Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности в Республике Казахстан


Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности в Республике Казахстан
Большинство исследователей, трактующих этничность, акцентируют внимание на ее дифференцирующей функции и обращают внимание на культурные маркеры, посредством которых одна культурная общность отличается от другой.
Согласно Шаповаловой О. С., этими маркерами (знаками, символами) являются язык, верования, отношения, чувства, действия, обычаи, формы искусства и т.д. В рамках национальной культуры, национально-этнического сознания эти этносимволы выступают как своеобразные формы социально-исторического опыта конкретного этноса, обусловливая национальную специфику миропонимания. Каждый из этих показателей выражает этническое содержание, то есть осознание культурно-групповой идентичности, не зависящей от социальных и классовых факторов. Поэтому этносимвол, как символическое образование в предельно концентрированной форме, выражающее, так называемый, «дух» народа, является субстанциональным ядром, организующим знаковую среду, характерную для данной этнокультурной системы.
Этносоциальные символы являются одними из первичных культурно-языковых, психологических, демографических, политических, экономических индикаторов, показывающих зарождение межэтнического конфликта, независимо от его характера выраженности и течения. Они отражают противоречия, возникшие в процессе функционирования, развития этнической общности, а также в процессе межэтнического взаимодействия.
При прогнозировании и диагностике межэтнических конфликтов необходимо учитывать особенности и многообразие этносоциальных символов, посредством которых возможно определить начальную стадию зарождения этнического конфликта, согласно чему культурно-языковые и социально-психологические этносоциальные символы появляются в период возникновения угрозы насильственного разрушения материальной и духовной культуры, системы, ценностей и традиционных норм этнической группы. Этот процесс вызывает защитные реакции этнической общности, что, соответственно, несет в себе конфликтогенный потенциал. Например, такие факторы как переименование названий улиц, населенных пунктов, географических реалий, возведение новых памятников и других скульптурных сооружений, социальная стратификация общества с этнической принадлежностью населения и т.д. встречают более или менее выраженное сопротивление со стороны определенных этнических групп. Этот процесс, согласно исследователям теории конфликтов, можно назвать защитной реакцией этнической общности. Однако, эта реакция несет в себе и конфликтогенный потенциал.
Конкуренция этнических групп ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. Конфликт интересов быстро перерастает в агрессивную враждебность, а взаимодействие с негативно оцениваемой чужой группой увеличивает групповую сплоченность и создает новые символы групповой идентичности.
Окончательно разрешить тот или иной конфликт нельзя. Пока существуют этносы, периодически будут возникать противоречия в их взаимодействиях. Прояснение сущности этих противоречий невозможно без изучения символических форм любой национальной культуры. Специфика этноса сопряжена со спецификой культуры, которую она создает. В этих условиях резко повышаются актуальность и значимость национально-культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов.
В рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «Процветание, Безопасность и улучшение благосостояния всех Казахстанцев», рассмотрена  стратегия долгосрочного развития Казахстана до 2030 года.  Благодаря, которому, изменилась траектория движения страны. Сохранение стабильности в обществе стало одним из краеугольных направлений внутренней политики нашего государства. Поэтому главная задача идеология сохранения межнационального диалога и мира.
Использованная литература:
1.Шаповалова О. С. "Этносоциальные символы зарождения межэтнического конфликта" Дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. – Ростов-на-Дону, 2008.
2.Морозов А.А. Казахстан за годы Независимости. Алматы, 2005.