«Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в условиях реализации ФГОС»


«Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в условиях реализации ФГОС»
Аннотация
В данной статье описан опыт работы учителя физической культуры, посвященный рассмотрению одной из актуальных педагогических идей – использованию современных образовательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации федерального государственного образовательного стандартаИспользование современных образовательных технологий является одним необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учащимися рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Особое внимание уделяется здоровьесберегающим, информационным технологиям обучения, позволяющим организовать такую деятельность.
С помощью верно подобранных образовательных технологий можно проследить и оценить достижение новых образовательных результатов, которыми обязан владеть современный учитель.
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт современного поколения ставит перед педагогом новые цели и акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные педагогические технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках раскрывается деятельность учеников. 
При проведении уроков физической культуры я использую разные методы и формы работы с учащимися: показ упражнений, словесные методы работы, самостоятельная подготовка и выполнение упражнений с обучающимися. Предлагаю учащимся различные задания: упражнения в парах, самостоятельную работу, работу в группах, командные эстафеты.
Каждый учащийся должен получить за время учебы знания, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни. Поэтому стремлюсь преподнести так, чтобы обучение не наносило вред здоровью.
Одной из важных целей учебно-воспитательного процесса считаю обучение детей методам сохранения и укрепления своего здоровья. Поэтому важную роль при проведении занятий отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые необходимы в жизни.
Физическая культура - это один из предметов, где связь обучения с жизнью используется, как стимул самообразования, активизируется физический потенциал, прививается интерес к заботе о своем здоровье и его сохранению.
К сожалению, в нынешних условиях дети стали вести менее подвижный образ жизни. Нехватку движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы -это уроки физической культуры. Чтобы сделать их максимально полезными и интересными, применяю современные педагогические технологии, нестандартные приемы и методы обучения.
Использование информационных технологий в школе есть объективный и естественный процесс, формирующий новый тип культуры – информационной. Считаю, что современный урок физкультуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий, поэтому хочу остановиться на этом подробнее.
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития.
Поэтому в своей работе я учитываю многофункциональные возможности компьютерных средств обучения.
Рассмотрим это на примере.
По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по различным видам спорта. Это может быть передача или бросок баскетбольного мяча, прием и передача волейбольного мяча, низкий, высокий старт в легкой атлетике, упражнение в равновесии на гимнастике и др. Обучение двигательному действию стоит начинать с демонстрации показа техники игры. Эта цель хорошо реализуется через использование электронных мультимедиа-презентаций.
Просмотр учениками техники двигательных действий профессиональных спортсменов, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления. Применение цвета, мультипликации позволяет воссоздать реальную картинку, способствует более быстрому усвоению учебного материала.
После демонстрации движений, целесообразно их практически апробировать на техническом этапе урока. Для этого применяю интерактивные методы обучения. С помощью помощников веду видеосъемку выполнения учащимися приемов и действий, затем проецирую на экран и совместно с учениками веду разбор техники выполнения различных приемов и упражнений по определенному виду спорта. Данный метод способствует развитию у учащихся аналитического мышления, конкретного изучения техники двигательного действия.
При такой технологии построения урока, все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно и ученики, приобретают правильные представления о двигательных действиях, вырабатывают правильный стереотип движения. Применение компьютера возможно на любых этапах урока: при изучении нового материала, на стадии закрепления материала (тестовый компьютерный контроль). Занятия, основанные на использовании информационных технологий, всегда увлекательны, содержательны и интересны ученикам.
Применение компьютерных технологий дает большие возможности для работы в данном направлении. В моем арсенале большой комплекс общеукрепляющих, адаптивных физических упражнений для учащихся с учетом уровня их физического развития, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Наглядная их демонстрация с помощью компьютера, соответствующее текстовое и звуковое сопровождение способствуют повышению эффективности восприятия учебного материала, росту интереса к своему здоровью.
Всем нам известно, что дети часто болеют. Основными причинами наших школьников являются простудные заболевания, близорукость, нарушение осанки, стрессы и конечно, недостаточная двигательная активность- гиподинамия. Поэтому на своих уроках, при проведении физкультминуток, на классных часах и просто в беседе с учениками обучаю детей элементарным приемам здорового образа жизни.
В числе методов, которые я использую, оздоровительная гимнастика: пальцевая, дыхательная, а для профилактики простудных заболеваний, снятия усталости и боли в мышцах рекомендую самомассаж. Известно, что сегодня одним из распространенных заболеваний школьников является близорукость. Ведь учебный труд связан с усиленной работой зрительного аппарата. На уроках, во внеклассной работе с детьми я рекомендую упражнения для глаз, которые являются эффективной профилактической методикой (работа с глазотренажером, «Гимнастика для глаз», «Точечный массаж» на основе использования биологически активных точек).
В качестве дидактической основы уроков, основанных на использовании здоровьесберегающих технологий, выступают современные оздоровительные методики, разработанные известными учеными. Применение мультимедийных форм представления информации в сочетании со звуком, графическими иллюстрациями, дает хороший учебный эффект: формируются навыки заботы о своем здоровье, навыки самоконтроля, вырабатывается адекватная самооценка.
Опыт показал, что важно не только физическое, но и душевное здоровье детей. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия, которая является интереснейшим и перспективным направлением, используемым во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. На отдельных уроках я использую метод музыкотерапии, который дает лечебный и успокаивающий эффект. Использование аудиоматериала считаю одним из важных электронных средств поддержки обучения.
Информационные технологии обладают высокой дидактической эффективностью, а в сочетании с личностно-ориентированным подходом, позволяют решать одну из важнейших задач,- разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни, отвлечься от негативных социальных факторов - употребления алкоголя, курения. Мною подобран и демонстрируется учащимся цикл бесед о вреде курения и алкоголя, правильном питании и мерах профилактики здоровья.
Хочу отметить, что использование информационных технологий на уроках физической культуры позволяет реализовать сразу несколько функций: мотивационную, информационно - обучающую, контролирующую. Подобные уроки обладают характерными особенностями современного урока - двигательной плотностью, динамичностью, эмоциональностью в сочетании с общеобразовательной направленностью.
Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Поэтому содержание учебного материала и организация форм деятельности учеников на уроке должны быть хорошо продуманы. Они должны способствовать успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывать положительные эмоции, поддерживать высокую работоспособность учащихся. Использование информационных технологий позволяет решать данные задачи и добиваться высокого дидактического качества урока.
Я включил в свою работу модульную технологию. В основу модульной технологии взят один из разделов учебной программы «Баскетбол» (в среднем звене). Содержание раздела разделено на небольшие модули: 1- «Техника ведения и передач мяча», 2- «Броски в кольцо, подборы», 3- «Тактика нападения, тактика защиты», 4- «Тактика игры», каждый из которых представляет собой логически завершенную часть учебного материала, имеет конкретные задачи, средства и способы их решения, обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков учащихся.
В настоящее время наблюдается ухудшение состояния здоровья обучающихся образовательных учреждений. У ребят отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития. В процессе обучения в школе, начиная от начальной школы и до старших классов показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются. Считаю, что система физкультурно-оздоровительных мероприятий, разработанная мной, будет способствовать уменьшению наиболее типичных отклонений в состоянии здоровья детей.
Использование выше перечисленных, применяемых мною в своей профессиональной деятельности, технологий и методик позволяет решить педагогические задачи, и я в дальнейшем буду применять их на уроках.
Одной из форм формирования творческой инициативы и овладение умениями и навыками самостоятельной работы учеников по физкультурно-оздоровительной деятельности являются использование работ над различными проектами.
Рассматривая исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, можно сделать вывод о том, что разработка собственных или групповых мультимедиа проектов обеспечивает переход от традиционного процесса обучения в развивающий, творческий.
Современные программные и технические средства позволяют учителю изменять содержание презентаций и хранить большие объемы информации, чем раньше.
На первом этапе проектной деятельности разрабатывается план. В течение уроков учащиеся изучают новые, совершенствуют ранее пройденные акробатические упражнения, развивают необходимые при выполнении комбинации физические качества: гибкость, силу, координацию, знакомятся с правилами судейства соревнований по акробатике.
На заключительном уроке они выступают со своей работой – показ освоенного физического навыка (например, акробатическая комбинация).
Не остаются в стороне и дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Они изучают работу учащихся над проектом и оформляют презентацию.
В заключении можно сделать вывод о том, что использование СОТ на уроках физической культуры обеспечивает создание условий для развития способности школьников к самообучению путем исследовательской творческой учебной работы учащихся, направленной на интеграцию и актуализацию знаний; более эффективное восприятие учебного процесса у учащихся, сохранение их здоровья.
Современные программные и технические средства позволили учителю изменять содержание презентаций и хранить большие объемы информации; привлечь школьников к систематическим занятиям физической культуры и спортом.
Использование мультимедийных презентаций при создании проектов, обучение в сотрудничестве, дискуссий обеспечивает более эффективное соприкосновение физической культуры и внешних информационных потоков, взаимодействие с учащимися. Для познавательной активности учащихся на уроках физической культуры используется видеометод, который обеспечивает:
- возможность передачи ученикам более полной и достоверной информации
об изучаемых спортивных элементах;
- высокую степень наглядности в учебном процессе;
- запросы и интересы учащихся;
- возможность наладить эффективную обратную связь.

Список литературы
  Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие /Е. С. Полат, М. Ю. Бухарина,- М.: Бухарина Издательский центр «Академия»,2007.
Селевко Г. К. Педагогические технологии.
Селевко Г. К. Найди себя.
Конради С. В. — Игровые технологии / 2001.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Москва: 2005 (Высшее профессиональное образование) .Лях В.И. Диагностика и развитие.