Родительское собрание на тему: «Причины психологических проблем учащихся начальных классов»


Родительское собрание на тему: «Причины психологических проблем учащихся начальных классов»
Психологические особенности детей 8-9 лет.   Ребенок 8-9 лет пытается все делать быстро: двигаться,говорить,есть,читать. Ему нравится, когда взрослые обращают на него внимание, как на равного себе. Ребенок в это время очень интересуется человеческими отношениями: как и почему люди дружат, за что осуждают друг друга и т.д.  Отношения с друзьями для него теперь становятся более важными, чем со взрослыми, хотя в то же время, независимо от того, мальчик это или девочка, восьмилетний ребенок больше тянется к матери, чем к другим членам семьи. Он может даже ревновать маму к другим. Дети 8-9 лет очень впечатлительны и слишком чувствительны к критике, любят обсуждать действия знакомых им людей, а также свои собственные, знают о своих недостатках, но не всегда могут с ними справиться. Иногда они плохо ладят с другими детьми и могут проявлять агрессивность даже в отношении мамы. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться чувство ответственности, долга, он стремится к различным достижениям. Ребенок в этом возрасте может уже поставить реальные задачи и совершать планомерные действия по их достижению.     Возраст 8-9 лет, особенно у мальчиков – это период некоторого торможения самостоятельно чтения.    Девятилетние дети часто увлекаются коллекционированием. В ход идет абсолютно все - камешки, бумажки, наклейки от жвачек. При этом ребятам приятно не только собирать их, но и наводить порядок в своих коллекциях. В восемь лет у детей иногда появляется желание, также навести порядок и в своих вещах. Памятка родителям1.      Если ребенок хочет вас спросить о чем-либо, отвечайте ему. Разговаривайте, вступайте в активный диалог. В противном случае, в дальнейшем, он будет скрывать многое, что в последствии может сформировать подростковую ложь.2.      Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к самостоятельному чтению, не в коем случае не заставляйте его это делать. Здесь можно пойти на маленькую хитрость и предложить ему почитать книги или журналы на любимую тематику, а в последствии перейти к чтению основной, необходимой литературы. Рекомендуется посещать книжные магазины вместе с ребенком. Выбирая книги, вы показываете свою заинтересованность в чтении.3.      Учитывайте творческий возраст ребенка. Выделите ему для этих целей отдельную зону, особенно полезными в этот период станут занятия изобразительным искусством.4.      Помните, что мальчика особенно трудно приучить к порядку, особенно если вы не делали этого раньше. Как бы вам некогда было, какие бы личные вопросы вас не беспокоили, займитесь с ребенком организацией его дня, т.е распорядком. В этом вам могут помочь ярлычки действий или как это сейчас модно называть стикеры. Помните, что все начинается с малого. Бардак в комнате перерастет в бардак учебной, профессиональной деятельности и в конечном итоге в семье которую создаст в будующем, что может привести к внутреннему разрушению личности и порождению таких качеств, как безответственность, внушаемость, неорганизованность.5.      Никогда не переходите на личности: «Ты плохой», «Какой противный ребенок» это порождает много комплексов. Всегда нужно разбирать ситуацию со стороны: «Такое поведение не одобряют в обществе» или «Человек, который лжет, делает плохо» т.е можно применить множество ситуаций со стороны.      Настало время поговорить о методах воспитания. Послушайте, пожалуйста, внимательно, может быть вы узнаете в этих стилях воспитания и свой, который вы применяете к своему ребенку и вероятнее всего, вы не будете нуждаться в каких-либо рекомендациях, а сами выделите для себе ошибки, которые допускаете общаясь со своим ребенком. Очень жаль, что в последнее время именно этот метод пользуется особой популярностью среди современных родителей и тому есть свои определенные причины. Давайте их подробнее рассмотрим. Гиперопека. Печальные последствия.   Гиперопека – чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму.   Существуют два вида гиперопеки. Один из них называется потворствующий.   Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Ошибкой в формировании детской психологии заключается в том, что ребенку с детства внушают, что  он великолепный, талантливый, немедленно выполняют все  его прихоти и капризы, все трудности за ребенка решают родители (чаще один из родителей). Для такого ребенка характерен очень высокий уровень притязаний, он стремиться быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые плохие черты характера. Однако порой все это ведет не к самым радужным последствиям, когда ребенок попадает в коллектив. Он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как в семье, но зачастую таланты и умения такого ребенка многократно преувеличены и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка.   Формируется истеройдный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва. Второй вид гиперопеки – доминирующий. Этот стиль воспитания, при котором у ребенка контролируется любая мелочь и обрастает правилами. Все это – серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может его выдержать.  Доминирующая гиперопека играет роль в формировании инфантильных и закомплексованных личностей.  При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются – в целях «безопасности» и контроля. В итоге ребенок подчас не может выполнить элементарных задач, так как растет в убеждении что он «еще маленький» и «сделает не так». Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении, одна из важнейших потребностей, благодаря которой личность окончательно созревает.  Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем воспитания, когда слово родителя – закон. Авторитарный стиль воспитания может породить весь спектр психологических проблем, от аутичной (чрезмерно замкнутой личности), до агрессивной. В Германии, на авторитарном воспитании выросло целое поколение, которое привело к власти Гитлера известного проявлениями крайних форм агрессивности.Так же истинные формы агрессивного поведения детей и подростков формируетпопустительский или либеральный стиль воспитания, когда родители, в принципе воспитанием не занимаются вообще. Дети, как правило, предоставлены сами себе, делают что хотят, а родители не вмешиваются в их жизнь, потому что им некогда или как правило, такие родители имеют зависимость, будь то алкогольная и любая другая.При этом, родители старательно защищают или даже оправдывают поведение своих детей. В свою очередь те, чувствуют безнаказанность и вседозволенность. Отсюда кражи, разбои, школьные драки, которые в последнее время модно снимать на  HYPERLINK "http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=3748:roditelskoe-sobranie-na-temu-prichini-psihologicheskih-problem-uchashchihsya-nachalnih-klassov&catid=81:the-family-and-the-school" \t "_blank" телефони выкладывать в сеть. По последним исследованиям дети, воспитывающиеся в либеральных семьях зачастую несчастны в личной жизни. Совсем недавно, все мы были свидетелями развернувшихся трагических событий в одной из Московских школ, когда подросток, учащийся той же школы, захватил в заложники класс, а затем в упор расстрелял учителя и  ранил двух полицейских, один из которых в последствии скончался. Как стало известно из источников СМИ, подросток хорошо учился, шел на золотую медаль, участвовал во многих школьных олимпиадах. Как вы думаете в чем причина такой агрессии?(Мнение родителей, дискуссия по этому поводу)Учитель подводит итог. Десятиклассник при этом ходил в школу с бабушкой, которая его провожала до крыльца. Он не общался с одноклассниками, как говорит девочка из класса. Родители нанимали репетиторов по многим предметам. Думаю, не составит труда определить, какой стиль воспитания господствовал в этой семье. Учащийся не дотягивал до отметки «отлично» по предмету география. Возможно, это и стало причиной нервного срыва. Ведь, как утверждают его одноклассники, подросток просто сокрушался, если терпел, хоть какую-то неудачу в учебе. Вот, до чего доводит потворствующий стиль гиперопеки. Не редки случаи суицида, когда дети просто бояться сказать о неудаче родителям. Родители чрезмерно контролируют успехи и завышают планку, но излишне при этом опекают «самый лучший», «самый умный», «самый, самый». Заключение.    В любом случае, все вышеперечисленные виды воспитания провоцируют психологические проблемы у ребенка, которые, как правило, не замечаются родителями, а когда замечаются, становится слишком поздно что-либо делать.Каковы же причины таких отношений в семье? Все кроется в психологических проблемах самих родителей. Порой эти проблемы тщательно скрываются или игнорируются. Бывает так, что один из родителей, как правило мама, вытесняет переживания по поводу несостоявшейся семейной жизни, компенсируя это в излишней заботе и ласке. Есть и такие родители, которые не реализовали себя в каком-то виде деятельности (спорт, профессия  т.д.) и они воспитывают ребенка в духе мести за свои неудачи – заставляют ребенка заниматься тем, чем занимались сами, хотя ребенку это не особо нужно. Или человек не может самоутвердиться в иной сфере, кроме как в семье, будучи «верховным главнокомандующим» своего ребенка. Повторюсь, что это может быть и не осознанно родителями.   Но какой же стиль воспитания выбрать, спросите вы, если все перечисленные негативно влияют на развитие личности ребенка и существует ли он вообще? Существует! Но вопрос сложный для самих родителей. Так как перед ними стоит вопрос выбора. Все эти виды плохи по отдельности, но очень хороши, когда их соединяют.  «Во всем нужно соблюдать золотую середину». Допустим либерально-авторитарный. Родители сознательно ставят себя на один уровень с детьми, предоставляют  возможность ребенку все делать самому, в том числе и принятие решений (либеральный), но как бы наблюдать со стороны и корректировать его решения (авторитарный). Как говорится, метод кнута и пряника еще никто не отменял. И это, наиболее эффективный метод воспитания, как показывают последние исследования в области педагогической психологии.   В заключении хотелось бы отметить, что все проблемы человека идут из семьи. До 13-14 лет, дети неизбежно перенимают модель поведения одного из родителей. Поэтому, в первую очередь, задача родителей состоит в том, чтобы самим стать примером для своих детей, чтобы они переняли все самое положительное, что есть в их родителях, и создавая свои семьи, переняли модель успешного воспитания своих детей!
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Родительское собрание на тему:
«Причины психологических проблем учащихся начальных классов»

Выполнила:
Студентка 41 группы
Гришина Татьяна
Саратов – 2016г.