Открытый урок на тему: Натрий. Нахождение в природе. Свойства. Соединения натрия.


Тема:
Натрий. Нахождение в природе. Свойства. Соединения натрия.
Цели урока: На основе химических знаний изучить нахождение натрия в природе и её свойства, вскрыть причинно следственные связи и строение свойства и свойства применение, установить связь науки с практикой, изучить влияние натрия и его соединений на окружающую его среду и организм человека.
Задачи урока:
Образовательная - охарактеризовать химический элемент – натрий, рассмотреть химические свойства натрия и его соединений.
Развивающая - развивать логическое мышление, умение проводить исследование, расширять кругозор.
Воспитательная - воспитывать способность к сотрудничеству, сотворчеству, навыков взаимоконтроля.
Девиз урока: «Жить – значит узнавать»
Д. И. Менделеев.
Методы обучения: словесный, наглядный практический (эксперимент)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: 1456789-- изучение нового материала
Планируемые результаты обучения-
Учащиеся должны знать:
Физические и химические свойства натрия, способы получения, область применения солей и их роль для живых организмов.
Ход урока:
Орг. момент: 1) готовность класса
2) проверить посещаемость учащихся.
Итак ,ребята сегодня мы должны повторить тему: щелочные металлы и затем изучить новую тему: натрий. Работаем по группам: 1,2 группа работают письменно; 3-устно
Для повторения, предлагаю решить небольшую письменную работу : на расстановку коэффициентов:
Li+O2=Li2O K+Cl2=K Cl
Li +S=Li2S K+S=K2S
Li+N2=Li3N K+N2=K3N
Li+H2=Li H K+H2=KH
Li+H2O=LiOH+H2 K+H2O=KOH+H2
(на карточках) затем учащиеся обмениваются карточками и ставят друг другу оценки .Взаимопроверка.
На доске правильная расстановка коэффициентов.(Проверка).
4Li+O2=2Li2O 2K+Cl2=2KCl
2Li+S=Li2S 2K+S=K2S
6Li+N2=2Li3N 6K+N2=2K3N
2Li+H2=2LiH 2K+H2=2KH
2Li+2H2O=2LiOH+H2 2K+2H2O=2KOH+H2
3 группа:Теперь переходим к устному опросу:
Какие элементы составляют группу щелочных металлов?
Почему эти металлы носят название щелочных?
В какой группе они находятся?
Какую степень окисления они проявляют?
Мы продолжаем изучение отдельных элементов Периодической системы Д. И. Менделеева:
Урок посвящен одному из интересных элементов:
Первый слог – предлог известный
Слог второй трудней найти:
Часть его составляет цифра,
К ней добавьте букву й
Чтоб целое узнать,
Нужно вам металл назвать.
Тема урока: Натрий. Физические и химические свойства.
Строение атома
+11Na 2) 8) 1)
+11 1S22S2 2Р6 3S1
Нахождение в природе:
2,64% массы земной коры.
Натрий встречается в природе только в виде соединений.
В основном – соль Na Cl 2,8% воды океанов.
Физические свойства:
Натрий легок, пластичен, ножом вытягивается легче воды, р =0,97 г/см3, он легкоплавок t=97,7C0.
Все щелочные металлы хранят подслоем керосина, характерен металлический блеск.
Химические свойства:
2Na+O2=Na2O2
2Na+Cl2=2NaCl
2Na+S=Na2S (видео)
6Na+N2=2Na3N
2Na+H2=2NaH
2Na+2H2O=2NaOH+H2 (видео)
Ионы натрия окрашивают пламя в желтый цвет.
Получение в промышленности:
1807г. английский ученый Г. Дэви получил металлический натрий
2Na Cl=2Na+Cl2
Соединение натрия
Na OH - типичная щелочь.
Na OH +H Cl=NaCl+H2O
2NaOH+CuSO4=Cu(OH)2+Na2SO4
2NaOH+CO2=Na2CO3+H2O
Биологическая роль натрия. Натрий в организме человека 44% натрия находится во внеклеточной жидкости, 9% внутриклеточной. Остальное количество натрия находится в костной ткани. Около 40% натрия, содержащегося в костной ткани, участвует в обменных процессах и благодаря этому скелет является либо донором, либо акцептором ионов натрия, что способствует поддержанию постоянства концентрации , ионов натрия во внеклеточной жидкости.
Натрий – основной внеклеточный ион. В организме человека находится натрий в виде его растворимых солей. Главным образом: хлорид натрия- NaCl, фосфат натрия Na3PO4. Гидрокарбонат натрия- Na HCO3. Натрий распределен по всему организму, в сыворотке крови спинномозговой жидкости, пищеварительных соках, желчи, почки, коже, костной ткани, легких, мозге. Ионы натрия играют важную роль:
-В обеспечении кислотно- основного равновесия организма
-В регулировании водного обмена
-В работе ферментов
-В передаче нервных импульсов
-В работе мышечных клеток.
В организм натрий поступает в виде поваренной соли Na Cl. Хлорид натрия – основной источник соленой кислоты для желудочного сока.
Ежедневная потребность организма в натрии – 1 г.
Непрерывное избыточное потребление хлорида натрия способствует появлению гипертонии. Около 90% потребляемого натрия выводится с мочой, остальное с потом.
Работа по учебнику: составляют таблицу и записывают в тетради
NaCl-
поваренная соль. Добавляется в пищу. Она служит консервирующим средством.
Применяется в химической промышленности, в качестве сырья для получения Na OH, Na HCO3.
Na2SO4
Сульфат натрия.
Используется в производстве стекла, соды.
Na2SO410H2O
Глауберова соль.
Применяется в медицине.
Na2CO3- карбонат натрия, кальцинированная сода. Необходим в мыловарении, текстильной, кожевенной, фармацевтической промышленности, в производстве стекла, Al, лекарств.
Na HCO3- гидрокарбонат натрия, пищевая, питьевая сода. Применяется в медицине, и для выпечки теста

Na NO3- нитрат натрия, натриевая селитра. Азотное, минеральное удобрение для питания растений.


Закрепление:
Напишите уравнения следующих превращений:
Na—NaOH—NaCl—NaNO3
Дано:
M (Na OH) = 4г.
M (осадка )- Cu(OH)2
Решение:
2NaOH+CuSO4=Cu(OH)2+Na2SO49)Домашнее задание:
Составить презентацию по применению солей натрия.§68,69. Упр. 3 стр. 180 – письменно.