Разработка урока по географии Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Международная экономическая интеграция 910 класс)


Тема урока: Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Международная экономическая интеграция.
Цели и задачи:
Сформировать понятие о мировом хозяйстве, международном географическом разделении труда как основном понятии в экономической географии и его формах.
На примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики, раскрыть значение региональной и отраслевой интеграции, сформировать представление о ТНК.
Развивать умение работы в группах.
Оборудование: политическая карта мира, карточки с заданиями, учебник географии под редакцией Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
Тип урока: комбинированный.
Структура Урока:
Организационный момент.
Новый материал.
Вопросы для учащихся:
На каких видах продукции специализируются различные регионы России?
Назовите специализацию ЯНАО.
Вспомните, у каких животных наблюдается разделение труда.
Приведите примеры, основываясь на знании истории, разделения труда в первобытном обществе.
Формирование новых знаний, умений и навыков.
Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа в течении 15 минут изучает материал по следующим вопросам:
1.группа: Понятие о мировом хозяйстве.
2.группа: Понятие о международном географическом разделении
труда (МГРТ) и его формах.
3.группа: Отрасли международной специализации – результат
географического разделения труда.
4.группа: Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки.
5.группа: Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК.
Работу выполняют в карточках
Группа № 1
Состав группы_______________________________________________________________________
Понятие о мировом хозяйстве Определить отрасль специализации страны:
Страны: Отрасль специализации
Япония Россия Германия Новая Зеландия Намибия Группа № 2
Состав группы_______________________________________________________________________
Понятие о международном географическом разделении труда (МГРТ) и его формах.
Определить отрасль специализации страны:
Страны: Отрасль специализации
Саудовская Аравия Судан Швейцария Индия Ямайка Группа № 3
Состав группы_______________________________________________________________________
Отрасли международной специализации – результат
географического разделения труда. Определить отрасль специализации страны: Страны: Отрасль специализации
Эквадор Гана Сингапур Мальта Замбия Группа № 4
Состав группы_______________________________________________________________________
Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Интегрированные региональные экономические группировки.
Экономические организации Расшифровка
ЕС АСЕАН АТЭК НАФТА ЛАИ ОПЕК Группа № 5
Состав группы_______________________________________________________________________
Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК. Крупные компании Примеры
Нефтяные компании Машиностроительные компании Компании пищевой промышленности По завершению работы один представитель от группы выступает по своему вопросу.
Закрепление и проверка полученных знаний в форме географического диктанта
На доске представлены страны и аббревиатура компаний или организаций (поменять порядок):
ОПЕК, НАФТА, АСЕАН, Новая Зеландия , Судан, Намибия, Мобил, Сони. А так же «белые вороны»: АТЭС, ЛАИ, Аргентина, Китай.
Вопросы географического диктанта:
Организация экспортеров нефти (ОПЕК)
Организация свободной торговли, куда входят США, Канада и Мексика (НАФТА)
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Страна, отраслью специализации которой является овцеводство (Новая Зеландия)
Страна, отраслью специализации которой является экспорт хлопка (Судан)
Страна, отраслью специализации которой является экспорт урана и алмазов (Намибия)
Крупнейшая нефтяная компания (Мобил)
Крупнейшая машиностроительная компания (Сони)
Проверка географического диктанта:
4-5 правильных ответов- оценка «3»
6-7 правильных ответов- оценка «4»8 правильных ответов- оценка «5»
Домашнее задание: параграф 21, в контурной карте нанести страны- члены ОПЕК.