. Часто звонят хулиганы, а в это время может где-то понадобиться помощь. Может произойти беда из-за хулиганства. тренируются в вызове пожарной службы по макету телефона. Разыгрываю ситуацию
3.4. Средства пожаротушения -Как только в диспетчерскую поступает сигнал, объявляется тревога.
- Какие действия предпринимают пожарные?
1. Одевают снаряжение. Рассмотрите пожарного и назовите элементы его одежды.
2. Проверяют готовность пожарной машины. Чем снабжена пожарная машина? (цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей.)
10998209398000
3. Чем тушат пожар?
Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре».
- Распределите карточки на две группы, что пригодиться при пожаре, что не пригодиться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- Проверяем. 1-команда рассказывает, что пригодиться при пожаре, 2 – команда - что не пригодиться.
577215-20828000

546735-239585500 Ученики по очереди называют части снаряжения. (Иллюстрация на доске)
Ученики по очереди называют элементы пожарной машины.
Заполняют карточки.
3.5. Юные эксперты - После тушения пожара, пожарные исследуют место пожары и выявляют причину его возникновения.
- Представим что мы эксперты, проанализируем ситуации и выявим причины.
Фрагмент из мультфильма «Путаница»
- Может ли море гореть? (Нет.)
- Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в "Путанице"? (Игра со спичками лисичек привела к пожару.)
Фрагмент из мультфильма «Кошкин дом»
- Почему возник пожар? (Была оставлена без присмотра печь.Фрагмент из мультфильма «Пожар»
(Самуил Маршак «Пожар»)
- Какую ошибку допустила девочка?
Фрагмент мультфильма «Пожар в квартире»
- Что нарушил мальчик? -Смотрят фрагмент мультфильма и анализируют ее.
4. Подведение итого - Давайте ребята сделаем вывод, из всего услышанного и запомним следующие правила:
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом -
Всё сгорит единым разом!
Когда без присмотра оставлена печь -
Один уголёк целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.
Ты о пожаре услыхал -
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин -
Пожарный номер: "01"
Спички не тронь, в спичках - огонь!
Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнём осторожны всегда!
- Я желаю вам, ребята, чтобы огонь всегда был бы только вашим другом.
- За находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций я вручаю вам медали «Юный пожарный», вы усвоили все на «отлично»
Вручаются медали «Юный пожарный!»

635-190500
Читают подготовленные ученики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 336 с.
Маршака С.Я. «Кошкин дом»
Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»
Чуковский К.И «Путаница»
http://pochemu4ka.ru

После тушения пожара, пожарные исследуют место пожары и выявляют причину его возникновения.
- Представим что мы эксперты, проанализируем ситуации и выявим причины.
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.
- Что нарушил мальчик?
Назовите произведение и автора.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"
(Корней Иванович Чуковский. "Путаница".)- Может ли море гореть? (Нет.)
- Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в "Путанице"? (Игра со спичками лисичек привела к пожару.)
И вдруг заголосили: "Пожар! Горим! Горим!"
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом, машет красным рукавом.
( Самуил Яковлевич Маршак. "Кошкин дом".)- Почему возник пожар? (Была оставлена без присмотра печь.Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
(Сергей Владимирович Михалков "Дядя Степа".)
- Кому помог Дядя Степа во время пожара? (Он выпустил голубей.)
- Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?
(Наверное, дети играли с огнем на чердаке.)