Межпредметные связи на уроках географии (из опыта работы)


Межпредметные связи на уроках географии (из опыта работы)
Отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук. Их интеграция, комплексный подход необходимы, для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. Однако сложившаяся за долгие годы система школьного образования включает значительный объем естественнонаучных и гуманитарных знаний, формирование которых осуществляется в процессе обучения отдельными предметами. Общий объект изучения - природа, человек и общество - остается расчлененным между ними, что осложняет процесс приобретения школьниками цельного видения реального мира, так как частные науки изучают окружающий мир под своим углом зрения. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету при изучении других. Школьники часто не видят взаимосвязи отдельных предметов, а без неё нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений и процессов. А ведь в настоящее время очень важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьной программы. Учителю необходимо объединять эти взгляды, т.е. формировать целостное восприятие мира. Образование, основанное на интеграции различных предметов, формирует не отвлеченные знания по отдельным предметам, а целостные, мировоззренческие, учит видеть все явление жизни в их глубинной взаимосвязи. Процесс интеграции наук в школьном обучении реализуется через межпредметные связи.
Основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. Принцип межпредметных связей представляет собой конкретизацию общего дидактического и методологического принципа систематичности обучения, важного не только для более успешного и прочного усвоения знаний, но и формирования у обучаемых особого типа мышления - системного. Интегрированное обучение предполагает использование различных методов, основанных на развивающем обучении и деятельностном подходе. Необходимо так построить учебный процесс, чтобы ученик не только усвоил конкретные знания и умения, но и овладел способами их применения.
Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.
Поделюсь опытом осуществления межпрежметных связей. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо наукой, например, химией.
Химическая география или географическая химия
Вопрос Задание Ответ
Гидротехническое сооружение на реке или другом водоёме, предназначенное для подъёма уровня воды А=О
PtПлотина
Животное отряда грызунов, житель степной зоны
As” Мышь
Сфера социальной и государственной деятельности в обществе
1,2 1,2 1,2 1,2
Po Li Ti CaПолитика
Остров в Малазийском архипелаге B Ne’ Борнео
Металл консервной банки Олово
Крупное хищное животное, обитатель лесной зоны M=B
Cu’ Cu Медведь
Из чего состоит гидросфера Вода
Ветер разрушительной силы 1,2,4
U, HfУраган
Жители страны, местности 6,5 7,2
Ge Se GeНаселение
Корм для домашних и сельскохозяйственных животных ’Xe, Сено
Анаграммы Логогриф
Я – противоречий порожденье
и возникаю всюду там,
Где материи движенье
С металлом сводит неметалл.
Но если буквы переставить,
То ты ищи меня в лесу.
Красуясь мощными рогами,
Я по поляне пробегу.
(соль - лось)
Горючий продукт я, «живу» на болотах.
Но есть одна буква в названье коротком.
Прыжок её быстрый - и всё изменилось:
Я стал элементом. Так чудо свершилось!
(торф – фтор) Подумайте внимательно.
Чтоб слово отгадать.
Я - как круг спасательный,
Попробуйте назвать.
Если Ф ко мне добавить,
На болоте окажусь,
Если Ф ко мне подставить,
В неметалл я превращусь.
(тор – торф - фтор)
Я - металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Но если Б ко мне подставишь,
То землю скрою в темной мгле.
(уран - буран)