Урок по ОБЖ для 7 класса «Причины и последствия лесных пожаров»

Урок ОБЖ в 7 классе
Тема: Причины возникновения и возможные последствия лесных пожаров.
Цель: формирование четкого представления о возможных причинах и последствиях лесных пожаров.
Задачи:
выявить причины лесных пожаров и их последствия для человека, его деятельности и окружающей среды; обобщить единичные знания в систему; активизировать использование полученных знаний в повседневной жизни;
развивать мышление учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы, работать сообща и индивидуально; предвидеть и предупреждать опасности;
сформировать у обучающихся бережное отношение к живой и неживой природе; чувство ответственности за благо, данное природой.
Ожидаемые результаты по освоению темы урока:
личностные:
формирование у обучающихся представления о важности бережного отношения к лесным ресурсам и окружающей среде;

метапредметные:
осознание учащимися опасности и последствий от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии и экономики края.

предметные:
освоение обучающимися виды лесных и торфяных пожаров, основные причины их возникновения;

Оборудование: видеоролик «Лесная сказка Забайкалья» с музыкальным сопровождением, презентация «Лесные пожары», карта Забайкальского края, красные самоклеящиеся квадратики для указания пожароопасных районов, диаграмма лесных пожаров в Забайкальском крае за последние 10 лет; диаграмма основных причин возникновения лесных пожаров; карточки для самоконтроля; смайлики для рефлексии, учебник ОБЖ 7 класс А.Т.Смирнова.




План урока:
Организационный момент- 2 мин.
Введение в тему занятия. Просмотр фрагментов документального фильма «Лесная сказка Забайкалья» и «Лесные пожары», вступительное слово учителя – 10 минут.
Формулирование темы урока и сообщение учебных вопросов – 2 мин.
Закрепление и систематизация знаний, ранее полученных (беседа) – 6 мин.
Изучение нового материала – 20 мин.
Подведение итогов урока (работают по листкам самоконтроля) – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.

Эпиграф к уроку: «Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».
К.Э.Циолковский
Ход урока:

№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

I.
Организационный момент
Приветствует учащихся и дает позитивный настрой на работу на уроке.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II.
Мотивация обучающихся
Вступительное слово:
Дорогие ребята! Мы продолжаем с вами разговор о лесных и торфяных пожарах. Прежде, чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем на общение с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.
(Под красивую мелодию и щебетанье птиц идет демонстрация кадров документального фильма «Лесная сказка Забайкалья»
Анализирует вместе с учащимися роль леса в жизни человека.



Подводит итог:
В настоящее время над человеком возникла серьезная угроза оставить будущее поколение без «зеленого золота»

На фоне кадров фильма подготовленные ученики (двое) читает стихотворение:
Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес-
Родимый лес,
Зеленый лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне –
И все печали снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес!
Зеленый лес!
Обучающиеся эмоционально настраиваются на изучение темы урока.
Делают вывод:
Лес – это национальное богатство. Он играет огромную роль в жизни людей: регулирует водный обмен, поглощает шум, углерод, пыль и, наконец, производит кислород. Лес называют «легкие планеты».



(Музыка резко обрывается и на экране появляются кадры лесного пожара)



Только что вы были свидетелями столкновения добра – мира природы с ее красотой и уникальностью, и зла, которое все чаще встречается в нашей жизни.

Вопрос:
Назовите главную опасность для леса.







Отвечают:
лесные пожары и вырубки, после которых остаются мелкие щепки, мусор, пни, ветки, которые могут стать горючим материалом для пожара).

III.
Формулировка темы и цели урока.
Ни одна опасная ситуация не возникает просто так, нужны какие-то предпосылки и любая опасная ситуация оставляет после себя негативные последствия. Давайте попробуем все вмести сформулировать тему и цель нашего урока.
Формулируют тему и цель урока. Тему и эпиграф к уроку записывают в тетради.

IV.
Актуализация знаний, полученных ранее.
Вы правы, что наибольшие потери лесов происходят из-за вырубки и пожаров. Поэтому защита лесов в современном мире особенно актуальна. Но, чтобы защитить лес от пожара, надо знать о нем все!



Работа по вопросам с демонстрацией на экране видов лесных пожаров)

1.Что такое лесной пожар?




2. Какие виды лесных пожаров вы видите на экране?




3. С какого пожара начинает чаще всего гореть лес?

4. Может ли лесной пожар переходить из одного вида в другой и быть комбинированным?

5. При каком виде пожара возможно горение без пламени?

6. В чем особенность торфяного пожара?










Формулируют полные ответы на вопросы.


Это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Низовые, распространяются по нижнему ярусу леса, приходится 90% всех лесных пожаров. И верховые – горит крона деревьев. Могут быть устойчивыми и беглыми.

С низового.


Может.




При торфяном.



Скорость распространения очень низкая; может самовозгораться и гореть без доступа воздуха; на поверхности земли только дым.

V.
Изучение новой темы
Перед вами на экране выведена диаграмма лесных пожаров в Забайкальском крае за последние 10 лет. Данные предоставлены отделением ГО ЧС Забайкальского края.
Задача:
Проанализировать и сделать вывод о количестве пожаров.






Вопрос:
Как вы думаете, с чем это связано?







Анализируют диаграмму и делают вывод:
2007 год стал рекордным по числу лесных пожаров, до 2010 года наблюдается серьезный спад возникновения лесных пожаров. А в 2011 и 2012 годах число лесных пожаров возросло.

Отвечают на вопрос:
Возможно, с природно-климатическими условиями, повышением культуры человека , проведением профилактической работы пожарными службами.



Работа с картой Забайкальского края



Забайкальский край относится к многолесным районам. Средний возраст насаждений – 83 года.
Вопросы:

1. Какие виды деревьев составляют большую часть наших лесов?

2. Территория нашего края относится к зоне неустойчивого увлажнения? Сколько в крае может составлять пожароопасный период?

Задача:
Используя красные квадраты, обозначьте на карте края районы, которые вы считаете самыми пожароопасными.





Внимательно посмотрите на карту и сделайте вывод.




Вспоминают из курса биологии, природоведения, географии:
Сосновые, кедровые, лиственничные, все имеют высокую степень пожароопасности.

6-7 месяцев, с марта по октябрь







Вспоминают географию края и отмечают районы: Читинский, Петровск-Забайкальский, Карымский, Акшинский, Красночикойский, Улетовский, Чернышевский, Сретенский, Балейский, Хилокский, Александрово-Заводский.

Анализируют расположение квадратов на карте и подводят итог:
Наиболее пожароопасным в Забайкальском крае является юг, юго-восток и юго-запад. На севере края нет пожаров, так как нет лесных насаждений и выпадает много снега, который из-за низких уличных температур долго не тает.





Причины лесных пожаров



Задача:
В учебнике прочитайте примеры лесных пожаров и определите, на ваш взгляд, основные причины возникновения этого природного бедствия.


На экран проецируется диаграмма причин лесных пожаров.


В итоговом отчете пожарных органов Забайкальского края было сказано, что высокий уровень горимости лесов в 2012 году, а мы это увидели на диаграмме, был обусловлен природно-климатическими условиями и несанкционированными сельскохозяйственными палами.


Подводит промежуточный итог:
Значит, ребята, в лесу мы с вами только гости, поэтому должны очень бережно и с уважением относиться ко всему, что дает нам природа.
Читают учебник, называют основные причины: (непотушенные окурок или спичка,оставленные бутылки и осколки стекла, неосторожное обращение с лесным костром, грозы, несоблюдение техники безопасности при работе в лесу)

Делают вывод о том, что наибольшее количество лесных пожаров происходит все-таки по вине человека.



Последствия лесных пожаров



Мы с вами знаем, для того, чтобы опасная ситуация случилась, нужны причины, но
Прежде чем говорить о последствиях лесных пожаров для человека, сельского хозяйства, экологии и экономики края, давайте вспомним о поражающих факторах. Перед вами лесной пожар (на экране). Посмотрите внимательно и назовите поражающие факторы.

А теперь по фотографиям лесных пожаров и учебнику ОБЖ попытайтесь сами сформулировать последствия лесных пожаров.
Изучают фотографию лесного пожара и отвечают:
огонь;
высокая температура;
ядовитые газы;
задымление;
обрушение деревьев.







Работают с учебником и записывают себе в тетрадь:
разрушение лесных ресурсов;
уничтожение флоры и фауны;
повреждение органического слоя почвы;
загрязнение атмосферы продуктами горения.

Делают вывод:
лесные пожары наносят огромный урон лесному хозяйству края, его экологии и лесным обитателям. После лесного пожара на месте прекрасного леса остается страшное зрелище.

VI.
Итог урока
Итак, давайте с вами повторим еще раз, что мы сегодня нового узнали?

А насколько полно каждый из вас освоил полный материал, покажет «Лист самоконтроля».

Оценки за урок будут выставлены по итогам самоконтроля с взаимопроверкой.
Отвечают на поставленный вопрос.



Заполняют лист, меняются с соседом и проводят взаимопроверку.

VIII
Домашнее задание
§ 7.3. Составить к следующему уроку:
1 ряд – памятку,
2 ряд – листовку,
3 ряд – обращение к населению по профилактике и предупреждению лесных пожаров. Лучшие из них будут размещены на школьном уголке безопасности.
Записывают домашнее задание в дневник, задают интересующие вопросы по выполнению домашнего задания.

IX
Рефлексия
Для того, чтобы я могла в полной мере оценить пользу и настроение урока, выберите веселый смайлик, если вам понравился и грустный, если не понравился урок.
Выбирают и приклеивают в свой «конверт настроения».


Приложение 1

Лист самоконтроля

Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?
низовой
верховой
торфяной
луговой

Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?
степной
луговой
торфяной
верховой

Что губит лес при пожаре?
дым
огонь
воздух
паника и беспечность людей.

Назовите причины лесных пожаров.
пал сухой травы
молния
брошенный окурок
стекло
незатушенный костер
поджег

Перечислите последствия лесных пожаров.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.






Приложение 2








































Приложение 3

Причины возникновения лесных пожаров


Площадь лесных земель, пройденная пожарами
в Забайкальском крае
(по данным Управления ГО ЧС Забайкальского края)










13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry5 Sобращение с_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·другие причины'Круговая 1
·
·5 Sобращение с