Проект на тему Мое село родное


Проект: «Моё село родное»
Руководитель: учитель Снопова Ольга Алексеевна
Возраст участников: 11-12 лет
Тип работы: творческий, исследовательский
Срок реализации проекта: 2014 г.
Цель: формирование навыков проектирования, а так же развитие творческих способностей учащихся
Задачи:
- вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс.
- формирования у учащихся общего умения систематизировать и обобщать полученную информацию.
- развития коммуникативных, художественно- творческих способностей учащихся в процессе индивидуального и группового действия.
Основной вопрос учебного проекта:
какими способами и средствами выразить своё отношение к селу, в котором живём?
Проблемный вопрос:
Через какие источники информации мы можем узнать об образовании и развитии села Коломыцево? (их поиск)
Как систематизировать и оформить собранный материал?
Какими способами и средствами выражают люди своё отношение к малой Родине?
Этапы работы над проектом.
Постановка проблемного вопроса и задач проекта (запуск проекта)
Планирование работы.
Определить уровня готовности учащихся к исследовательской и поисковой работе.
Сбор информации.
Систематизация информации.
Оформление результатов работы: написание летописи села Коломыцево, оформление стенда.
1. Запуск проекта.
В школе проходил конкурс проектов. Темы были разные. Я предложила своим четвероклассникам принять участие в конкурсе. Мы выбрали тему «Мое село родное».
Обсудили её актуальность, почему это для нас важно и зачем нам это нужно?
2. Планирование работы.
Изучить нужно было многое. Составили план своей работы. Во внимание брались все детские предложения. Всё это я объединила одним словом – проект. Стало понятно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться.
У нас получились следующие направления:
История села .
Памятники и архитектурные сооружения.
Улицы села.
3. Актуализация знаний.
Учащиеся уточнили свои знания по каждому направлению.
4. Сбор информации.
Дети обращались к различным источникам информации, собирали интересующие их факты, фиксировали их и готовили к использованию в проекте. Собрали всевозможную информацию – записи, вырезки и ксерокопии текстов, фотографии. Завершился сбор сведений размещением всей найденной информации в одной папке.
5. Систематизация информации.
Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта. Конечно же, я им помогала.
6. Результаты работы.

Летопись села Коломыцево
Лискинского района
Воронежской области
История возникновения села.
Село Коломыцево основано в первой половине 18 века выходцами из г. Острогожска. Первое упоминание тогда ещё хутора Коломыцево в книге описи составленной Максимом Сурьминым в 1767 году. На хуторе было 18 дворов, проживало 58 человек. Среди первых поселенцев двое носили фамилию Коломыцевых, Семён и Григорий, отсюда и пошло название хутора.
На долю первопоселенцев выпала нелёгкая задача им пришлось осваивать новые земли. Уже к 1900 году хутор назывался слободой, и в нем значилось 164 двора, проживало 929 человек. Было выстроено 2 церкви, одна из них существует по ныне и состоит на учете как памятник архитектуры, 1 общественное здание, 1 школа, 9 ветряков и 2 лавки. Кирпичный завод по производству кирпича для печей. 2003 десятины земельных угодий.
Помещика на селе не было, и поэтому земля была роздана мужикам, каждые десять лет наделы пересматривались, так как рождались дети и умирали старики.
В 1952 году был построен клуб. В 1979 создан колхоз. В 1989 построена новая школа, сельский совет и новый клуб.
Ремёсла села Коломыцево.
В селе, безусловно, были ремесленники и мастерицы. Мастера делали дуги, колеса, прялки, ткацкие станки. Была кузница, на которой ковали плуги, бороны, подковы для лошадей. Работала мельница, на которой мололи зерно со всей округи. Из женских ремёсел было развита вышивка и ткачество. В каждой семье был ткацкий станок, людям приходилось ткать холсты для пошива одежды. По ярам сеяли коноплю, обрабатывали её и ткали. Этой работой занимались женщины в основном зимой, мужики в это время ухаживали за домашним скотом. Почти на каждом подворье было два вола, две лошади, две коровы, свиньи, овцы, куры и гуси. Ещё женщины собирались в одной хате и расшивали рубахи, подолы юбок, рушники и др. предметы одежды требующие отделки вышивкой. Применялось несколько видов швов: косичка, козлик, крест, гладь. Так же применяли ленты, кружева с красной, черной и синей нитью для праздничной одежды.
Хохлацкий говор. Топонимика.
В Коломыцево местный говор отличается от чисто русского, печатного языка. Хохлацкий говор если слушать со стороны, отличается как бы более резким тембром звучания. В нем вместо мягких (е), (и) – (э) и (ы). У русских (ревёт) у хохлов (рэвэ)
Дорожка – стэжка
Сундук – скрыня
Лестница – дробына
Ведро – цэбэрка
Лук – цыбуля
Полотенце – утырок
Петух – пывынь
Топор – сакыра
Бочка – дижка
Телёнок – тэля
Щенок – цуцэня, и мн. др.
Но эта канва звучания по своему красива, зачастую бывает обманчива и прозрачна. Вслушайтесь в эти певучие и нежные слова:
Хорошая – гарна
Ужин – вэчеря
Красивая – пысанка
Девушка – дывчина и др.
Много слов очень метко передающих ту или иную обстановку, состояние:
Врач – ликарь
Много – рясно
Сорняк – зилье
Фуражка – картуз
Испугался – злякався
Кошелёк – гаманок и др.
Названия местечек.
Улицы имели название «бригада», только в конце 1980-х годов они обрели свои «имена»: Юбилейная, Мичурина, Кольцова, Колхозная, Полевая и др. Много мест за околицей села имеют названия, например склон назван «Лысая гора» потому что на нём мало растительности, «Стинка» лес стоящий стеной, «Дубки» дубовый лесок.
Праздники.
Для жителей села праздник это особое время. Праздничное поведение в селе Коломыцево, как и повсеместно, предусматривало хождение в гости и прием их, обильную пищу, питьё, исполнение песен.
Покров – один из наиболее значимый праздник для селян. Празднуется он 14 октября и является престольным праздником села, поэтому его отмечали особенно широко. Приглашали гостей из соседних сёл и хуторов. Хозяйки перед праздником белили стены в хате, мазали пол. Накануне пекли пироги, варили студень, готовили квашенку, жарили утку с яблоками и другие угощения. В церкви Пресвятой Богородицы проходило праздничное богослужение. После этого начинались праздничные гулянья. До самого позднего вечера водили карагоды и пели песни.
Обряды и обычаи села.
Обряды, бережно передаваемые из рода в род, исполняли роль исторической памяти, осуществляли связь поколений. В семейных обрядах воплотились не только народное мировоззрение, но и народная психология, этика, практическая мудрость. К сожалению обряды восстановлены лишь частично со слов старожилов, в настоящее время утрачены детали обрядовых действий, текстов.
Обряды жизненного цикла начинаются с родин, состоящих из ритуальных действий, прежде всего очистительного и оберегающего характера. Рождение ребенка люди отмечали в меру своих материальных возможностей. Но даже в самых бедных семьях накрывали «родильный стол». Роженицам дарили подарки — деньгами, по поверью тем самым обеспечивалось будущее богатство новорожденного. Через несколько дней после родин, обязательно совершали обряд крещения младенца.
Большое значение люди уделяли свадебному обряду. Ведь с него начинается важнейший этап жизни -создание семьи, рождение и воспитание детей.
Родители всегда считали своим долгом женить сыновей и выдать замуж дочерей, чтобы обеспечить им благополучное и счастливое будущее. Таковы были устойчивые нормы народной морали. Исполняли этот долг родственники и специально приглашенные свахи и дружки. Все они решали целый комплекс задач, связанных с выбором невесты для жениха и жениха для невесты, достижения договора между семьями, определением размера и состава приданого, условиями проведения самой свадьбы. В предсвадебное время и во время свадьбы они знали, что и в какой момент требуется от каждого из них, как вести себя в той или иной ситуации, какими действиями и словами обеспечить введение девушки в новую семью. Каждый эпизод свадебного действия имеет свои особенности строения, свою логику развития.
Свадебный обряд тесно связан с народным земледельческим календарем. Земледельческая и свадебная обрядность составляли единое целое, имея одну общую задачу — достижение благополучия, плодородия в хозяйстве и в семье.
Родины.
Ещё до наступления родов опасения за их благополучный исход заставляли волноваться беременную женщину и её близких родственников.
В селе, как и повсеместно, издавна существовали разного рода
поверья, к которым женщины прислушивались и непременно соблюдали все запреты. Считалось, что женщине, ждущей ребенка, нельзя ходить на кладбище, заранее придумывать имя ребенку, говорить о сроке родов, смотреть на некрасивое, переступать через грабли. Всё это могло явиться причиной неблагополучных или преждевременных родов.
Когда наступал срок, приглашали повивальную бабку, которая совершала над роженицей специальный обряд. Если роды были трудными, роженице расплетали косы, развязывали все завязки на одежде и водили ее вокруг стола.
Повитуха читала молитву:
Пресвятой Максим,
Разведи рожательницу
На семь аршин,
Чтоб наша родительница
Была крепка, здорова, смела...
В это время священник в церкви открывал ворота в алтаре и молился за благополучный исход родов. Если и это не помогало, тогда повитуха подвешивала к потолку рушник и заставляла роженицу висеть на нем. Приняв ребенка, повитуха перевязывала ему пупок льняной ниткой. Эту нитку берегли тех пор, пока ребенок пойдет в школу. Тогда её зашивали в его одежду, чтобы память была хорошей.
После родов ребенка три дня нельзя было купать. Его заворачивали в холстинные пеленки и клали на печь.
В день родин примечали, если в это время в хозяйстве приплод у домашней скотины, то жизнь ребенка будет длинной. Нельзя было в этот день ничего отдавать из дома, иначе ребенок мало проживет.
Через три дня повитуха приходила к матери. Она купала ребенка, последний раз осматривала роженицу. Повитухе дарили отрез холстины.
Крестины.
Окрестить ребенка старались через 1-2 дня после родов, так как в то время очень много детей умирало в младенчестве, и родители боялись, что ребенок может умереть некрещеным.
Крестить ребенка в церковь шли крестные родители. Мать оставалась дома, готовить обед. В церкви священник совершал обряд крещения, давал имя младенцу, чаще всего по названию святого, память которого отмечалась церковью в этот день. Новорожденному надевали крест, который он должен был носить всю жизнь.
Придя, домой, крестная мать первым делом подносила ребенка к печи, слегка касалась ребенком печи и говорила: «Будь здоровым, будь счастливым, будь красивым». Затем клала его на лавку, на которой была расстелена шуба мехом вверх. Кумовья кланялись родителям. Повитуха, которую обязательно приглашали на крестины, клала в руку ребенка медную монету. Белую монету не дарили, так как по поверью это сулило слезы. Медную монету дарили к богатству.
Обязательным угощением была пшенная каша. Её ставили в центр стола. Повитуха брала кашу и обходила с ней приглашенных гостей. При этом она говорила:
Кум полтину.
А кума холстинку.
У кого туп нос — с того рупь.
А у кого нос длинен —
С того семь гривен.
У кого борода широка — четыре рубля.
Собрав подарки, повитуха дарила ребенку горсть сахара (для соски). За столом пели песни.
Свадебный обряд.
Старинная русская свадьба – сложное, игровое, а точнее театрализованное представление, называемое свадебной игрой, отсюда и выражение: играть свадьбу.
По традиции весь обряд делится на предсвадебный период, включающий сватовство, рукобитие, смотрины, девичники; подготовку к свадьбе с ритуальной баней, символическим расплетанием косы, «дарами»,; венчание, свадебное торжество; послесвадебный период , во время которого молодые посещали ближайших родственников.
Игрались свадьбы в старину в строго установленное время, как правило, в дни, когда не было больших религиозных праздников и постов.
Длилась свадьба три дня. Две недели перед свадьбой невеста постилась и проводила в слезах. До свадьбы жених с невестой не встречались, потому что замуж выдавали часто за того, кто нравился родителям, а не молодым. Согласия у них не спрашивали. Жених и невеста чаще всего виделись на поглядинах, после сватовства.

Своими воспоминаниями поделилась жители села Метренко Натальей Стефановна 1925 г.р., Костыркин Яков Иванович 1938 г.р., Ивченко Татьяна Егоровна 1949 г.р.