Разработка урока по обучению грамоте Скажем Азбуке спасибо!


« Скажем Азбуке спасибо»
1уч.
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник Вас!
Учитель:
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По степям до синих гор,
На зеленый светофор.
В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник, в 1-й класс.
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает.
Так садись в счастливый поезд
И помчит от «А» до «Я».
Нынче в нашей школе праздник,
Славный праздник Букваря!
Дорогие ребята, совсем недавно, 1 сентября, вы впервые переступили порог школы. Ко всем первоклассникам нашей Родины в этот день пришли миллионы букварей и азбук. Они очень разные , но каждый из них очень многим помог впервые прочитать слова «мама», «школа», «учитель», «книга».
2уч.
Потрудились мы немало,
Ведь по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах букваря.
Мы познакомились со всеми буквами русского алфавита, умеем произносить все звуки, знаем все их секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов.
Есть волшебная страна,Что распахнута пред вамиТа, которая словамиКак людьми населена.
Утверждать ему не ново,
как писать какое словоКак писать и как читать,Как с другими сочетать.
Он связует новь и старь,И тебе всегда, как другу,Оказать готов услугуРусской речи ГосударьПо прозванию Словарь!
Перед вами «толстый словарь русского языка». Что вы можете сказать о его внешнем виде( Очень объемная книга). А вот словарь иностранных слов в русском языке. Каков он на вид? (Очень толстый). А вот еще один словарь «новые слова в русском языке». А о нем что вы можете сказать? (В нем тоже очень много слов). Слова в этих словарях не повторяются. Сейчас я положу эти три словаря друг на друга. Что вы можете сказать? ( В русском языке очень много слов) . Все эти слова составлены только из различных сочетаний 33 букв. Вы прочитаете очень много книг пока будете учиться в школе. И для вас не останется незнакомых слов в этих словарях, если вы будете любознательны, старательны и станете стремиться получить как можно больше знаний.
3уч.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
4уч.
много слов на свете,
много дел на свете.
если дела нету-
слово это ветер.
Слово улетает,
Не поймаешь снова…
Человек без дела-
Человек без слова.
На уроках обучения грамоте мы с вами говорили о том, что наша речь бывает …
-наша речь состоит из …..
- предложение состоит из …
- слова делятся на ….
- слоги состоят из …
- чем отличается звук от буквы ?- на какие две группы делятся звуки языка?
5 уч.
Ель, топор, лопата, руки - В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные: ВСЕ ВМЕСТЕ. Гласные, согласные. 
6учГласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В темном лесу звать и аукать, И в колыбельке Аленку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. 
7уч.А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
- Какими буквами обозначаем гласные звуки?
- Что мы знаем о согласных?
Согласные звуки всегда дружили и дружат с гласными. Только однажды они поссорились. Послушайте, что же из этого получилось.
Однажды не поладили буквы- гласные и согласные- и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить- и никак! Кашлянкли – кх! Чихнули – пчх! Хныкнули – хм! Зачем-то позвали кошку – кс, кс, кс! И заскучали …. Вдруг : тс-с ! Показалось им , что-то где-то рыдает. Прислушались.
- А-а-а-а-а! О-о-о-о! – кричали гласные, они плакали, как маленькие дети:
-УА! УА!
И согласные крикнули им ( вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
БДМ ВСГД ВМСТ !И услышали радостное , ( но тоже непонятное) :
У-Е Е-А Е-Е !Заключили буквы мир , снова стали рядом, внятно сказали :
БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ !С тех пор никогда больше не разлучались.
ФИЗМИНУТКА « Паровоз»
8уч.
Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки.
Твердый знак и мягкий знак,
Нам без них никак нельзя.
- А почему нам никак не обойтись без этих знаков?
ЛИСТ …Я ПОД….ЕЗД
На уроках обучения грамоте мы с вами прочитали очень много сказок. Я предлагаю вам игру. Вы должны отгадать о каком сказочном герое идет речь. Надеюсь, вы помните сказки лучше, чем девочка Параска.
Учитель спросил у Параски:
-Какие читала ты сказки?
Параска думает « ОЙ-ОЙ»,
Я не читала ни одной!»
А сзади кто-то шепчет «Репка».
Параска завопила «Кепка»
А – в Африке лечит зверей, ( Айболит)
Б – к папе Карло спешит скорей, ( Буратино)
В – зайца гонит до дверей, ( волк)
Г – с Белоснежкой дружит, ( гном)
Д – на листе зелёном по водоёму кружит, ( Дюймовочка)
Е – на печке лежит, не тужит, ( Емеля)
Ё – в клубок колючки прячет, ( ёж)
Ж – по болоту скачет, ( жаба)
З – туфлю потеряла, плачет, ( Золушка)
И – серого волка за собой ведёт, ( Иван)
К - круглый, песню о себе поёт, ( колобок)
Л – рыжим хвостиком метёт, ( лиса)
М – умываться всем велит, ( Мойдодыр)
Н – « незнаньем нас смешит, ( Незнайка)
О – по небесам скользит, ( облако)
П – на спице над городом бьётся, ( петушок)
Р – золотая в сеть к старику попадается, ( рыбка)
С – весной водой разольётся, (снег)
Т – дом для маленьких зверей, (теремок)
У – « Серая шейка», лисы посмелей, ( уточка)
Ф – за посудой вдогонку помчалась скорей, ( Федора)
Х – из кувшина появился вдруг, ( Хоттабыч)
Ц – смеяться не умеет, а только плачет вслух, ( царевна)
Ч – друг Гены Крокодила, ( Чебурашка)
Ш – старуха с крысой всем вредила, ( Шапокляк)
Щ – король, мышиный заводила, ( Щелкунчик)
Э – создания милейшие, живущие в цветах, ( эльфы)
Ю – чудо, снующее в морях ( юдо)
Я – плод, что Жар – птица носит в когтях ( яблоко).
Ребята, посмотрите, все буквы встали в ряд. Как это можно назвать,
одним словом?
Дети: алфавит.
9уч.
Строй, как строй, да не простой-
Он зовется Алфавит,
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны,
И за это им даны высочайшие права
Образовывать слова.
10уч.
Буквы встали строго в ряд, будто на линейке,
Каждый знает свое место и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,
Ну, а мы теперь сумеем повторить все 33.
(Дети хором проговаривают буквы алфавита)
11 уч.
Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком, А для тебя они - ключи Ко всем хорошим книжкам.12уч. В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, Войдешь в любую сказку.13уч. Прочтешь ты книги о зверях, Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях И на седых вершинах.
14 уч.
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо к бабушке идти: - Прочти, пожалуйста! Прочти! Не надо умолять сестрицу: - Ну, почитай еще страницу! Не надо звать. Не надо ждать. А можно взять и почитать!
Я предлагаю вам не просто прочитать стихи , которые сочинила девочка Параска, а еще и исправить ошибки , допущенные девочкой.
( Тексты с заданием у детей на парте)
Тает снег,течет ручей,
на ветвях полно врачей.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Говорят, один рыбакВ речке выловил башмак.Но зато ему потомНа крючок попался дом.
Молодцы! Вы и с этим заданием справились на «отлично»1 Я вижу , что вы не просто научились читать , но еще и думать.
.   Попрощавшись с Букварём
К новым знаниям пойдём.
Вдаль идёт дорога –
Будет знаний много!
Так дерзай, дружок, учись,
Не болтай, и не ленись,
Не отлёживай бока –
Путь-дорога  нелегка.
С книжкой продолжай дружить
И учёбой дорожить.
Рядом  верные друзья.
Вместе – школьная семья!
Все    До свидания, Букварь! Здравствуй, книга для чтения!
Видеоролик «Наш 1 класс»
Вручение удостоверений.