Разработка урока по теме: Международная защита прав человека

Открытый урок «Права человека»
Цель урока: расширить знания о правах человека и порядке их защиты, как на международном, так и внутригосударственном уровне.
Задачи урока:
Показать роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека
Продемонстрировать влияние Всеобщей декларации прав человека на Конституцию РФ в области защиты прав человека
Продолжить формирование активной гражданской позиции в области защиты прав человека
Оборудование: Проектор, на котором демонстрируется презентация, фотоматериалы, текст Конституции РФ, стенгазета, подготовленная учащимися.
Ход урока
Учитель: Ребята сегодня нам с Вами предстоит рассмотреть один из основополагающих вопросов современной правовой системы международного сообщества – проблему защиты и соблюдения прав человека. Несмотря на неоднократную постановку этой проблемы на международной арене создании различных организаций занимающихся контролем в этой области проблема зашиты прав человека не становится менее актуальной.
В этом году исполняется 60 лет с момента принятия Всеобщей декларации прав человека. В рамках урока давайте попытаемся выяснить какую роль сыграл этот документ в развитии норм борьбы с различными видами дискриминации.
Класс разбит на 4 группы: правоведы, историки, политологи и социологи, которые проводили исследовательскую работу и подготовили свои материалы.
Учитель: Прежде чем знакомиться с документальной основой наших исследований давайте обратимся к основным понятиям урока и выясним, что такое права человека и какое влияние на развитие общества.
Выступление группы правоведов: Права человека: понятие и сущность
Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и конфликтов на основе сочетания свободы индивида, со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства. Права человека являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно приняты и охраняемы государством.
К правам человека относятся:
- личные или гражданские права (на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, свободы совести, передвижения и выбора места жительства, национальную принадлежность);
- политические права и свободы (участвовать в управление государством, на свободу слова, свободу собраний, митингов, демонстраций, на объединение в общественные организации, на обращение);
- социальные и экономические права (на труд, защиту от безработицы, справедливые и благоприятные условия труда, частной собственности на имущество, на социальное обеспечение, на достаточный и наивысший уровень жизни, психического и физического здоровья, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь);
- культурные права (на образование, участие в культурной жизни, свободу всех видов творчества).
Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие.
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему в современном мире права человека явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми.
Учитель: Давайте попытаемся ответить, какие же факторы влияют на формирование правовых особенностей государств и не позволяют им стать подлинно правовыми. (Обсуждение).
Учитель: Как мы видим и сейчас проблема защиты прав человека стоит очень остро. С особым вниманием мировое сообщество было вынуждено обратиться к этой проблеме в годы второй мировой войны, когда фашизм низверг и растоптал главную ценность человеческого общества – жизнь. Примеров этого не мало (демонстрация фотоматериалов). Ответом на это стало появление международной организации призванной не допустить повторения подобных зверств.
Выступление группы историков: ООН и защита прав человека
ООН возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы второй мировой войны. Специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех в число целей Организации Объединенных Наций объясняется прежде всего событиями, которые произошли непосредственно перед второй мировой войной и в ходе ее.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

В 1946 году Организация Объединенных Наций создала Комиссию по правам человека, которая является основным директивным органом по правам человека в рамках системы ООН. 
Под председательством Элеоноры Рузвельт (США), защитницы прав человека и вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта, Комиссия занялась определением основных прав и свобод. Основной вклад в работу внесли следующие члены Комиссии: Рене Кассен (Франция), Шарль Малик (Ливан), Пэн Чунь Чан (Китай), Эрнан Санта Крус (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), лорд Дьюкстон/Джеффри Вильсон (Соединенное Королевство), Вильям Ходжсон (Австралия) и Джон Хамфри (Канада). (демонстрация слайдов)
Первоначально в состав Комиссии по правам человека входили 18 государств-членов; в настоящее время в ее состав входят 53 члена, которые ежегодно проводят свои заседания в Женеве для рассмотрения вопросов прав человека, разработки и кодификации новых международных норм и представления рекомендаций правительствам. Неправительственные организации играют активную роль в ее работе. 
После углубленного рассмотрения и 1400 раундов голосования практически по каждому слову и каждому положению 10 декабря 1948 года в Париже в новом дворце Шайо Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека. 
Декларация, в которой провозглашены личные права и свободы для каждого, была беспрецедентной по своему характеру. Она остается основным сводом стандартов в области прав человека в двадцатом столетии и краеугольным камнем всемирного движения в защиту прав человека. 
Хотя Декларация не имеет обязательной силы договора, она получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Многие пакты, конвенции и договоры по правам человека, заключенные после 1948 года, основаны на ее принципах. (Знакомство с отрывками текста Декларации в картинках).

Одним из самых больших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющей базы законодательства в области прав человека. Впервые в истории существует всеобщий кодекс прав человека, которого могут придерживаться все государства и к которому могут стремиться все люди. 
Организация Объединенных Наций стремится создать культуру прав человека во всем мире. К наиболее всеобъемлющим юридически обязывающим соглашениям по правам человека, заключенным под эгидой ООН, относятся Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 
Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Их положения стали юридически обязывающими, что продвинуло Всеобщую декларацию на шаг вперед. Большинство стран мира является сторонами этих двух конвенций, что обеспечивает возможность международного контроля за существующей практикой в области прав человека. 
Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека. 
С 1948 года в рамках Организации Объединенных Наций было заключено порядка 60 договоров и деклараций по правам человека. Ниже приводятся названия некоторых из них: 
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года 
Конвенция о статусе беженцев 1961 года 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1965 года 
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1984 года 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1989 года 
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года  (сопровождается демонстрацией презентации).
Учитель: Долгие годы в нашей стране борьба с дискриминацией, да и в целом проблема защиты прав человека не стояла остро, а зачастую замалчивалась правительством. С распадом СССР, усилением миграционного движения, развитием демократических институтов эта проблема стала выходить на центральные позиции. Какие же институты гарантируют соблюдение прав человека в Российской Федерации.
Сообщение группы политологов: Защита прав человека в РФ
С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает систему государственных гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи: разделение властей, прямое действие норм и принципов Конституции, презумпция не виновности, права человека, как высшая ценность, а также соответствующая этим принципам система государственной власти. (Сопровождается демонстрацией в презентации)
Конституция РФ определяет особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигает защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Развитие этого конституционного положения должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности.
Учитель: Давайте же вспомним какие права и обязанности нашли отражение в Конституции Российской Федерации. (Обсуждение Конституции РФ по тексту).
Учитель: В последние годы можно отметить повышение активности граждан нашей страны в отстаивании собственных прав и интересов. В этом смысле особый интерес представляет новый институт Уполномоченного по защите прав человека.

Сообщение: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукин
Адрес: 107084, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47
Приемная: (495) 607-19-22 (495) 607-39-69 (495) 607-34-67
Часы приема: с 10.00 до 17.00 (по рабочим дням)
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15) на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном, либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п.2 ст. 16).
Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).
В жалобе должны быть указаны: Фамилия, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п.2 ст. 17).
Учитель: Из всего, что мы с вами сегодня рассмотрели очевидно, что современный человек должен обладать не только определенным набором правовых знаний, для защиты своих интересов, но и иметь высокий уровень правовой культуры. Группа социологов провела в рамках нашей школы опрос общественного мнения, пытаясь выяснить уровень правовой культуры учащихся среднего и старшего звена.
Сообщение группы социологов.
Демонстрация диаграмм.
Представленные диаграммы свидетельствуют, что в среднем звене уровень удовлетворенности правовой защищенностью выше, нежели в старшем звене. Однако, сами поросы демонстрировали достаточно невысокий уровень понимания самих вопросов, излишнюю эмоциональность, особенно в старшем звене. В целом уровень правовой культуры по школе остается невысоким, а процесс расширения правовых знаний требует дальнейшего развития.
Учитель: Приведенные нашими социологами факты свидетельствуют о том, что проведенный нами урок является важной составляющей дальнейшего процесса формирования у вас правовых знаний и правовой культуры и поможет Вам в будущем занять более активную гражданскую позицию в обществе.
В конце хотелось бы привести некоторые общемировые данные характеризующие уровень защиты прав человека, которые возможно покажут Вам, что в мире существует немало правовых черных пятен, требующих Вашего решения.

15