«Включение детей с ограниченными возможностями здоровья систему дополнительного образования»


Никонова Светлана Николаевна
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2»
муниципального образования Кандалакшский район
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
«Включение детей с ограниченными возможностями здоровья систему дополнительного образования»
Актуальной проблемой современного дополнительного образования стала проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам детей-инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми.
Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Государственная программа РФ «Доступная среда 2011-2020», рекомендации парламентских слушаний «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» и ряд нормативно-правовых документов различного уровня при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на право получения образования детьми.
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
По данным статистики по состоянию на 01 января 2017года в поселке городского типа Зеленоборский проживает 16 семей, в которых воспитываются 16 детей – инвалидов.
Роль семьи, воспитывающей ребенка - инвалида, в его становлении просто гигантская. От того, каков микроклимат в семье, какова моральная база, каков уровень психологической и педагогической культуры внутри семьи, какова жизненная позиция и отношение к ребенку родителей, в соответствии с его состоянием, и родительское участие в его развитии, будет зависеть и успех работы над ребенком. Главное - равноправное, уважительное отношение к своему особенному ребенку и, конечно же, любовь, не смотря ни на что.
Как правило, семья, имеющая ребенка – инвалида, изначально ущемлена и психологически, и морально, и материально.
С целью выявления социальных потребностей семей с детьми-инвалидами в апреле 2015 года МАУДО «Детская школа искусств №2» проведен социологический опрос среди 11 семей, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в поселке Зеленоборский. Опрос проводился в виде анкетирования по заранее разработанной анкете. Из общего количества опрошенных семей 82% высказали пожелание о создании на базе школы семейного Клуба.
Так, в октябре 2015 года на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2» муниципального образования Кандалакшский район города создан семейный Клуб «Шаг навстречу».
«Шаг навстречу» неслучайное название, оно полностью отражает суть нашей работы. Общество, школа, родители должны сделать шаг навстречу друг другу, так как для организации безбарьерной среды, для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо, прежде всего, изменение сознания, а потом уже материально-техническое оснащение.  
В октябре состоялось первое заседание участников Клуба, в состав которого вошли родители, дети и педагогический коллектив школы. На заседании был выбран руководитель Клуба, определены главная цель и задачи.
Главная цель создания Клуба: социокультурная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями психофизического здоровья в МАУДО «ДШИ №2».
Для реализации цели были определены следующие задачи:
вовлечение и поддержка детей с ОВЗ;
создание условий для получения дополнительного образования детьми с ОВЗ;
создание эмоционально - благоприятной сферы адаптации, общения, творческого развития, способствующей саморегуляции поведения детей;
организация досуга;
формирование социальной компетентности;
развитие коммуникативных умений;
психолого – педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ.
Для реализации задач с учетом мнений всех участников Клуба составляется План работы Клуба на учебный год.
Среди коллектива школы и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья с первых минут общения создались доверительные, откровенные отношения, отношения сотрудничества на благо детей, требующих особой заботы и внимания. Мы – одна семья, одно целое!
Среди наших родителей нет «родителей – зрителей», а есть только «родители - исполнители, участники, инициаторы и организаторы». С каждым из них работать интересно, познавательно, увлекательно!
Педагогическая работа с детьми данной категории и их родителями стала частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, где педагог для ребёнка и семьи стал другом, партнёром, помощником и защитником.
В школе для работы семейного Клуба созданы все благоприятные условия: нетрадиционный подход к проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ, практический опыт работы педагогов, комфортная «домашняя» обстановка, которая создает условия для общения и совместной творческой деятельности, располагает к доверительным отношениям, помогает раскрывать у воспитанников природные дарования. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В течение учебного года мероприятия проводятся в соответствии с планом работы. Мероприятия по форме и содержанию разнообразны:
- развлекательные игровые программы: праздничная программа «Ай да, Масленица!», развлекательная программа «Быть мамою особенная честь» для бабушек, мам и детей, требующих особого внимания и заботы, рождественские колядки, «Праздник рябинки», Покровская ярмарка;- интеллектуальные игры: Поле чудес «Мамина радость», «Планета толерантности», «Я и моя семья за здоровый образ жизни!»;
- встречи с интересными людьми: встреча с губернатором Мурманской области М.В. Ковтун, главой пгт Зеленоборский Самариной И.Н., краеведом Бородкиным С.Ф., сотрудником ГИМС МЧС Смагиным А.Т.;
- походы: «А мы в походе не скучаем…»; в цирк «Шапито»;
- спортивно-развлекательное мероприятие «Здравствуй, солнце!», театрализовано – спортивное мероприятие «Сказка о правильном питании или как звери Бабу Ягу лечили», «Зов джунглей!»;
- работа в творческих мастерских: творческая мастерская ко Дню святого Валентина «Родное сердце»; «Наши руки не для скуки!»;
- экскурсия в Мурманский областной художественный музей на выставку «Портрет семьи из собрания Государственного Русского музея».
Совместные мероприятия позволяют встречаться, общаться со своими сверстниками, а так же помогают преодолеть изоляцию, в которой оказываются дети данной категории и их родители. Для родителей - это возможность пообщаться между собой, ведь их объединяет одно - дети, их дети, требующие особой заботы и внимания, их здоровье, их эмоциональное состояние.
Огромную роль в социальной адаптации детей данной категории в нашей школе играет театральное искусство. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в инсценировках вместе со здоровыми детьми под чутким руководством преподавателя Шаркуновой О.Ю. помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности.
В здоровых же детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость. Нужно учитывать, что при интеграции детей с ограниченными возможностями большое значение имеет подготовка общества к принятию таких детей.
Вовлеченные в совместную деятельность со здоровыми детьми, дети с ОВЗ учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего они лишены (многие) с самого момента рождения. И мы - педагоги, родители и все, кто принимает участие в работе Клуба, оказываем помощь детям в преодолении этого барьера.
Наблюдения за участием детей в театральных постановках показали, что дети с удовольствием посещают театральное отделение детской школы искусств, у них появляется тяга к общению, к дружбе. Эти дети чувствуют себя в этом мире уже не одинокими, а нужными, что-то знающими и умеющими, равноценными. Они уже могут высказывать свою мысль, поделиться радостью или тревогой, проявить о чем-то заботу.
После выступления с удовлетворением замечают, что они выступали не хуже других. И в глазах появляется блеск, а на лицах – улыбка. Родители видят, что их ребенок счастлив! А не это ли самое главное для их ребенка? Счастливы дети – счастливы родители – счастливы мы, педагоги!
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья происходит и через средства изобразительной деятельности. Воспитанникам нашего Клуба очень повезло. Рядом с ними и вместе с ними работает замечательный человек, мастер своего дела, знаток детских душ, художник Мыздриков В.К. Педагог для каждого особого ребенка создает ситуацию успеха, позволяющую ребенку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия изобразительным искусством поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния.
- Эти дети рисуют как могут, - подметил преподаватель изобразительного искусства Валентин Мыздриков, - руками, ногами, зубами. Но главное - они рисуют душой (из интервью с М.В. Ковтун, губернатором Мурманской области).
Ежегодно воспитанники Клуба принимают участие в районных, городских, региональных, Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах, проводимых для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкурсы развивают у воспитанников креативные способности, способствуют развитию особой творческой активности, придают особую уверенность и независимость детям с ограниченными возможностями здоровья.
-2015г. Открытый конкурс творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Кораблик надежды». Номинация «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» - сертификаты участника;
-2015г. Международный детско-юношеский фестиваль творчества «Созвездие» - очное участие – дипломы участников;
-2015г. Открытый конкурс творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Кораблик надежды» - лауреат 2 степени;
-2015г. Общепоселковый конкурс детского рисунка и агитационных плакатов «Нарисуй себя здоровым», проводимого в рамках общероссийской «Декады SOS», сертификаты участника;
- 2015г. Муниципальный конкурс детского рисунка «Мир заповедной природы» для детей с ограниченными возможностями здоровья – грамота I место;
- 2016г. Областной конкурс для детей и подростков с ОВЗ «Кораблик надежды» - Диплом 2 степени в номинации «Театральный жанр (малые формы)»;
- 2016г. VI Всероссийская выставка рисунка, живописи и прикладного творчества школьников «Краски всей России» для детей с ограниченными возможностями здоровья - благодарственное письмо;
- 2016г. Муниципальный конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сбережем природу Севера» - сертификат участника.
Много внимания в семейном  Клубе уделяется отработке умения оптимального взаимодействия ребенка с социумом в целях социальной адаптации в обществе.
Наша школа ежегодно является организатором двух важных социально-значимых мероприятий: муниципального фестиваля для людей с ограниченными возможностями здоровья «Мне через сердце виден мир»,  главная цель которого - максимальное внедрение людей с ОВЗ в социум, интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в среду здоровых сверстников, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и Благотворительной Акции «Доброе сердце» в поддержку детей, требующих особой  заботы и внимания.   В ходе Акции был организован сбор средств в поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей – инвалидов,  проживающих в гп Зеленоборский.  Наши дети, участники Клуба, родители и коллектив школы принимают активное участие в данных мероприятиях. А детям нет равных – они достойно держатся на сцене, их не смущают телевизионные камеры, фотоспышки… Их радует «теплый» зритель, такие же, как они, участники, заботливые родители, украдкой смахивающие в ладошки слезинки…
Педагогический коллектив систематически повышает свою квалификацию через обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, конференциях, заседаниях, публикации:
- 2015г. VII международная (заочная) научно-практическая конференция «Современные тенденции развития науки и технологий». Публикация статьи «Проблема организации образовательной среды для младших школьников, испытывающих трудности в обучении» - заочное участие;
- 2015г. Областной семинар «Социокультурная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями психофизического здоровья в современном обществе». Выступление по теме семинара и мастер-класс по теме «Цветы для мамы своими руками».
- 2015г. Заседание участников годичного семинара в ИМЦ «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в ОО». Круглый стол «Инклюзивное образование детей с ОВЗ: проблемы и перспективы»;
- 2016г. Участие в Конкурсе молодежных проектов (инициатив) социального развития городского поселения Кандалакша и Кандалакшского района «Перспектива» с проектом «Второе солнце». Предложенный проект не оставит без внимания ни одного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Позволит им почувствовать себя нужными, полноценными членами общества, предоставит возможность общения со сверстниками. В то же время здоровые дети больше узнают о том, с какими проблемами приходится сталкиваться их сверстникам – детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный проект докажет, что все дети – дети одного солнца, поэтому должны жить, учиться и общаться вместе, не делясь на больных и здоровых.
У Клуба «Шаг навстречу» имеются и социальные партнеры. Работа с социальными партнерами построена на взаимоуважении, взаимодополнении, взаимообмене опытом, полученными результатами.
Наши друзья и социальные партнеры: Управление образования муниципального образования Кандалакшский район, администрация пгт Зеленоборский, добровольческое движение Кандалакшского района, представители СМИ, МБУК «ЗЦДК», ГОАУСОН «Кандалакшский комплексный центр», МБУК Зеленоборская ЦБС, МБДОУ Детский сад №14 «Березка», МБДОУ Детский сад №54 «Родничок», МБДОУ «Детский сад №32 «Одуванчик». Нашим партнерам не безразлична судьба ребятишек и они готовы окружать их любовью и заботой, оказывать посильную, реальную помощь на протяжении всего пути, необходимого для ребенка.
Результаты работы семейного Клуба «Шаг навстречу» публикуются на сайте МАУДО «Детская школа искусств №2» - dshi_70@mail.ru.
Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом, а ведет полный поиск новых, эффективных путей взаимодействия со всеми участниками Клуба. И делаем это с огромной любовью, пониманием и открытостью!
Литература:
1.         Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 368 с.
2.         Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.- 110с.
3.Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: издательство «Аркти», 2007.