Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку


Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по русскому языку для учащихся 4 классов.

1. Прочитай текст. Выбери подходящие по смыслу слова из скобок, подчеркни их.

Как только встал на реке крепкий лёд, я прорубил в нём прорубь. Круглое (окно, пятно) получилось во льду, а через него выглядывала чёрная живая вода.
Я ходил к проруби за водой – чай кипятить, баню топить. Следил, чтобы не зарастала прорубь, расколачивал (хрупкий, липкий) ледок, выросший за ночь, (открывал, закрывал) живую речную воду.
(По Ю. Ковалю)

2. Выпиши из текста задания № 1 по одному слову в начальной форме в каждый столбик.
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол








3. Подбери к слову ЧЁРНЫЙ четыре однокоренных слова, которые часто употребляются в речи.
_____________________________________________________________

4. Обведи номера всех верных утверждений.
1) В слове речная все согласные звуки мягкие.
2) В слове живая звуков столько же, сколько букв.
3) В слове встал только один слог.
4) В слове встал первый согласный звук глухой.

5. Из данного ниже предложения выпиши выделенные слова (в той же форме) в таблицу.

Я ходил к проруби за водой – чай кипятить, баню топить – и следил, чтоб не зарастала прорубь, расколачивал ледок, выросший за ночь.


1 склонение
2 склонение
3 склонение

И. п




В. п






6. Пронумеруй фамилии в алфавитном порядке.

· Усенко

· Щеглов

· Усатов

· Чеботарёв

7. Вставь в слова пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова.

Однажды в пруду послился (_____________________) рак. Все окресные (__________________) обитатели собрались на него посмотреть. От кончиков усов до кончика хвоста рак был одет в чёрный панцирь. Глакие (__________________) латы охватывали его грудь и спину.

8. Выпиши из данных ниже слов слова с одинаковым составом.

Лыжня, июльский, молодой, раскопки
____________________________________________________________

9. Поставь в конце предложений пропущенные знаки препинания (?!.)

1) Такой шум, гам, галдёж начинается на берёзах с прилётом громкоголосых грачей__
2) Старые гнёзда грачи поправляют ремонтируют, что-то громко кричат, горячатся__
3) Оглядываются грачи: кто отличился, уже успел устроить свой дом__

10. В задании № 9 обведи номер предложения, в котором пропущена запятая.

11. Подчеркни главные члены в предложениях 1 и 2 из задания № 9.



12. Вставь пропущенные буквы.
1) в школьной форм 2) с кипящм чайником
сидел на карусел за чудеснй сказкой
с большим чемоданм в вечернм воздухе


13. Какие слова соответствуют схеме корень, суффикс и окончание? Обведи номера всех верных ответов.

1) грач

2) силач

3) трубач

4) калач


14. Прочитай предложение:
Всю ночь в овраге под вереёй (лесным холмом) возились барсуки.
Запиши выделенное слово в начальной форме:_________________


15. Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте выделенные слова.
Однажды в полдень мне довелось проплывать мимо одной
· пещеры. Рыбы, которые сновали тут, были необычайно возбуждены. Мелочь металась взад-вперёд у входа в пещеру, словно ожидая чего-то.
Сновали – _________________________________________________________
Мелочь – _________________________________________________________


16. Укажи, какой частью речи является выделенное слово.
Отец на ночь уводил лошадей из деревни в лес или в поле и пас (_________) их, а на рассвете пригонял в деревню.
После этих шайб Толику стало казаться, что он на самом деле играет лучше всех, и он стал командовать:
– Дай пас! (_______________)

Прочитай рассказ и выполни задания 17 и 18.
Живой Чебурашка
Я видела живого Чебурашку. Растопырив уши, он шипел на меня и пытался отбиться тонкой лапкой.
Чебурашка перелетел границу на грузовом самолёте. Ночью у себя в Африке он увлёкся вкусным ужином и заснул в коробке с бананами. Ему понравился сладкий запах, стрекот лакомых кузнечиков, а главное – темнота. Чебурашка свернулся калачиком и погасил фонарики глаз.
Проснувшись в Москве, он оцепенел от страха и очнулся только когда увидел знакомого врага – кошку. В Африке тоже были дикие кошки. Он стремительно понёсся, прижав к грудке передние лапки, отмеряя задними, как кенгуру, прыжки в 3-4 метра.
Тут и заметил Чебурашку человек. Он прогнал кошку и спас чужеземца. Но что это за невидаль? С виду белка, лицо как у Чебурашки, мал как цыплёнок, прыгуч как кенгуру. Вот и принёс его добрый москвич в Театр зверей имени В. Л. Дурова.
– Лемур! – воскликнула я. – Самый маленький на нашей планете лемур! Зверь загадочный, почти неизученный.
Теперь он будет жить в Москве, на улице Дурова, 4, в старой шляпе.
По Н. Дуровой


17. Допиши пропущенные пункты плана.
1. Первая встреча.
2. _______________________________________
3. _______________________________________
4. Спасение чужеземца.
5. Новый дом.

18. В рассказе «Живой Чебурашка» Наталья Дурова описала реальную встречу с лемуром. Составь на основе информации из рассказа текст о самом маленьком лемуре из 3-4 предложений для энциклопедии «Животные Африки».
Самый маленький лемур
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________