Конспект урока чтения и развития речи Нравственный облик Герасима по рассказу Тургенева Муму


Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе школы 8 вида
(Фахрединова Л.Ф., учитель-дефектолог МОУ «Сош№1»
ТЕМА : «НРАВСТВЕННЫЙ  ОБЛИК  ГЕРАСИМА».
ЦЕЛИ:
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма через уважение к русскому народу.
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры, развитие устной и письменной речи учащихся.
Коррекция умений давать характеристику героям, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать отрывки художественного произведения, пересказывать.
ХОД  УРОКА.
Дыхательная гимнастика. Речевая разминка.
Актуализация знаний.1. Ребус Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)– Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)
-Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
III. Работа с текстом.
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Тема нашего урока : « Нравственный облик Герасима».
( Словарь нравственных качеств будет вам помощником)
-Как вы понимаете слово нравственный?
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
Безнравственный – нарушающий правила нравственности.

- Кто такой Герасим?
- Чем выделяется Герасим среди окружающих? Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь.– Как работал Герасим? Герасим тяжело переживает переезд в город. Но его спасает труд. Он умеет работать не из-под палки, труд приносит ему радость
-Тургенев использует следующие сравнения:
КАРТОЧКА.“вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле”“скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо” “бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь” “дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья”– Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть такие черты характера Герасима, как …..” (его любовь к свободной жизни, к земле, на которой он вырос.) Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. У Тургенева мы читаем : «На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.»Каково значение слова «степенный»? Почему автор сравнивает героя с гусаком?Рассудительно - серьезный, отличающийся основательностью поступков,достоинством поведения. Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)
Итак, что мы узнали о Герасиме, как о человеке из первых глав? (Герасим – глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий, трудолюбивый, ответственно относящийся к своим обязанностям)
– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Не идет на конфликт, уважает себя и других,
IV.ФИЗМИНУТКА
– Но вот привычный ход его жизни нарушается. Судьба смилостивилась: Бог послал Герасиму утешение. Какое?
- Мог ли он услышать плеск воды, жалобное повизгивание?.. Сердце подсказало! Герасим спасает Муму
- В чем значение этого события для Герасима? Снова есть, кого любить, кого защищать, о ком заботиться.
-          Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающие их состояние.    -  Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как? Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком.
- Каким образом барыня опять вмешивается в судьбу Герасима? Как ведет себя Герасим? Какие черты характера проявляет? ( Пытается всеми силами защитить питомицу, переживает, чувствует свое бессилие, но не идет на конфликт ни с кем)
-          Как реагируют на происходящее присутствующие слуги?
- Какие черты характера Герасима проявляются в этом эпизоде?
(Герасим – человек сильной воли, честный, прямой, мужественный.)
-          Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой.. Он… не то что наш брат»? как вы понимаете эти слова? (Все видят и знают, что Герасим никогда не лжет, не притворяется. Его слову верят, его уважают. Как он пообещал сделать, так и сделает.)
- Почему такой богатырь Герасим вынужден подчиниться барыне?
-         Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму? Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни
Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан?( Он хочет последний выход с Муму сделать как можно приятнее для неё.)
- Как выполнил Герасим своё обещание?
- Каково было душевное состояние Герасима? (зачитать)
Есть ли в повести еще люди, подобные Герасиму? Какие черты составляют его нравственный облик?
*Какая сцена в произведении показывает нравственное превосходство
Герасима над другими дворовыми, где он буквально выше их?
Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни любовь к ближним, любовь к Отечеству, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Эти качества присущи Герасиму, этим он отличается от других. А Герасим выше их, так как посмел ослушаться старуху, спрятав собаку) А дворовые проявляют малодушие, они боятся хозяйки)
-          Как вы думаете, когда Герасим решил навсегда уйти из дома? Из чего вы сделали такой вывод? Когда утопил Муму, только тогда. ( Герасим не имел никакого права уходить в деревню. Но так жить он дальше не мог, не мог терпеть унижения барыни) ( В Герасиме победила не привычка подчиняться, а уважение к своему достоинству, желание освободиться от духовного гнета. Это был. его нравственная победа над барыней, победа добра над злом.) Ведь человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.
-          Вспомните финал рассказа. В каком настроении возвращался к себе в деревню Герасим? Несокрушимая отвага, отчаянная и радостная решимость.
V.Рефлексия.
 -Что нужного, интересного вы узнали сегодня?
Д/З : Существуют две точки зрения на героя Тургенева
1.​ Герасим – слабый, безвольный человек
2.​ Герасим – человек, обладающий силой духа.
С какой вы согласны, обоснуйте.