Конспект урока на тему: Ботанический сад


Конспект урока по окружающему миру
Учитель: Тулякова Марина Геннадиевна.
УМК: Перспектива 1 класс
Тема урока: В Ботаническом саду.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: Понять цели организации ботанических садов, их значимость для человека.
Задачи урока:
формировать представления о ботаническом саде как просветительском и научном учреждении;
познакомить с некоторыми растениями ботанического сада;
развивать творческие способности детей.
Планируемые достижения:
понять цели организации ботанических садов, их значимость для человека;
научиться любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями;
усвоить правила поведения в ботаническом саду.
Оборудование: Учебник Окружающий мир ч.2 стр. 24 – 25, Рабочая тетрадь, стр.16-17, методическое пособие, интерактивная доска, Интернет-ресурсы.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
УУД
Личностные
- формирование личного эмоционального отношения к ботаническому саду (научиться любоваться образцами садово—паркового ландшафта)
Предметные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос
Познавательные:
- понять цели организации ботанических садов, их значимость для человека.
Метапредметные:
-способствовать развитию логического мышления, речи;
-планировать своё высказывание;
-строить рассуждения по теме урока;
-расширить кругозор;
-развивать способы взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности;
Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство, технология.
Ход урока:
Организационный этап (1-2 мин)
Проверим готовность к уроку. Что должно лежать на парте?
2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (4-5 мин)
1)Отгадайте загадки (Слайды 2, 3 ,4)
Как одним словом можно назвать все отгадки? РАСТЕНИЯ (Слайд 5)
2) Как вы думаете, о чем речь пойдет на уроке? ( О растениях)
3) Давайте вспомним, на какие группы можно разделить растения ( деревья, кустарники, травы) (Слайды 6, 7, 8)
4) Назовите отличительные признаки: (Слайд 9)
- деревьев (один толстый стебель - ствол)
- кустарников (несколько довольно тонких стеблей - стволиков)
- трав (стебли мягкие, сочные).
5) Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?
- Как вы думаете, дикорастущими или культурными являются цветники, которые высаживают на клумбах?
Мы с вами вспомнили культурные растения, которые мы можем встретить у нас в городе.
6) А сейчас посмотрите, на дикорастущие растения разных стран. Вам понравились?
Хотели бы их увидеть близко? Узнать про них? А как сделать так, чтобы увидеть эти растения все сразу?
3) Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) (10 мин)
1) Есть такие места, где собраны растения со всего света. Там за ними ухаживают, изучают их. А для всех желающих проводят экскурсии, чтобы люди могли полюбоваться растениями и больше узнать о них. Называются эти места – ботанические сады.
- Кто из вас был в ботаническом саду? Расскажите о нем.
- Сад – очень красивое место, но для чего его создавали? Кто был инициатором создания ботанического сада?
Мы сегодня виртуально побываем в Ботаническом саду. Узнаем его историю.
2) Ученые дают такое определение:» Ботанический сад – это научное исследовательское и культурно-просветительное учреждение. В основе Ботанического сада – коллекция живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях. «(Слайд 10)
Как понимаете слова «научное исследовательское и культурно-просветительное учреждение»?
3) Первым садом в России был царский сад в Измайлово, под Москвой (слайд 11).
Отсюда Петр 1 (слайд) получал растения для своего Летнего сада СПБ. (Слайд 12)
В 1714 году по указу Петра 1 был создан Ботанический сад, как Аптекарский огород. Здесь выращивались лекарственные растения для аптек. (Слайд 13)
Здесь можно было увидеть те растения, которые больше не произрастают в естественных условиях, и те, которые находятся на грани исчезновения, растения других стран.
(Слайд 14)
Мы совершили виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургскому ботаническому саду. Давайте познакомимся с еще несколькими экспонатами ботанического сада, для этого откройте учебник на стр. 24-25.
Физминутка (2-3 мин)
4)Работа по учебнику.
Бананы – в диком виде произрастают в Китае, Индии, Африке. Это одно из первых культурных растений тропической Азии. Это гигантские травянистые растения с огромными листьями очень быстро растут. Каждый стебель приносит гроздь плодов только один раз, потом погибает, а от корня идут новые побеги.
Земляничное дерево – красивое вечно зеленое дерево. Название дерево получило из-за некоторого сходства плодов, которые растут на рыхлых свисающих кистях, с ягодами земляники. Эти плоды съедобны, из них варят варенье. Летом дерево сбрасывает кору. Листья держатся один год и опадают вместе с корой. Если стоит сильная засуха, то листья остаются на дереве ещё на год.
5) Прежде чем посетить Ботанический сад, необходимо подумать, что можно, а что нельзя делать посетителям Ботанического сада.
-Предложите свои варианты
Прочитайте правила на листках. Выделите те, с которыми вы согласны.
Оцените выполнение работы.
5) Закрепление приобретённых знаний и умений.(20 мин)
Практическая деятельность учащихся.
Работа в печатной тетради стр. 16
Создайте свой Ботанический сад (работа в группах) с цветущим растением .Презентация своего мини проекта.
- Вам понравились те растения, которые растут в ботаническом саду?
- Какое значение для человека имеет Ботанический сад?
А вы знаете, что если бы не было ботанических садов, заповедников, то вряд ли мы увидели всю эту красоту, потому что мы люди безжалостно уничтожаем всё самое красивое и удивительное то, что есть в природе.
7. Подведение итогов урока.(4 мин)
- Что такое ботанический сад?
- Кто является основателем ботанического сада?
- В каком году был основан ботанический сад?
- Для чего основали ботанический сад?
- С какими растениями вы познакомились?
- Что узнали о растении – банан? Секвойя? Земляничное дерево?
Оцените свою деятельность
8. Рефлексия деятельности (2 мин)
Какой вид работы на уроке вам понравился?
О чем бы вы рассказали сегодня дома?
Приложение
Правила поведения на территории ботанического садаНа территории ботанического сада разрешается: 1) Фотографировать и фотографироваться на фоне растений. 2) Рисовать. 3) Гулять по дорожкам и отведенным для отдыха местам.
На территории сада запрещается: 1) Ломать и вырубать деревья и кустарники, сдирать с них кору. 2) Рвать и выкапывать растения. 3) Ходить по газонам и берегам водоемов. 4) Выгуливать собак. 5) Разжигать костры. 6) Выбрасывать мусор. 7) Курить вне специально отведенных мест. 8) Ломать скамейки и этикетки. 9) Загрязнять водоемы. 10) Нарушать тишину. 11) Играть в активные игры с применением спортивного инвентаря и любого вида оружия. 12) Устраивать пикники и распивать спиртные напитки, в том числе пиво. 13) Приходить в сад с большими сумками. 14) Въезжать без разрешения на территорию сада на машинах. 15) Заходить за огражденные и хозяйственные территории внутри сада. 16) Любая иная деятельность, нарушающая сохранность флористических ресурсов сада, угрожающая состоянию его природных и архитектурных объектов.