ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Одной из современных технологий контроля и диагностики учебных достижений учащихся является - тестовая технология.Что же такое тест? В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.
Если мы говорим о педагогическом тестировании, то на мой взгляд, больше подойдет следующее определение: тест является объективным методом контроля знаний учащегося, инструментом, позволяющим выявить факт усвоения .
В наиболее популярной классификации тесты можно разделить на две группы:
тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных, продолжить последовательность, установить соответствие);
тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).
По виду тестовые задания можно классифицировать кактесты с однозначным выбором ответа, тест с многозначным ответом, тесты на дополнение, тесты перекрестного выбора.
Традиционно в методике обучения сложилось мнение, что назначение тестов- выявление уровня усвоения знаний. Кроме функции контроля тест реализует и другие учебные функции: диагностическую, обучающую, организующую, развивающую, воспитывающую, контролирующую.
Действительно, тест выявляет общую картину успеваемости группы и определить уровень усвоения материала каждым студентом.Это позволяет продолжить индивидуальную работу, как с успевающими, так и с отстающими.
1
Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Кроме того тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и тестируемый хотя бы видит правильный ответ.
Тест способствует развитию логического мышления интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся.
Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.
Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу
Тестовая форма предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которой он был лишен при традиционном способе оценивания. Объективность тестирования - еще одно из его преимуществ. Даже при плохом результате тестирования у учащегося не возникает обиды ни на кого, кроме как на самого себя.
В своей практике преподавания я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.
2
Поэтому в процессе обучения математики не следует ограничиваться лишь тестовым контролем, как и любым другим способом проверки, а необходимо их разумное сочетание.
6
Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала, индивидуальными особенностями студентов группы.
Приведу примеры различных видов тестовых заданий по дисциплине «Математика».
Тесты с однозначным выбором ответа.На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовой ответ или понятие.
Верно ли, что (3x+4)′=3?
1) да 2) нет 3)нет ответа
Найти производную функции f(x)=x3/6-0,5x2-3x+2в точкеx=-1
1) -2,5 2) 1,5 3) -1,5 4) 2,5
Решить анаграммы и исключить лишнее слово
Гукр; арш: ностьжукро; метиадр; рафес.
Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа.
Дано уравнение прямой У= -2х+3, какие из точек принадлежат этой прямой.указать не менее двух вариантов.
а) А(2;-2) б) В(-1;5) в) С(3;0) г)D(-2;7) д)F(3;-2)
Среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.
Какая из перечисленных ниже функций является общим видом первообразной для функции f(x) = -х-4х3: 1) F(x)= –х2-х4 2) F(x) = –0,5х2-х4 ; 3) F(x) = –0,5х2-х4 +3;
а) 1 б) 2; в) 3; г) нет верного ответа
Тесты на дополнение.
В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися. Такие тесты полезны при изучении алгоритмов.
3
Например,
Если в каждой точке интервала (а;b) производная функции у=f(x) отрицательная, то функция на этом промежутке ___________.
Тесты перекрестного выбора.
Предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов может быть больше, чем количество заданий. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.Например:установить соответствие между функцией и ее производной
1) f(x) = 2x + 6 2)f(x) = -7x + 3 3)f(x) = sin x 4)f(x)=15 5)f(x) = cos x
а) 0 б) -7 в) -сosx г) -sinx д) -7 е)2 к) сosx
Тесты идентификации.
В них используются графические объекты или аналитические описания.
Например,
Какая из изображенных ниже графиков является графиком четной функции?
3903345158752404745168275113474516827519621599695
Сравните с нулем выражения sin 4, cos 1,8π, ctg 9π/7.Выберите правильную серию ответов
а) - + - ; б) + - -; в) + - +; г) - + + .
Тесты дополнения и перекрестного выбора более сложные для работы студентов, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах.
4
Еще одним преимуществом тестовых заданий является то, что задания легко поддается компьютеризации. Это дает возможность получить оценку сразу по завершении теста. Существует много разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет. В своей работе я использую тесы созданные с помощью таблиц Excel и свободно распространяемую программу MyTest , разработанную А.С. Башлаковым. MyTest - это система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
При применении тестовых технологий необходимо помнить, что тест включает в свой состав следующие системообразующие элементы:
варианты ответов, в которых присутствуют наряду с правильными ответами и неправильные ответы с учетом ошибок испытуемых (в случае использования заданий с выбором ответа);
эталон (правильный ответ выполнения задания);
правила их применения;
отработанную систему организации испытания;
систему обработки и анализа результатов;
систему оценок за выполнение каждого задания .
Конечно, задания в форме тестов не является единственной формой проверки усвоения материала, так как имеет и свои недостатки:
с помощью тестов фиксируется только результат, но не ход их выполнения в тест невозможно проверить ход решения задачи;
выполнение тестовых заданий несёт в себе определённый элемент случайности.
5
Лозовская средняя школа
«Применение тестовых
технологий на уроках
математики»
(из опыта работы учителя математики
Бондарь Е.Н.)

2015 – 2016 уч.год