Классный час Умеем ли мы дружить?

Праздник всех нас собирает
И друзей объединяет.
Приходи к нам поскорей –
С нетерпеньем ждем гостей.
Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.

Она - это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!

И скоро поймешь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!
Беседа. - Оглянитесь вокруг себя внимательно. Может ли каждый из вас с уверенностью сказать, что его окружают друзья?
Представьте, что вы идете по дороге, и на пути стоит камень, на котором написано: «Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь – друга потеряешь». В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему вы выберете? Давайте обсудим:
- Нужна ли дружба?
- Почему люди ценят дружбу?
- От чего зависит дружба? (ответы детей, обсуждение)
3. Давайте проанализируем ситуации, с которыми сейчас познакомимся. (работа по группам)
1-Я СИТУАЦИЯ
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?
(Обсуждение 1-й ситуации.)
2-Я СИТУАЦИЯ
Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?
(Обсуждение 2-й ситуации.)
3-Я СИТУАЦИЯ
Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной
Моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
(обсуждение 3 ситуации)

- Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать.
4. Что же такое дружба в вашем понимании?
(ответы детей)
- Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
5. - Давайте посмотрим инсценировку по произведению М.Пляцковского «Урок дружбы».
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Автор.
Чик.
Чирик.
Роль автора исполняет ведущий, роли воробьев - мальчики, у них на головах - тапочки с изображениями птиц.
Автор. Жили два воробья: Чик и Чирик.
Появляются «воробьи», шумно произнося: «Чик! Чик!» и «Чирик! Чирик!». «Разлетаются» в разные стороны.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
Появляется Чик с посылочным ящиком.
Чик. Спасибо, бабушка! (Прижимает посылку к груди.) А Чирику я ничего не скажу. Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется! (С жадностью «клюет» зерна.) Ну, вот и все! (Поглаживает живот.) Ох, и наелся же я! (Выбрасывает ящик в сторону, «складывает крылышки», закрывает глаза - засыпает.)
Появляется Чирик. Находит ящик и возле пего несколько зерен пшена.
Чирик. Кто-то ящик выбросил... А в нем пшено было... Соберу-ка я зернышки! (Достает пакетик, складывает.) Полечу, поищу Чика. (Улетает, натыкается на спящего Чика.) Здравствуй, Чик!
Ч и к. Привет, Чирик!
Чирик. Я сейчас нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
Ч и к . Не надо... Зачем?.. Ты нашел - ты и ешь!
Ч и р и к . Но мы же с тобой друзья. А друзья все должны делить пополам. Разве не так? (Протягивает пакет.)
Чик. Ты, наверно, прав. (Опускает голову.)
Автор. Чику стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его.
Чик (берет зернышки с виноватым видом). Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок ... дружбы!

- Кто объяснит, чему научил Чирик Чика? (Друзья должны делиться, заботиться друг о друге, нельзя думать только о своем благополучии.

6. Мне говорили, дружбы не бывает
Что это сказки, это лишь в кино
Но все ошиблись. Все они не знали,
Что повстречать тебя мне суждено

С тобой могу, и плакать, и смеяться
Могу молчать,я знаю, ты поймешь
И если буду я в тебе нуждаться,
В минуту трудную. Я знаю, ты придешь.

Ты не осудишь, если ошибусь я
И дашь совет, хороший как всегда.
А если вдруг поссоримся немного
С кем не бывает? ... с нами иногда.

Но я прощаю. Ты меня прощаешь.
И мы опять часами говорим...
Я доверяю,Ты мне доверяешь.
Все наши тайны только нам двоим.


·Мне говорят, что дружбы не бывает,
Но их словам не верю все равно
Ведь для меня, та сказка, стала явью.
И мы подруги, прямо как в кино.

7. - К классному часу каждый из вас искал и оформлял пословицы и поговорки о дружбе. Какие вы запомнили? (можно по группам – записать на листочках и зачитать)
- У меня на слайде тоже есть пословицы. Подскажите концовку.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Друг спорит, а враг поддакивает.

8. - Посмотрите на следующий слайд. Выберите отрицательные черты характера друга.
(работа со слайдом)
- Какими положительными чертами характера должен обладать друг?
(можно по группам – записать на листочках и зачитать)

9. А умеете ли дружить вы сами? Недавно мы проводили тест «Настоящий ли ты друг». (итоги теста)
- Какой же вывод можно сделать из анализа ваших ответов на анкету? Нам надо еще учиться дружить!

10. - Давайте же сейчас попробуем составить небольшой свод законов дружбы. (ваши предложения запишите на листочках)
А вот у меня на слайде есть небольшие правила. Согласны ли вы с ними?
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
- А еще мне хотелось бы добавить:
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Лучше честный враг, чем коварный друг.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
11. Не всё доверить можно
Знакомым и родным,
Не всё сказать возможно
Родителям своим.

Когда устанут нервы,
Сразит отчаянья недуг,
Придет на помощь первым
Твой самый верный друг.

Твой верный друг всегда найдет
Проблем решенье суть,
Всегда с советом подойдет,
Направив в нужный путь.

С тобой он будет вместе
И в радости и в горе.
Всегда укажет он без лести
Твои ошибки в споре.

Всегда он защитит, поможет,
Сражаться будет за тебя,
И никогда предать не сможет
Твой верный друг - уверен я.

Друзей по жизни очень мало,
И в жизни надо дорожить
Своими лучшими друзьями,
Безмерно уважать, ценить.

Ведь смысл дружбы в жизни нашей
Переоценить нельзя никак,
И чем становимся мы старше,
Тем крепче дружбы наш кулак!

12. И в песнях о дружбе поется. Предлагаю послушать песню двух подружек.

13. Украшаем дерево дружбы пожеланиями друзьям.
Каждый пишет на сердечках одно – два слова, зачитывает и прикрепляет к «дереву».

14. Игра «Хоровод дружбы». Звучит тихо песня о дружбе.
Детям предлагается встать в круг и сыграть в игру «Мы – друзья». (Учащиеся заранее приносят то, что они могут подарить друг другу.)
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.
(Дети улыбаются друг другу.)
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло своей руки.
(Дети пожимают руку тому, кто справа.)
Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь – намного важней.
Имей друга всегда и два, и три,
И другу слева подарок подари.
(Дети дарят друг другу что-то по кругу в левую сторону.)
Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей СТО друзей».
Пусть растет и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.

Никогда не меняйте друзей
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней,
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

Рефлексия.
Я узнал
Я подружился
Я доволен, что
Мне понравилось
Раньше я не знал, что
Хочу сказать спасибо



1-Я СИТУАЦИЯ
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?
(Обсуждение 1-й ситуации.)



2-Я СИТУАЦИЯ
Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?
(Обсуждение 2-й ситуации.)




3-Я СИТУАЦИЯ
Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной
Моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
(обсуждение 3 ситуации)