Воспитание положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья


Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида г. Меленки»
ДОКЛАД
Воспитание положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовил: учитель
Иванов Андрей Германович
г. Меленки, Владимирская область

Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не дает ничего ни разуму, ни суду, ни душе.
Большое, если не главное значение в воспитании положительного отношения к труду имеет процесс формирования у учащихся понятия необходимости трудовой деятельности и как следствие готовность их к труду.
Готовность к труду, в свою очередь, достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1. Создание целей и задач труда.
2. Воспитание методов трудовой деятельности.
3. Формирование трудовых умений и навыков через практическую деятельность.
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей, их интересов и особенностей. Важно, что бы трудовое задание даваемое учащемуся соответствовало его физическим возможностям, степени его подготовленности.
Изначальное осознание реальности его выполнения создает его положительное отношение к трудовому процессу, и как следствие положительное отношение к труду.
Организация трудового процесса также имеет большое значение. В организацию труда должно входить:
1. Объяснение задания, с четко поставленной задачей, и обоснованием необходимости его выполнения.
2. Инструктаж по технике безопасности и порядок выполнения задания.
3. По возможности, поручить учащимся те задания, которые они хотят выполнять сами.
Ясное и четкое понятие полученного задания облегчает его выполнение, что способствует положительному отношению к труду.
Также большое значение в воспитании положительного отношения к труду имеет его видимый результат.
Осознание учащимся того что он смог выполнить поставленную задачу и самоудовлетворение результатом своего труда, трудно переоценить.
В результате возникающих отношений у учащихся к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и каждого человека, условия развития и становления личности.
Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.
Список используемой литературы.
1. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.; изд.Эпас – 2006.
2. Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М,. Просвещение, 2008.
3. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с УО. М., изд. Эпас – 2009.
4. Журнал «Школа и производство» №1 1994.