Методический материал по географии из опыта работы Межпредметные связи в изучении географии в школе


Межпредметные связи в изучении географии в школе (из опыта работы Строя В.А.)
Всегда взаимосвязь природы и общества была чрезвычайно важной. Особенностью нынешнего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук друг в друга. В результате этого, пересекаются области изучения многих предметов: географии, физики, химии, биологии, математики, экологии, литературы, истории. Обращение к этим знаниям помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экономических, экологических и социальных проблем общества. Трудно назвать другой предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей.
Межпредметность – это принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала разных предметов, усиливая системность знаний учащихся, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство всего учебно-воспитательного процесса. Создание уроков с межпредметными связями помогает сформировать у обучающегося систему нравственных ценностей и идеалов.
Целями своей работы ставлю: формирование мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе, повышение научного уровня знаний учащихся, развитие их логического мышления и творческих способностей.
Задачи, которые ставлю перед собой:
- привить интерес к своему предмету, создать условия для успешности обучающихся.
- пробудить наблюдательность, желание исследовать, путешествовать.
- стимулировать любовь к книгам, к чтению
- дать возможность понятия, для чего ученику это нужно и как это может где-то пригодиться
- сформировать у школьников учебную самостоятельность
- помочь в будущем стать профессионалом.
В своей работе я использую идеи таких известных в педагогике людей, как В.А. Сухомлинский: «Знания становятся убеждениями при том условии, если ученик использует их для приобретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения ответа на многочисленные вопросы, возникающие у него в процессе труда, общественной деятельности, духовной жизни…»
Формы и приемы, которые использую в своей работе:
- индивидуальные и групповые задания;
- дифференцированные задания,
- задания для развития логики,
- творческие задания; проблемные задания;
- тестирование; анкетирование;
- подобрать или придумать самим мини - сочинение, сообщение, стихотворение, кроссворд;
- взять интервью у интересных людей;
- робота над творческим проектом та защита презентаций;
- обучающие и деловые игры;
- задания - обработать межпредметную информацию, составить вопросы;
- изучение и закрепление нового материала (работа с дополнительными источниками информации, «учимся вместе», рисунки, схемы и подобное).
География очень тесно и неразрывно связана с математикой. Графики, таблицы, диаграммы, схемы, отрезки, прямые линии, разные геометрические фигуры; линейка, карандаш, циркуль, транспортир – все это применяется на уроках географии. Развивающие задания.
Задание 1. Рассчитать расстояние и время, которое будет затрачено на поездку, используя не навигатор, а физическую карту местности и автомобильных дорог.
Задание 2. Предположить, какая может быть погода, используя статистические данные наблюдений за погодой в течение нескольких лет.
Задание 3. Составить круговую диаграмму «Промышленность Республики Крым»
Задание 4. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу шли по азимуту 45градусов?Ответы: 1. 135град  2. 225 град 3. 90 град 4. 180 град 5. 45 град 6. 105 град
Задание 5. На экскурсию в лес учащиеся шли сначала на северо-восток, потом на юг, далее на юго-запад. В каких направлениях они будут возвращаться обратно, если пройдут тем же путем?
Задание 6. Что расположено севернее: северная точка полуострова Таймыр или северная точка полуострова Чукотка?
Задание 7. Определите расстояние от вашего населенного пункта в градусах и километрах: а) от экватора, б) до северного полюса,в) до южного полюса.
География и физика. Естественные науки. Рассматривают природу с разных точек зрения, приходя к единой сущности.
Задание 1. Какова относительная влажность воздуха, если при температуре 30 градусов абсолютная влажность была равна 25 г ∕ м3?
Задание 2. Ветры дуют из: а) высоких широт в районы с низкими температурами; б) высоких широт в низкие широты, в) районы с высоким атмосферным давлением в районы с низким атмосферным давлением, г) высокогорных районов в низменные районы?
Задание 3. Начертите розу ветров за год своей местности?
География – описательная наука, поэтому связь географии и литературы очень тесная. Описание природы, местности, ландшафтов с помощью слова используют все писатели и поэты любых жанров. Потому, что пишут про жизнь.
Прием «Угадай-ка»
Задание 1. Определить, например объекты, природные явления, времена года, назвать их. Объяснить свой выбор или выбрать из художественного текста соответствующее им описание.
Хоть в это поверить не очень легко, но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара, воды из Волги текут в Ниагару.
Волги воды и в Байкале и в Ниле, и в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит должны понимать это все мы: реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре, Волга впадает в Каспийское море.
И. Якимов «Гидросфера»
Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями на потопленные луга,
Улыбкой лесною природа сквозь сон встречает утро года….А. Пушкин
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи
Мороз воевода дозором обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,
И нет ли трещины, щели, и нет ли где голой землиН. Некрасов
География и биология. Иногда, даже трудно разделить предмет изучения, поэтому и существуют такие науки как биогеография и зоогеография.
1. Уже давно подмечено, что некоторые растения и животные довольно точно предсказывают погоду. Так, например воробьи. Обычно драчливые, они, порой становятся вялыми и сидят, нахохлившись – это перед дождем. Но вот они оживились, зачирикали – значит, можно ожидать наступление теплой погоды. Нередко воробьи начинают собирать пух и перья и тащить их в свое укрытие, словно собираются вить гнезда и выводить птенцов. Оказывается, чуткие птицы утепляют ночлеги: через несколько дней будет сильный мороз.
2. Некоторые растения могут указывать на определенную кислотность почв или, к примеру, на присутствие в местности, на которой растут, определенных полезных ископаемых.
- Так, подорожник или хвощ полевой являются индикаторами почв. Они указывают на кислые почвы.
- По анализу химических веществ, содержащихся в сфагнуме, определяют наличие определенных полезных ископаемых и загрязненность окружающей среды. Так, к примеру, находят золото в Якутии
География и химия. Работа с таблицами, картами, схемами. Составление описания, характеристики. Определение состава полезных ископаемых. При изучении физической и экономической географии.
Задание 1. Выделите полезные ископаемые на основе использования их в хозяйстве. Заполните таблицу:
Топливные Рудные Нерудные
а) уголь, б) железные руды, в) фосфориты, г) медные руды, д) каменная соль,
е) нефть, ж) газ, з) гранит
Задание 3. Нанесите на карту и подпишите названия месторождений природных источников углеводородов: угля, газа, нефти, торфа, горючих сланцев. Поясните причины их расположения.
Задание 4. Про это богатство знали инки, а после 1840 г. на островах у побережья Перу возникла лихорадка, на подобии золотой, после чего (в 1909 г.) эту ценность окончательно запретили экспортировать. Поэтому, начиная с 1950 –х г., был отмечен небывалый подъем перуанского сельского хозяйства. Назовите это уникальное полезное ископаемое. (гуано)
Прием «Дополнительное чтение».
1. Река с кислотой. Вода некоторых притоков Ориноко и Амазонки поражает своим необычным темным цветом. Налитая в стакан, она производит впечатление крепкого кофе. Удивляет то, что даже в самую сильную жару эта, казалось бы, сильно загрязненная вода не портится. Исследуя воду, химики налили в нее немного щелочи. Вода стала светлой, на дне ее выпал осадок. Но откуда в воде взяться кислотам? По-видимому, она образуется при разложении некоторых прибрежных растений.
Кислотные озера и реки встречаются во всем мире. Озеро Смерти – одно из самых опасных озер, купание в нем смертельно для человека, находится на Сицилии. Озеро лишено всякой жизни, даже по берегам нет растительности. Ученые, исследовавшие озеро, обнаружили на дне озера два источника, выбрасывающих серную кислоту в воду. Именно она делает это озеро опасным для всего живого. Озеро Кава Иджен находится на острове Ява. Это самое большое горячее озеро серной кислоты. По берегам озера расположены шахты добычи серы. Над озером висит туман от испарения серы из кратера вулкана. Они очень ядовиты и смертельно опасны для всех живых существ вокруг.
У нас, в России, на Камчатке в долине Гейзеров есть кислотные источники. Озеро Малый Семячик на Камчатке находится в кратере вулкана. Из-за вулканической деятельности здесь ○высока концентрация кислоты и серы. С высоты озеро имеет ярко-зеленый цвет. Соединение водорода с кислотой, отражая солнечные лучи, придают озеру необыкновенный цвет. Почти всегда температура воды в озере составляла 20-60градусов С, но после 1992 года озеро начало замерзать зимой. Даже находиться рядом с ним опасно для жизни.
2. Фонтан из металлов. Во время бурения нефтяной скважины в Южной Калифорнии из глубины 3000 м брызнул фонтан горячей воды под высоким давлением. Это был настоящий «источник металлов», вода содержала большое количество калия, натрия, лития. В 1 л содержалось несколько граммов железа и меди, несколько миллиграммов серебра и даже золота. Концентрация металлов в жидкости была столь велика, что в устье скважины осаждался черный металлический ил с красными кристалликами меди и белыми – серебра.
На своих уроках постоянно использую прием «Интеллектуальный вопрос». Прорабатывая художественную и научно-популярную литературу, нахожу интересные вопросы или информацию о странах, материках, природе и просто объектах, и предлагаю их учащимся в виде справки или развивающего вопроса.
Тема «Австралия». 1. Австралийские фермеры перегородили весь континент забором. От кого они пытаются защититься таким способом?(от кроликов)
2. У полинезийцев все нечистое, все проклятое и все священное называют одним словом. Каким?(Табу)
3. В середине XIX в. Австралия стала испытывать кризис перепроизводства баранины. Чтобы наладить устойчивый экспорт мяса, австралийцы вынуждены были изобрести то, что теперь есть в каждой квартире. Что именно спасло их и спасает теперь все человечество?
(Холодильник)
Прием «Ассоциация». Изучая материк или страну, предлагаю найти самим в разных источниках информации особенности, характерные конкретно для нее или даю опорные слова в качестве подсказки.
1. Латинская Америка. Слова – подсказки: Венесуэла, наска, помпа, кока, людоедство, Пеле, золото, футбол, футбольный мяч, Боливия, жертва, ковбой, соль, птичий помет, изумруды и т.п.2. Африка .Слова – подсказки: маска, слон, рабство, водопад Виктория, зомби, банан, река Оранжевая, кофе, гидроплан, «обязан жениться» и т.п.
Данный прием развивает мышление учащихся; прививает любовь к литературе, энциклопедиям.
Прием «Необычное в обычном» дает возможность увидеть что - то особенное в обычных явлениях, которые характерны для определенной местности. Фото и рисунки, которыми делятся пользователи в сетях Интернет, бывают очень интересными, информация познавательной. Не все люди имеют возможность путешествовать по миру. Интернет дает возможность осуществить виртуальное путешествие.

1.Скала в Египте 2. Песчаные дюны Аризоны 3. Ленские столбы4. Гейзеры
1. Скала в Египте – необычное образование Белой пустыни. Так называется восточная часть Сахары, расположенная на территории Египта. Популярна Белая Пустыня из-за своих необычных горных формирований. Самое интересное из них – белая скала, балансирующая на белом столбе. Белоснежная пустыня фактически сделана из мела, формировавшего образования на протяжении тысячелетий. Пустыня действительно белого цвета, из-за карстовых образований, которые очень сильно контрастируют с желтым песком. Ночью, при свете луны и мерцании звезд это место напоминает арктические пейзажи. Каменные грибы в пустыне, когда-то были обычными горными формированиями, но с течением времени их основания были стерты ветром и песком, который дует здесь с довольно большой скоростью. Вот и стоят эти каменные монументы, вопреки всем законам тяжести. Кажется, что они могут обрушиться в любой момент, но этого не происходит. Монументы здесь разной формы – это купола, замки, башни, минареты.
2. Аризонская волна — действительно существующая достопримечательность, созданная самой природой. Пару сотен лет назад здесь, на границе штатов Юта и Аризона, были обычные песчаные дюны. Потом они затвердели, превратились в камень и были преобразованы искуснейшими дизайнерами – ветром и водой. Горы выветривались, размывались и превращались в причудливые «морские» волны. В солнечный день эта достопримечательность Аризоны легко меняет свой цвет, становясь то роскошно-золотистой, то загадочно-лавандовой
3. Ленские столбы. С одной стороны Лены тайга, с другой — каменные изваяния, тянущиеся вдоль реки на четыре десятка километров. Руины замка, кирпичные стены, клыки дракона, окаменевшие великаны — каждый представляет себе что-то свое. Одно из чудес России — Ленские столбы, природный памятник кембрийского происхождения, имеющий всемирное значение и вошедший в 2012 году в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Одноименный природный парк, на территории которого они находятся, занимает ни много ни мало 1 272 150 га. В районе Ленских столбов учеными были обнаружены останки древних животных: мамонта, бизона, шерстистого носорога, ленской лошади. Раньше здесь было теплое мелкое море, на дне которого накапливались известняки. Земная кора при этом медленно поднималась, шли тысячелетия, море ушло, появились реки и горы, над которыми работали солнце, ветры, дожди и холод... В здешних скалах встречается много пещер, а на открытых и ровных местах видны ленские писаницы — рисунки и письмена древних охотников.
Использование медиа ресурсов на уроках географии сейчас очень актуально. Фото, видео, публикации, презентации – все делает урок интересным, познавательным; вносит разнообразие в методику преподавания, помогает мне и другим учителям в подготовке уроков. Наглядность, мнение экспертов и профессионалов и просто энтузиастов, разнообразие источников информации – большое подспорье в работе. Однако, все это требует от учителя воспитания избирательности и разборчивости в восприятии информации из разных источников учениками.
О пустыне Сахара - http://umniku.ru/landshaft/pustynya-sahara-tajny-zagadki-fakty/
О Ленских столбах http://www.moya-planeta.ru/travel/view/yakutiya_lenskie_stolby_742/
Песчаные дюны Аризоны http://turj.ru/blog/history/1432.html
Прием «Угадай объект». По описанию нужно определить изображение объекта

1.2.3.
А. В этой зоне солнце летом по нескольку месяцев не заходит за горизонт, а зимой месяцами не показывается на небосводе. Из растительности кое-где попадаются мхи и лишайники. Животные: белый медведь, тюлень, морж – питаются тем, что дает море.
Б. Климат жаркий и сухой. Осадков выпадает как в тундре, мало. Из-за сухости климата растительность разреженная и н имеет сплошного покрова. Чтобы меньше испарять влаги, многие растения лишены листьев.
В. Лето жаркое, сухое. Осадков выпадает мало. Преобладает травянистая растительность. Черноземные почвы очень плодородны. Почти все животные этой зоны живут в норах или строят гнезда на земле. Значительная часть зоны распахана.
Задание на соответствие.
Под влиянием различных природных условий в предложенной местности сложились три различных природных комплекса: 1. Смешанный лес. 2. Луг. 3. Болото.
Почвы: болотистая, луговая, подзолистая.
Растительность: дуб, вяз, ель, липа, орешник, ландыш, клевер, тимофеевка, овсяница, мышиный горошек, лютик, осот.Животные: лисы, дятлы, белки, кукушки, лягушки, ужи, тритоны, бабочки, стрекозы
Выберите из предложенных ответов соответствующие и ответы запишите в таблицу:
смешанный лес луг болото
Почвы Растительность Животные Вывод.
На современном этапе целью географического образования ставится формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, то есть изучается географическая среда, в которой живет человек.
География стала относиться больше к общественно-научным предметам. Поэтому сформировать социально-активную, гармонично развитую, профессионально компетентную личность обучающегося возможно тогда, когда отношения между учителем и учеником будут направлены на сотрудничество, совершенствование, сопереживание и созидание. К чему я и стремлюсь в своей работе в школе.