Конспект по физической культуре . Раздел Волейбол . Передача мяча двумя руками сверху (5 кл.)


МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПО ВОЛЕЙБОЛУ В 5 КЛАССЕ
Автор
Пивоваров Евгений Васильевич
учитель физической культуры
МБОУ «Смоленская средняя
общеобразовательная школа №2»
659600, Алтайский край, Смоленский район,
село Смоленское, улица Мартакова, 24,
тел. +7(960)943-38-48
с. Смоленское
2016 год
Конспект урока физической культуры по волейболу в 5 классе.
Тема урока. Техника владения волейбольным мячом и развитие координационных способностей.
Цель урока. Совершенствование техники выполнения передачи и приема мяча двумя руками сверху и снизу, нижней прямой подачи. Дать знания о пользе занятий волейболом для здоровья, обеспечить предупреждение травматизма во время занятий.
Задачи урока:
Предметные: иметь углубленные представления о том, как выполняются передача и прием мяча двумя руками сверху и снизу, нижняя прямая подача через сетку, организовывать здоровьесберегающую деятельность с помощью разминки с мячом и игры в мини-волейбол по упрощенным правилам;
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.Условия проведения: спортивный зал
Материально-техническое обеспечение: волейбольные мячи на двоих учащихся, 2 горизонтальные координационные лестницы, 2 волейбольные площадки с волейбольными сетками для игры в мини-волейбол.
1.ВВОДНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1.Организационный момент
Цель учителя: сформировать у учащихся положительную психологическую мотивацию к решению учебных задач урока;
Цель учащихся:
Задачи:
Предметные: Знать, как правильно выполнять построение в одну шеренгу, строевые приемы.
Коммуникативные: точно формулировать цель и задачи совместных с другими учениками занятий физическими упражнениями;
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
Познавательные: уметь рассказывать о волейболе как виде спорта, основных технических приемах и действиях.
Методы: словесный, наглядный.
методы контроля: измерение морфофункциональных показателей.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Дозировка ОМУ
Организационный момент.
Организую сдачу рапорта, контролирую правильность выполнения команд.
Организация деятельности занимающихся по актуализации знаний о волейболе.

- «Какие основные технические приемы и действия вы знаете без которых невозможна игра в волейбол»?
Создание ситуации для самоопределения занимающихся и условий для развития умения ставить цель и представлять результат.
- На какой бы технический прием Вам хотелось бы уделить на уроке большее внимание

Учебная цель нашего занятия:
-Совершенствование техники передачи и приема мяча двумя руками сверху и снизу, нижней прямой подачи. Физорг класса сдаёт рапорт, учащиеся выполняют команды: «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь».
Отвечают: - Перемещения, передача и прием мяча, подача мяча».

Принимают решения и осуществляют выбор учебной и познавательной деятельности урока.
2 мин Проверить наличие спортивной формы у учащихся. Ее соответствие требованиям.
В случае невозможности определить задачи урока, задаю объясняющие вопросы, вызывая ассоциации с жизнью
1.2. Разминка:
Цель: обеспечить общую функциональную готовность организма учащихся к активной мышечной деятельности в основной части занятия.
Задачи:
Предметные: знать, как выполнять общеразвивающие упражнения с волейбольным мячом в парах.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, оказывать посильную помощь товарищу при выполнении физических упражнений;
Регулятивные: формировать умение сохранять заданную цель, адекватно оценивать свои физические силы и действия, а также действия товарищей.
Познавательные: объяснять, для чего нужно выполнять комплекс общеразвивающих упражнений с волейбольными мячами, уметь показать их.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы организации деятельности учащихся: групповой, парный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.
Методы контроля: измерение морфофункциональных показателей.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Дозировка ОМУ
ОГ ПГ СМГ Измерить ЧСС.
- «С какой целью мы проводим разминку?»
Перестраиваю учеников перед выложенными в 2 ряда набивными мячами в две колонны. Объясняю и показываю упражнения. Ученики измеряют по команде ЧСС.
Отвечают на вопрос о необходимости проведения разминки.
Строятся в колонну по два перед уложенными на определенном расстоянии друг от друга набивными мячами. 1 мин За 6 сек., добавить ноль;
следить за правильным перестроением учащихся в две колонны.
1. Бег лицом вперед между набивными мячами. Ученики выполняют предложенные упражнения. 6-8 раз Выполняют задания не противопоказанные по состоянию здоровья Выполняют индивидуальные задания Следить за соблюдением правил безопасности и точностью выполнения движений.
2.Бег спиной назад между набивными мячами. 6-8раз 3.Передвижение приставными шагами лицом вперед между набивными мячами. 6-8раз 4.Передвижение приставными шагами спиной вперед между набивными мячами. 6-8раз Даю команду «Встать по парам!»
- Какой инвентарь нам сегодня подошел бы для разминки?
Объясняю, демонстрирую правильность выполнения ОРУ в парах Перестраиваются, образуют пары, слушают.
Выбирают волейбольные мячи.
1 мин Следить за правильностью выполнения учениками упражнений.
1.и.п.: стоя спиной к друг другу: передача мяча сбоку. Мяч по кругу. Выполняют упражнения в парах по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия.
8-10 раз Стопы ног при выполнении упражнений в неподвижном состоянии, от пола не отрывать
2.и.п.: то же. Передача по восьмерке 8-10 раз 3.и.п.: стоя спиной к другу, ноги врозь: передача мяча над головой и между ногами (по кругу). 8-10 раз 4.и.п.: то же. Передача мяча в сторону-вверх с промежуточными наклонами туловища вперед. 8-10 раз 5.и.п.: лицом друг к другу, удерживая мяч руками – поочередное движение мяча на встречу друг другу с небольшим сопротивлением. 8-10 раз 6.и.п.: стоя лицом друг другу – один удерживает мяч перед собой на вытянутым руках. Второй выполняет прыжки, пытаясь достать мяч головой. Меняются ролями. 8-10 раз Измерить ЧСС 30 сек за 6 сек,
1.3. Проверка домашнего задания у учащихся по заданному на дом материалу
Цель: Проверить выполнение домашнего задания – тест на гибкость (наклон вперед из положения стоя, руками достать пол, не сгибая ноги в коленях).
Задачи:
Предметные: знать правила и технику выполнения наклона вперед из положения стоя.
Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение к товарищам по классу и учителю, адекватно реагировать на замечания.Регулятивные: уметь контролировать свою деятельность по результату
Познавательные: объяснять правила и технику выполнения теста на гибкость.
Методы: словесные: беседа;
Методы контроля: практическийДеятельность
учителя Деятельность учащихся Дозировка ОМУ
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и умений учащихся.
- Как выполняется тест – наклон вперед из положения стоя, на что необходимо обратить внимание?
Содействую развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки, взаимоценки. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Выполняют тест -наклон вперед из положения стоя. Оценивают правильность движений своих товарищей. Объявляют оценку. 2 мин Напомнить учащимся технику выполнения теста. Пальцами рук достать пол – оценка 5; стопы ног – 4; не возможность это сделать – 3.
При затруднении напоминаю правила выполнения упражнения на гибкость.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель: Создать условия для активного восприятия учащимися знаний и формирования умений и действий игры в мини-волейбол.
Цель учащихся – овладеть терминологией элементов игры в волейбол, совершенствовать умение выполнять передачу и прием волейбольного мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой подачи
Задачи:
Предметные: знать технику передачи и приема волейбольного мяча двумя руками сверху и снизу;нижней прямой подачи через волейбольную сетку
Коммуникативные: сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, обеспечивают бесконфликтную совместную работу;Регулятивные: сохранять заданную цель, видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; формировать опыт саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: выполнять передачу и прием волейбольного мяча, выполнять упражнения на координационной лестнице, играть в мини-волейбол по упрощенным правилам.
Формы организации деятельности учащихся: парная, поточная, групповая.
Методы организации деятельности учащихся: словесные, наглядные, метод целостно-конструктивного действия, игровой, метод стандартно-интервального упражнения.
Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.
Виды контроля: оперативный, текущий, измерение морфофункциональных показателей.
Деятельность учителя Деятельность
учащихся Дозировка ОМУ
ОГ ПГ СМГ Даю команду учащимся построиться в парах.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний и умений учащихся.
Показываю, как выполнять упражнения с мячом.
1.Первый набрасывает, второй выполняет верхний прием, стараясь послать мяч через сетку обратно первому.
2.То же самое, но выполняется прием мяча «снизу»;
3.Выполняется прямая нижняя подача, дистанция от сетки 3-4 м Учащиеся стоят напротив друг друга через волейбольную сетку.
Выполняют упражнения в парах по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия.
1
мин
3
мин
3
мин
3
мин
Выполняют задания которые не имеют противопоказаний Выполняют индивидуальные задания согласно рекомендациям врача Спортивный зал на две маленьких площадки для игры мини-волейбол.
Ученики разбиты на пары, между ними волейбольная сетка.
Обратить внимание на положение ног и рук при выполнении приема и передачи мяча, подачи мяча через сетку.
Раздать ученикам отнесенным к спецмедгруппе тесты на знание правил игры в мини-волейбол.

Даю команду построиться отдельно друг от друга в колонну по одному для девочек и мальчиков.
Измерить ЧСС
- Ребята какие физические качества мы с Вами будем развивать при выполнении упражнений на горизонтальной лестнице? (Ловкость, прыгучесть)
- Как Вы считаете, они необходимы для игры в мини-волейбол? Перестраиваются.
Перед девочками и мальчиками лежат горизонтальные координационные лестницы.
Измеряют ЧСС
Отвечают на поставленные вопросы.
30 с
1 мин Следить за перестроением учащихся.
За 6 сек.
При затруднении ответить помочь учащимся.
Обратить внимание на правильность выполнения заданий, на изменение внешнего вида занимающихся.
1.Прыжки, толкаясь двумя ногами по линии Обучающиеся выполняют движения на координационной лестнице, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия, работают самостоятельно.
3 раза
2.Прыжки, отталкиваясь передней частью стоп обеих ног через каждую клетку лестницы. 3 раза
Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки, взаимоценки.
- Добились ли поставленной цели выполняя упражнения по передаче и приему мяча?
- Где Вы сможете использовать полученные знания и умения?
-Постараемся вспомнить правила игры в мини-волейбол. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.
Проговаривают критерии оценки, приводят примеры, где могут применить свои знания и умения.
Предлагают с играть в мини- волейбол.
Проговаривают правила игры в мини-волейбол. 1 мин При затруднении, помогаю ученикам сформулировать критерии по самооценке своих действий при выполнении упражнений в парах по передаче и приему волейбольного мяча.
Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Провожу игру в мини-волейбол по упрощенным правилам. /Приложение 1/ Мальчики играют на одной половине зала; девочки на другой.
10 мин Игра проводится на двух площадках меньших размеров. Девочки на одной половине зала, мальчики на другой. Назначить из числа освобожденных судей.
Следить за выполнением условий игры учащимися. Отметить лучших.
3. Заключительная часть
3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление
Цель: создать условия для постепенного восстановления физического и психологического состояния организма учащихся.
Задачи:
Предметные: знать правила игрового упражнения по запоминанию 20 секундного отрезка времени
Коммуникативные:Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры, сохранять рабочие отношения;
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний;
Познавательные: выполнять игровое упражнение по запоминанию 20 секундного отрезка времени измерять ЧСС.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Методы организации деятельности учащихся: игровой, словесный, наглядный,
Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.
Виды контроля: текущий, измерение морфофункциональных показателей.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Дозировка ОМУ
Объясняет правила игрового упражнения.
Дать команду: «Внимание! Марш!»
Назвать самых точных игроков.
Измерить ЧСС Слушают.
Ученики по команде, закрыв глаза, стараются отсчитать нужное время. Кто считает, что 20 с истекло, открывает глаза и делает шаг вперед.
Измеряют ЧСС 2 мин В начале показать, как необходимо играть. Повторить 2 раза
За 6 сек.
3.2. Подведение итогов урока
Цель учителя: формировать у учащихся способность к рефлексии выполнения учебной задачи урока, проверить усвоение учащимися содержания учебного материала.
Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке.
Задачи:
Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга и учителя, проявлять уважение, интерес и внимание к собеседнику, точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные: уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;
Познавательные: уметь объяснять и выполнять самоконтроль (рефлексию) своей деятельности на урокеФормы организации деятельности учащихся: фронтальная.
Методы организации деятельности учащихся: беседа,
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: похвала, поощрение.
Виды контроля: итоговый
Деятельность учителя Деятельность учащихся Дозировка ОМУ
Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, формирования самооценки, вовлечения детей к занятиям баскетболом.
Задает вопрос: какая была цель нашего занятия?
Справились с заданием? Или возникли какие-то трудности?
Отметить учеников. Слушают, анализируют, высказывают свое мнение.
3 мин При затруднении провести рефлексию оказать необходимую помощь ученикам провести самоанализ своих действий на уроке.
3.3 Задание на дом.
Цель: побудить учащихся к потребности в познавательной деятельности в области физической культуры и спорта, занятиям физическими упражнениями в свободное от учебы время.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Дозировка ОМУ
Дать домашнее задание.
Выполнить упражнения
в §9 стр. 116– 121
Прощается с учащимися. Слушают, записывают.
Покидают спортивный зал. 1 мин Объявляю домашнее задание
Использованная литература:
Волейбол в школе: обучение тактике игры/ В.А.Лепешкин. - М,: Чистые пруды, 2007 – 32с. – (Библиотечка «Первое сентября» серия «Спорт в школе». Вып.13)Качани Л., Горски Л. Тренировка футболистов. Пер. со словацк. Шпорт, словацкое физкультурное издательство, Братислава. 1984 г.
Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [М.Я. Виленский, И.М. Туревский и др.]; под ред. М.Я. Виленского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013г.
Интернет – источники:
http://www.soccerdrills.de/Warm%20Up%20Training%20Fussball/warm%20up%20seiten/warmup-107.html
Приложение 1
Правила игры в мини – волейбол по упрощенным правилам.
Играют в мини-волейбол 7—8 и 9—10-летние мальчики и девочки раздельно. В игре участвуют две команды по 6 игроков. Они располагаются на площадке длиной 12 м и шириной 9 м, разделенной линией на две равные части (все линии площадки имеют ширину 5 см и входят в ее пределы).
В каждой команде, кроме основных, есть также 6 запасных игроков, участие которых в игре обязательно. В каждой партии команда может заменять основных игроков на запасных и возвращать их снова в игру. Количество замен не ограничивается.
Волейбольная сетка закрепляется между двумя стойками на высоте 2 метров — одинаково для мальчиков и девочек. В мини-волейбол можно играть обычным волейбольным мячом, вес которого не должен превышать 270 г, а окружность — 66 см.
Судья перед началом игры подзывает капитанов команд и предлагает им с помощью жребия разыграть право на подачу. Если одна команда выиграла право на подачу в первой партии, то в начале второй партии подает другая команда.
Команда, получившая право на подачу, вводит мяч в игру. Соперники принимают и разыгрывают мяч, посылая его через сетку, где подававшая команда вновь пытается отправить его на сторону принимающей. И так до тех пор, пока мяч не приземлится на площадке или не коснется посторонних предметов, пола за площадкой, или пока игроки одной из команд не совершат ошибку, т. е. нарушат правила.
Каждому игроку дано право производить не более трех подач подряд. После этого команда, производящая подачу, совершает переход по площадке, и подавать уже будет другой игрок этой команды. Если подача выполнена с ошибкой, то право на подачу передается соперникам.
Подача выполняется со специально отведенного места, которое ограничивается тремя метрами по лицевой линии в правом дальнем от сетки углу площадки. Ребята 7—8 лет, еще не овладевшие навыками подачи, могут подавать мяч с более близкого расстояния — 3 м от сетки.
Каждая-команда, выигравшая право на подачу, должна произвести смену мест игроков из зоны по часовой стрелке. После этого мяч вводится в игру волейболистом, вышедшим в зону, откуда выполняется подача.
В момент подачи игроки обеих команд должны занять свои места в соответствии с записью их расстановки в протоколе. После введения мяча в игру они могут перемещаться по площадке, меняясь местами с партнерами.
После того, как один из игроков подал три подачи подряд, команда опять совершает переход, и подачу уже выполняет другой игрок этой команды.
Игроки каждой команды стараются направлять мяч через сетку на сторону соперника так, чтобы он коснулся там площадки или чтобы соперник не смог его принять.
Игра состоит из двух партий по 15 минут (время остановок— не в счет). Между партиями командам дается 5-минутный перерыв, затем они меняются площадками.
При своей подаче команда набирает 3 очка, если мяч попал в площадку соперника и игроки не коснулись его. Только 2 очка начисляется ей, если соперник принял мяч, но не перебил его через сетку. Наконец, 1 очко она получает, если мяч был хотя бы раз переброшен соперником через сетку, а затем все же проигран в борьбе.
Стараясь принять, разыграть и перебить мяч на сторону соперника, игроки одной команды могут производить не более 3 ударов, выполненных поочередно.
По мячу можно ударять двумя или одной рукой. Мяч отбивается отрывистым касанием пальцев, задерживать его в ладонях при передачах запрещается. Если мяч коснулся головы или туловища, то это не считается ошибкой. Просто это касание засчитывается как удар. Если мяч попал в ногу—ошибки. Оспаривать решение судьи не разрешается. Игрок, удаленный судьей с площадки, не возвращается в игру до конца матча.
При игре в мини-волейбол судья фиксирует ошибку и останавливает игру, если:
1) мяч коснулся площадки или постороннего предмета;
2) команда коснулась мяча более трех раз или игрок прикоснулся к мячу два раза подряд (исключая блокирование);
3) игрок прикоснулся к сетке;
4) игрок коснулся мяча на стороне соперника;
5) мяч попал в тело игрока ниже пояса;
6) игрок задней линии пришел к сетке и перебил на сторону соперника мяч, находившийся выше верхнего края сетки;
7) подача произведена не с отведенного, для нее места;
8) игрок при нападающем ударе или блокировании воспользовался помощью других игроков;
9) мяч брошен (вместо отрывистого касания).
Игрок может коснуться мяча во второй раз подряд только после его участия в блокировании. Касание мяча одновременно двумя игроками засчитывается за два удара. После этого оба они не имеют права производить третий удар. Поэтому мяч должен третьим ударом перевести на сторону соперника игрок, не касавшийся мяча в. этом эпизоде.
Если несколько игроков при блокировании коснулись мяча, то это считается как один удар. После этого блокировавшие имеют право на второе касание мяча.
Игроки задней линии не имеют права выполнять нападающие удары у сетки и блокировать мяч.
Игроку не разрешается касаться мяча на стороне соперника. Нельзя касаться рукой и сетки во время игры. Переносить руки над сеткой и касаться мяча можно только при блокировании, когда соперник выполняет нападающий удар. В том случае, когда игроки разных команд совершают ошибку одновременно (например, коснутся сетки), то мяч переигрывается, т. е. его снова подает тот игрок, который подавал до этого.
В ходе игры спортсмен имеет право наступать на среднюю линию и переступать ее, но, например, в ожидании подачи этого делать нельзя. Можно принимать мяч за пределами площадки.
Когда игрокам необходимо посоветоваться, то капитан команды просит у судьи перерыв, причем тогда, когда мяч находится вне игры. В каждой партии разрешено брать не более двух перерывов (по 30 секунд каждый).
За выигрыш матча команда получает 2 очка, за проигрыш— 1.